Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Зачатие и рождение


Праздник Шавуот содержит в себе целую серию парадоксов и неожиданных "разворотов" идей.

Нерелигиозные евреи имеют  свое представление о праздниках. Оно берется из тех фрагментов традиции, которые "соприкоснулись" с "внешним" миром.

Песах с мацой, Йом-Кипур с постом, Симхат-Тора с танцами, Ханука с подсвечником - оставили след в сознании и памяти.

Шавуот не "включает" никаких знакомых ассоциаций.

Светскому человеку тяжело вызвать из памяти какую-то привязку к своему опыту.

С другой стороны, если взять исторический уровень праздника - те события, которые праздник увековечивает, то за Шавуотом стоит самый главный фактор в становлении еврейского народа - Дарование Торы.

Евреев не случайно называют Народом Книги. Имеется в виду не просто любовь евреев к чтению. Имеется в виду именно Тора, которая стала основой формирования еврейского народа.

А если мы еще учтем, что  христианство и частично ислам - имеют  в своем фундаменте сильную опору  на Тору, то получается, что Шавуот - связан с величайшим событием для всего мира.

Мы имеем парадокс важности события и "ненавязчивости" самого праздника.

С другой стороны, в нашем  календаре есть не один праздник, посвященный  Торе, но целых два.

Второй - Симхат-Тора и его  обычаи многим знакомы и любимы.

Многие светские евреи с удовольствием приходят в синагоги, чтобы потанцевать и повеселиться в кругу "соплеменников".

Для некоторых (особенно "пугливых") евреев делают еще и "скидку". Часть  танцев переносят из синагоги на улицу (перед синагогой) и тогда еврей может присоединиться к веселью, даже не заходя в синагогу.

С Симхат-Торой возникает  парадокс другого типа.

Смысл этого праздника  состоит в том, что евреи во всем мире в этот день заканчивают  очередной годовой цикл изучения Торы, разделенный на недельные "порции".

То есть в отличие от Шавуота, где мы говорим о Получении  Торы в Симхат-Тору мы отмечаем наше реальное ее изучение.

Разница похожа на то как  один человек купил книгу и  поставил ее на полку, а другой человек  эту книгу прочитал, что гораздо  более знаменательно.

Но демократичность Симхат-Торы в том, что к нам могут присоединиться и те евреи, которые Тору даже не открывали. Они тоже могут танцевать  в нашем дружном кругу, разделяя радость с теми, кто Тору изучал.

Вернемся к Шавуоту.

Как нам найти объяснение "скромности" обычаев праздника.

Наша традиция всегда имеет  несколько причин.

Первая причина может  быть объяснена исходя из сравнения  Шавуота с Симхат-Торой. В Шавуот мы отмечаем момент, когда нам "подарили книгу" и мы можем "поставить  ее на полку". В этом моменте нет наших заслуг.

И только тогда, когда мы этот подарок не только приняли, но и воспользовались им, изучив эту  книгу - мы заслуживаем настоящего праздника.

Кстати, с точки зрения Б-га как дарителя подарка - особенной  радостью является именно факт того, что его подарок был "освоен".

Но есть и другой аспект.

Праздник Шавуот имеет  оригинальную особенность. Религиозные  евреи имеют обычай учить Тору всю ночь в Первый День праздника.

В этой ночной учебе есть как бы элемент скрытности, мы учим Тору не на виду всего мира, а тогда когда все остальные спят.

Какую идею можно вывести  из этого обычая?

Одна из идей - это то, что  особенно ценные и дорогие нам  вещи лучше всего делать не публично, а как бы в "интимной" обстановке.

Мистика всегда ассоциируется не только с таинственностью, но и со скрытностью. И поэтому ночная учеба символизирует "интимность" наших отношений со Вс-вышним, также как спальня является самым "интимным" местом в доме.

А теперь мы можем совместить эти две идеи - интимности и начала.

Праздник Шавуот напоминает процесс интимности зачатия, где  Тора играет роль "семени". А в  Симхат-Тору мы публично празднуем  как бы рождение (результата), приглашая  гостей на общую радость.

И еврей рождается не тогда, когда Тора стоит у него на полке, а когда ее изучение входит в нашу жизнь.

А может ли включиться в  процесс еврей, который не считает  себя ортодоксальным? Конечно может.

Во-первых, Вы можете присоединиться к Шавуоту, если немного поучитесь (хотя бы час) в ночь Шавуота.

И во-вторых, Вы можете каждую неделю посвящать хотя бы час изучению интересных аспектов Торы.

И тогда в Симхат-Тору Вы будете не просто гостями, но "именинниками", радующимися прохождению этапа  на пути своего становления.

В избранное