Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Талит и тфилин - второе измерение


Схема и мета-схема, Евреи - и партнеры

Есть нетривиальная идея о том, что евреи - не только автономный проект,
Но и входят в "руководящую команду" - проектов - двух мировых религий/культур/цивилизаций - христианства и ислама. 
Назовем этот проект: Второе измерение - нашей работы. 

Развернуть - второе измерение - задача, требующая "многоходовой" логики. 
Прямолинейный подход - противопоказан. 

---

Мы находим - ключи к разворачиванию второго измерения - в глубинных аспектах - ключевых схем. 

---
Представляем одну из схем - и выстраиваем - шаги по ее разворачиванию. 

--
Одним из ключевых элементов - взаимоотношений евреев с Б-гом является процесс молитвы. 

В этом процессе - участвует несколько специальных объектов - играющих множество ролей. 

Большая часть этих ролей - нами еще недоосознана. 

---

Ключевыми объектами - участвующими в молитве - являются - тфилин и талит гадоль. 

---
Существует множество схем - активации тфилина и талита. 

Сейчас мы выстроим - еще одно измерение - в использовании их - для нашей задачи. 

---
Тфилин - имеет форму черной коробочки кубической формы - на "пьедестале"-основании. 

Предлагаем идею, высказанную р. Тамиром Зальцманом. 

По своей форме - тфилин (особенно ручной тфилин - не разделенный на отсеки) - похож на одну из главных святынь мусульман - Каабу. 
Кааба - это молитвенное место и место поклонения в системе ислама - одно из самых святых мест для арабов всего мира. 

---

Если мы - вносим на рассмотрение подобную (весьма неожиданную, но продуктивную) идею, то - у нас возникает ключевой вызов - найти в наших молитвенных атрибутах - объект, связывающий нас с христианами (или с их прародителем - Эйсавом). 

---
В данном случае - нам не очень сложно сделать первый шаг в этом поиске - так как в нашем списке главных атрибутов - нас ожидает ключевой элемент - талит. 

---
После того, как сама система - вывела нас на объект/прибор - нашей задачей будет извлечение соединяющих смыслов. 

---

Это произойдет опосредованным путем. 

Большой талит - сделан из шерсти. Также он накидывается на человека, как бы скрывая его под собой. 

Эти факторы - выводят нас на один из наиболее ключевых сюжетов в Торе, связанных с Эйсавом. 

Этот сюжет - в котором Яаков выдает себя за Эсава - при получении Отцовского благословения. 

В той истории - Яаков надевает на себя козлиные шкурки и этим как бы прячет свою идентичность, выдавая себя за брата. 

Двигаясь дальше - в поиске ключевых элементов связи между историями мы находим следующее. 
--
При рождении Эсава было сказано, что он родился волосатый как будто в "плаще/накидке". 

---
Кроме того, на четырех краях талита свисают четыре кисти нитей - цицит. 
Они напоминают четыре конечности - козленка/зверя. 

===== конец первой части =====

Часть 2
Глубинно-аналитическая. 

Итак, мы в контексте молитвы - нашли соответствие двум молитвыенным атрибутам - и их связи с двумя "партнерскими" религиями/культурами. 

----

Это выглядит очень красиво и выразительно. 

Но возникает вопрос: что нам с этим всем делать?

---
Ответ будет разворачиваться в разных направлениях. 

/1/ - новые аспекты - более тонких связей с системами (внешний интерфейс)
/2/ - парность системы - связи между самими "приборами". (Внутренний интерфейс)
/3/ - наша роль в процессе (мета-интерфейс). 

--
Будем расширять зону смыслов. 

/2/ - интересно заметить, что тфилин - черные, а талит - белые. 
Мы имеем дополнительность атрибутов цвета/света. 

Оба эти цвета - ключевые в еврейском служении. 

Белый цвет - символизирует открытый свет. 
Черный цвет - символизирует глубинно-скрытность. 
Подобно тому, как черная земля - внутри (в глубине) себя содержит семена, которые могут прорасти и проявить себя. 

Черное - это потенциал (глубинно-скрытый). 
Белое - это реализация - раскрывшийся свет. 

---
И в тфилине и в талите - есть ленточки/кисти, которые связаны с основным объектом, но играют особую роль. 

У тфилина - есть кожаные ленточки. 
У талита - есть шерстяные кисти цицит. 

---

Также продуктивным является противопоставление материалов. 
Тфилин сделан из кожи (включая пергамент внутри). 
Талит сделан из шерсти. 

Кожа - это цельный материал. 
Шерсть - это волосы, растущие из кожи - и сплетенные (связанные) вместе - в виде ткани. 

Кожа - изначальная цельность. Шерсть - множественность, сведенная воедино - в цельность. 

(Шерсть - это цельность "второго порядка"). 

---
В тфилине - скрывается свиток - с фрагментами текста Торы. 
В талите - скрывается человек/еврей - который читает текст молитвы. 

---
Сокрытия - напоминают "теснины". 
Система - "между теснин" (бейн а-мецарим).
---

Ремешки тфилина - плотно обматывают (связывают) руку /левую руку/. 
Это напоминает об Акедат Ицхак (связывание Ицхака во время принесения его в жертву). 

Ицхак - брат Ишмаэля. 

Талит - скрывает Яакова. 
Яаков - брата Эйсава. 

---

Тфилин - плотно прижимается к руке (притягиваясь ремешками). 

Талит - свободно свисает вокруг молящегося. Цицит - свободно свисают по краям. 

---
Тфилин имеет очень конкретную форму - кубическую. 

Талит сам по себе тоже имеет конкретную форму - прямоугольную. 
Но во время молитвы - он мягко облегает человека, принимая форму его тела. 
---

Тфилин - связан с местом, где молятся мусульмане. 
Талит - не связан с местом, где молятся христиане. 

Возможно, что это говорит о кошерности мест мусульманской молитвы и не кошерности (для евреев) мест христианской молитвы. 

----
Мы замечаем интересный феномен. 

В молитве - мусульмане нам ближе. 
(Они не вводят "иные" сущности). 

Но в работе с текстом Торы - христиане нам ближе. 
Они рассматривают текст Торы (в рамках Библии) не изменяя его. 
Мусульмане - в Коране - переделали многие сюжеты. 

Кстати, принято закрывать (чехлом, рукавом или Талитом) - коробочку ручного тфилина. 

Но талит - находится на самом видном месте (сам закрывая молящегося).

Можем предложить двойную интерпретацию. 

Большая Близость тфилина к телу (чем талита) - символизирует близость мусульманской молитвы. 
Большая видимость/заметность талита (чем тфилина) - символизирует близость христианской работы с Торой. 


===

Как нам правильно включиться в эту схему?

И талит и тфилин - имеют первичные смыслы (не содержащие идей о партнерских религиях/культурах). 

Эти первичные смыслы - универсальны и применимы ко всем молящимся. 

Второе измерение смыслов (предложенное выше) - является выражением "продвинутой" (advanced) работы, которая происходит параллельно с основной. 

То есть мы (евреи) не только сами - связываемся с Творцом, но и включаем в эту схему - наших "дочерних партнеров". 

Тфилин и талит - напоминают точки дополнительного подключения - других потребителей (Б-жественного Света и влияния). 

То есть мы сначала сами создаем линию связи с Творцом (и со светом Творца), а потом - передает этот Свет дальше - в мир, становясь "Ор ле Гоим" - Светом для Народов. 

---
То есть наша задача "удваивается". 

Сначала мы налаживаем канал своей связи с Вышестоящим Источником Света. А потом мы налаживаем канал связи с Нижестоящими Потребителями Света. 

===

Мы можем по-разному рассмотреть схемы задействования тфилина и талита. 

Вариант 1:

/А/ Головной тфилин - работает "на прием" - как наш инструмент связи с "Вышестоящим" Источником Света - Вс-вышним. 

/Б/ ручной тфилин - работает "на передачу" - Света в "Нижестоящий" мусульманский потребитель Света. 

/В/ талит - работает на "передачу" - Света в "Нижестоящий" христианский потребитель Света. 

---
Еще набросок - часто талит надевают, накрывая голову. 
Фигура напоминает человека без головы. 
Согласно Мидрашу, Эсаву отрубили голову и голова была похоронена в Пещере вместе с Еврейскими Праотцами. 

Глубинные комментаторы интерпретируют этот сюжет - как то, что Эсав умный - но он не мог организовать процесс управления "глупого" тела "умной" головой. 

То есть у него не умная голова команд овала телом,
А глупое тело (с его телесными желаниями - страсть и гордыня) командования головой. 

Два варианта интерпретации:
/1/Фигура под Талитом напоминает тело без головы. 
Мы как бы одухотворяем тело (Эйсава). 
/2/ Фигура под Талитом как бы объединяет голову и тело. Это символизирует процесс во влечения тела и головы в совместную духовную работу. 

---

Вариант 2 
Задействования. 

/А/ головной тфилин - работает на обслуживание Верхнего уровня связи. 
/Б+В/ - ручной тфилин и талит - работают на "два фронта". 
В базовом исполнении - они обслуживают прохождение Света во внутри-еврейский канал Потребления. 
В продвинутом исполнении - они обслуживают "внешних" потребителей. 

---
Высший пилотаж духовной работы:
Мы учимся держать активными (иметь "в виду") оба варианта работы. 
То есть мы совмещаем в нашем сознании - обе задачи/работы - и внутреннюю и внешнюю. 

---
Интересный вопрос - что означает четыре отделения - в головном тфилине?

Вариант ответа - они обслуживают все четыре канала работы - 2 для головного тфилина и 2 - для талита (внутренней и внешней - реализации). !!!

То есть - мы имеем в нашем внимании - даже не два, а четыре направления работы. 
Внутриеврейское направление - может быть совмещено в тфилине и талите, а может быть и разделено - как два разных фактора. 

---
Следующий интересный фактор. 

И тфилин и талит - признаки зрелости молящегося человека. 

Тфилин - еврей может одевать - начиная с 13 лет. 
Это - первый признак зрелости. 

Талит гадоль - ашкеназский еврей может надевать - после свадьбы, когда он становится женатым. 
Это - второй признак зрелости. 

(Сефарды - надевают талит гадоль как и тфилин - с 13 лет). 

----

Тфилин - напоминает направленное излучение. 
Талит - напоминает не направленное излучение (во все стороны). 

Что это может символизировать?

Ишмаэль - по каббале это чрезмерный Хесед. 
И направленность тфилина - это компенсирующая его Гвура. 
Эйсав - по каббале это чрезмерная Гвура. 
И ненаправленность талита - это компенсирующий ее Хесед. 

---
В тфилине - внутри находятся фрагменты Торы. 

Вариант интерпретации - мы хотим исправить ситуацию, в которой мусульмане исказили наш текст Торы. 
Мы внос в канал связи - кошерную версию Торы. 

Талит - имеет цельность. 

Вариант интерпретации - мы хотим исправить ситуацию, в которой христиане - внесли дополнительные элементы (ипостаси) в Обращении к Б-гу. 

То есть несем Тору - мусульманам, и целостность в молитве - христианам. 

---
Вариант (метафизический) возникновения антисемитизма. 

Возможно, что Вс-вышний закладывал в мир описанную нами схему взаимоотношений между самим Творцом, евреями и "подшефными" народами. 

И подшефные народы - на глубинно-"интуитивном" уровне ощущали необходимость такой схемы и отсутствие ее реализации. 

И - обижая - евреев, народы мира - на доступном им - языке - высказывали нам 
Свое недовольство - тем, что мы не включаемся в работу. 

---
Мега-хидуш. 

Уровень развития цивилизации/системы можно выразить тем, насколько:
А) система - умеет понимать - в чем подлинная (глубинная) суть проблемы;
Б) система - находит способы выразить свое недовольство - конструктивным и цивилизованным путем. 

---
В мире появилось понятие Суд - в котором пострадавшая сторона - получает цивилизованную форму - жалобы и исправления. 

Еврейский Суд - подразумевает гораздо более "продвинутую" форму работы с нештатными ситуациями. 

--
Также в мире появилось понятие - медицины. 
Клиент - приходит к врачу со слабо формализованным понятием - жалобы. 

Профессиональный врач - переводит постановку задачи:
Из уровня бытовой жалобы
На уровень - точного и глубинного описания сути - проблемы. 

---
Врач - ставит диагноз. 
Судья - ищет пути исправления. 

---
Эта система - имеет развитие. 

Иногда истец - приносит в суд поверхностное описание проблемы (только - со своей позиции). 

Он не всегда может - оценить более глобальные проблемы. 

Так, работник редко может понять аспекты работы - работодателя, который функционирует на более масштабном "фронте". 

----
Похожая ситуация - с врачом. 
Пациент - может пожаловаться на частный симптом. 
Задача врача - выявить комплексную картину ситуации, 
В которой объявленный симптом - является только частью. 

---

Применив упомянутую ситуацию, мы можем сказать,
Что народы мира - могут ощутить только свою часть проблемы. 

Но, что удивительно, что интуитивно - народы мира - ощущают, что корень проблемы - в евреях. 

То есть народы мира - интуитивно - выходят на больший уровень обобщения ситуации. 

Но сделать запрос - сознательно они уже не могут. 

И тем более - сообщить евреям, что они должны сделать, чтобы система заработала - они тем более не могут. 

----

Два масштаба - еврея. 

В нашей картине мира - субъект, работающий на двух "фронтах" - называется Израиль, что переводится как - прямо к Б-гу. 

---
При этом - данный субъект - функционирует на нескольких уровнях. 

А. Существует индивидуальный уровень работы. 
Каждый "продвинутый" еврей должен включиться - в схему. 

Б. Существует общинный уровень работы. 
Община, живущая в определенном месте - работает в рамках этой схемы 

В. Государство Израиль. 
Должно работать - на общемировом уровне. 

----
Сейчас - возник период - интуитивных претензий - к государству Израиль. 

При этом - формат этих претензий - весьма нестандартный. 

Евреи - убежали из мусульманских стран (чтобы попытаться - не связываться с мусульманским "фронтом работ"). 

Вс-вышний - вбросил внутрь евреев - "засланных" арабов, которые - взывают к вниманию евреев. Чтобы евреи - не саботировали свою задачу. 

Вместо сознательной работы - с обеих сторон:
Обе стороны - действуют в старых схемах,
Провоцируя старо-дикие (нецивилизованные) схемы претензий. 

---
Западно-христианский мир - сам отказался - от воинственных форм предъявления претензий. И таким образом - старые схемы выпадов в торочу евреев - вышли из употребления. 

Но Вс-вышний разработал еще более уникальную конструкцию. 

В Западном мире - активировался аспект "защиты прав человека". 

И формат претензий Запада к евреям - вылился в особенно замысловатую форму (еще более далекую от реальной картины описания). 

Западный мир - высказывает претензии к евреям - выражая их в форме - защиты "угнетенных арабов" от еврейских притеснений. 

---
То есть - не умея работать на глубинных уровнях, Запад тем не менее - нашел канал "активации претензий", " присоседившись" к каналу претензий самих арабов. 

----
Возникла еще более парадоксальная ситуация. 

Запад оказался в ситуации двойного сокрытия - понимания проблемы. 

Во-первых, Запад отказался от предъявления прямых претензий - на внутреннем "пространстве". 
Во-вторых, Запад воспользовался поводом активировать претензии, заимствовав чужой - мусульманский канал - по которому арабы - "домогаются" внимания евреев. 

---

Скорее всего, что предложенная схема - с использованием тфилина и талита - не является единственной. 

Более того, нам важно найти ее аналоги - на уровнях общины и государства Израиль. 

--
Община - может делать подобные вещи - в рамках миньяна. 

Миньян - это община в своем молитвенном служении. 

---

Кстати (!!!!!)

Для молитвы - имеется глубинное слово - авода - работа. 
Раньше во время действующих Храмов (начиная с Мишкана) в понятие Авода -входила Храмовая служба. 

Но (!) во времена Храмов - не было двух "подшефных" систем. 

Христианство - возникло на стыке эпох - Храмовой и без-Храмовой. 

Второй Храм - существовал в контексте наших взаимоотношений с империями - греческой и римской. Но обе эти империи - были языческими и мы не считали себя их "породителями". 

С разрушением Второго Храма - произошли "первые роды" монотеистической системы - христианства. 

И одновременно - статус Авода (работа) был переадресован к молитве. 

---

Молитва - (в данном формате) почти не может быть выведена на национальный уровень. 

У молитвы есть два уровня - 
Персональный
И общинный (в миньяне). 

---
В чем же - роль еврейского государства?

---
Это - очень плодородная тема - для многослойного осмысления. 

Самые первые наметки. 

С мусульманами - у нас есть близость - по кошерности молитвы. 

И возможно, что один из каналов передачи Света -
Через их мечеть, которая (пока) стоит на месте нашего Храма. 

Пока мы только выражаем свое пассивное недовольство наличием мечети наХрамовой горе. 

Но возможно, что в этом есть - замысел Свыше. 

Возможно даже, что инициатива Моше Даяна - после шестидневной войны - отдать Храмовую Гору - мусульманам - имела некоторый утверждения Свыше сценарий. 

--
С христианами - у нас близость - по тексту Торы/Танаха. 

Возможно, что шагом - в направлении усиления правильного Света - должно стать "расширение этого Канала Связи" путем передачи Христианам "новых ключей" к пониманию и интерпретации текстов Торы и Танаха. 

---
Возникает неожиданная гипотеза. 

Возможно, что должен появиться в качестве условно "самостоятельного" игрока на "арене" - персонаж "еврейская диаспора" - в-целом. 

И возможно, что ключи к Торе - могут идти - от этой "фигуры"
Как от группового разума, который занимается созиданием корпуса комментариев - для передачи его "в руки" - христианского мира. 

---
Нет уверенности - чья это миссия, Израиля - как центра или диаспоры?

В случае с Храмовой горой - ответ понятен. 
Пока не было Израиля - мы не могли "предоставить" арабам доступ к тому, чем мы сами не владели (к Хрмаовой Горе). 

В ситуации с Торой – не столь очевидно. 

И возможно, что здесь лучше всего воспользоваться схемой - Маханаим,
Как двухлагерной конструкцией - с лагерем/станом - в Израиле и с лагерем/станом - в диаспоре. 

Израильский лагерь - отвечает за центральной ты конструкции,
Диаспорный - за связь с миром. 

(Или - израильский за уровень Хохма, а диаспорный за уровень Бина). 

---
Кстати, помощь арабам - в молитве и помощь христианам - в изучении Торы 
выглядит весьма органично. 

Арабы - известны в мире - своей активностью в молитве. 
И имя их основателя - Ишмаэль - "Услышит Б-г". 

Западный мир - интеллектуально развит - и им "флаг в руки" - интеллектуально-смысловые ресурсы - от держателей канала-первоисточника - евреев. 

---

При этом - работа с мусульманами - уже содержит в себе все элементы. 

Но только пока - ни евреи, ни сами мусульмане - не ценят ситуацию. 
Евреи - пассивно недовольны. 
В таком контексте - арабы не видят причин быть благодарными Израилю, который сознательно - не проявляет правильного отношения. 

---
Кстати, 
Возможно, что стоит проработать правовой статус - ситуации. 

"Владение" арабами Храмовой горы - это не киньян (не приобретение). 

--
Интересная мысль 
Не киньян (однокоренное - Каин) 
Значит это что-то, связанное с фигурой Авеля. 
(Интересно обратить внимание на гипотезу от Бат-Шевы...)

Авель - приносил жертвы и Б-г их принимал. 
Стоит разработать эту тему !!!

---
В формате пользования - это должен быть вариант
То ли ШОЭЛЬ - одалживающий,
То ли СОХЕР - арендатор. 

Арендатор - должен выплачивать что-то хозяину. Что?

Одалживающий - только выражает благодарность. 
(Что тоже неплохо - особенно вместо нынешней вражды). 

Стоит продумать - идеи в этом направлении....

----
В случае с Западом - нужно не просто выдать доступ к текстам,
Но и построить на базе этих текстов - какие-то полезные технологии

В частности, развития сознания....


В избранное