Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Концентрация в молитве


В эту субботу наступает Йом Кипур. В этот день синагоги заполняются евреями, для многих из которых это один из редких поводов прийти на молитву.
Но сам процесс молитвы для современного человека очень непривычен, и мы можем ощущать, что у нас нет достаточной концентрации на процессе обращения к Всевышнему. Эта проблема важна не только начинающим, но и многим более опытным людям. Сейчас мы рассмотрим несколько идей, которые смогут нам помочь сделать молитву более эффективной.
При общении с живым человеком мы общаемся, глядя человеку в лицо. Лицо собеседника фокусирует наше внимание на слушающем и помогает лучше сосредоточиться на контакте с ним. Интересно, что термин «интерфейс» можно дословно перевести как «между лицами».
Когда мы обращаемся к Б-гу, мы не можем иметь подобного эффекта в буквальном выражении. У Б-га нет лица. Более того, нам запрещено в еврейской традиции явно изображать какие-то лица для использования их в молитве. И мы обращаемся к невидимому собеседнику.
С другой стороны, я в свое время общался с представителями других религий, в которых присутствуют иконы. И некоторые из них мне говорили, что для них иконы — это средство для начинающих, которым непривычно молиться без образа, а более опытные молящиеся уже обходятся без этих «подсобных» средств.
Другими словами, можно сказать, что образ лица позволяет сфокусироваться нашему вниманию на процессе общения. В итоге в случае молитвы мы получаем систему с полезными и вредными свойствами.
Полезное свойство образа лица — он помогает нам лучше сфокусироваться. Но вредное свойство лица в случае молитвы — если мы бесконечного Всевышнего заменяем на «конечное» лицо, этим мы сужаем безграничное до ограниченного.
Можем ли мы использовать сильные стороны идеи, нейтрализовав ее проблемную часть?
Есть такое важное понятие — маска. Ее надевают на лицо. Кстати, в каббале термин «масах», или экран, имеет похожее звучание и смысл. Когда мы смотрим на маску, мы понимаем, что это не настоящее лицо, но за маской скрывается настоящий облик собеседника. Маска, с одной стороны, скрывает лицо собеседника, но, с другой стороны, помогает нам понять, где оно находится.
Таким образом, маска помогает нам сфокусироваться на том направлении, куда мы «посылаем сигнал». При этом маска статична и не меняет выражения лица. И мы понимаем, что маска менее выразительна, чем лицо, но более выразительна, чем полное отсутствие лица.
Кстати, многие люди надевают темные очки при общении. Собеседник знает, что за очками находятся глаза, может говорить, глядя в направлении глаз, но не может видеть их выражения. Такие очки тоже играют роль маски.
И человек во время молитвы может с большой долей аккуратности представить перед собой маску лица, которая как бы скрывает Всевышнего как собеседника, но позволяет лучше сфокусироваться на направлении «посыла» нашего общения.
Кстати, согласно описанию Торы, когда Моше спустился с горы Синай, его лицо «светилось», и он надевал маску во время общения с евреями, чтобы не «ослепить» их. Этот интересный образ из Торы также помогает нам лучше развить эту идею. Мы не должны эту маску создавать в виде реального изображения, но можем мысленно вообразить ее перед собой во время молитвы в отдельных эпизодах.
А какими конкретными чертами лица мы можем наделить эту «маску»? Есть два интересных варианта.
Первый — это использовать (очень аккуратно и в самом обобщенном виде) узнаваемые черты лица известных праведников и мудрецов. Наша традиция говорит, что большие праведники приблизились к тому, что их облик выражает проявление Б-жественного. И можно аккуратно представить себе статичный облик такого праведника в качестве «маски», обозначающей как бы находящегося за ней Творца.
Второй вариант — использовать черты лица своего папы. Для тех, кому посчастливилось иметь при жизни теплые и глубокие отношения с отцом, эти чувства помогут усилить наше отношение с Всевышним во время молитвы.
Кстати, есть Мидраш, который говорит, что, во время самого первого общения Моше с Б-гом в эпизоде с горящим кустом, Б-г обратился к Моше голосом отца.

Правильно и аккуратно работая с этой идеей на уровне нашего воображения, мы можем помочь себе лучше сфокусироваться во время молитвы.

« ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»

Страница 1 из 267

 


В избранное