Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Мистические праздники еврейского календаря


В духовных системах есть два типа праздников. Одни из них - происходят при "фанфарах" - как во время коронации Царя. Другие - как бы "скрытые".

Яркий пример первых - Рош  а-Гана, когда мы трубим в шофар - провозглашая величие Творца мира.

Наши "окрытые" праздники/даты расположены по четырем сезонам, проявляя разные аспекты бытия.

Весной - мы имеем Песах  и Шавуот, объединенные 49 днями сфират а-Омер.

Осенью - мы имеем месяц  праздников - тишрей, с Грозными Днями - Рош а-Шана и Йом-Кипур и с Радостными днями - Суккот и Симхат-Тора.

Зимой - мы имеем два праздника, связанных с нашим взаимоотношением с народами мира - Ханука и Пурим.

И летом - у нас есть 2 поста - 17 тамуза и 9 ава, связанные с проблемными  сюжетами (Телец и Разведчики), с разрушением Храмов, но также в глубине их - скрыты позитивные энергии, связанные с идеей Мошиаха.

Но в нашем календаре  есть еще и "скрытый" слой - мистических  праздников/дат, которые находятся  как бы в тени - но которые содержат важные концепции и механизмы.

Интересно, что в каждом из четырех сезонов - есть (по крайней  мере) по одному такому мистическому дню.

Зимний мистический день - это праздник Ту би-Шват (Новый Год Деревьев), который мы будем скоро отмечать.

Не случайно у нас фигурируют два понятия - Новый Год и деревья (или растения).  Наш праздник - как и положено Новому Году - стартует глубинный цикл, который связан с символами и энергиями растительного мира, в частности и в их мистическом понимании.

Весенний мистический  день - Лаг ба-Омер. В нем также есть (как минимум) две идеи - он часть дней Омера, когда приносили в Храм сноп ячменя. И он является йор-цайтом (день ухода из нашего мира) Раби Шимона бар Йохая, величайшего из мудрецов и мистиков, автора книги "Зоар".

Летний мистический праздник - Ту биАв, или 15 Ава.

В нем содержится целый  букет сюжетов.

Во времена странствий по пустыне - каждый год 9 Ава - часть  евреев умирала как наказание  греха разведчиков. При этом - они  ожидали смерти с 9 по 15 ава, а в 15 Ава (полнолуние) - они торжественно объявляли, что наступил конец этого периода на ближайший год.

В более поздние времена - в этот день устраивали обряд "знакомства", когда девушки выходили в белых  платьях плясать хороводы, а женихи приходили и выбирали себе невест среди танцующих девушек.

Во времена Храма - в  этот день заканчивали заготавливать  дрова для жертвенника, так как  до этого времени дрова были максимально  сухие (из-за жаркого Солнца) - а после  этого дня влажность увеличивалась.

Мы видим много символизма в этих сюжетах.

Осенью - все праздники  сконцентрированы в месяце Тишрее.

Осенний мистический праздник "спрятался" внутри Суккота.

Это Ошана Раба - седьмой день Суккота, полупраздничный День (холь а-моэд), когда мы в синагогах выполняем ритуал "битья" веток ивы.

Летний день - 15 Ава, был более известен в Древние времена, а сейчас - остался в роли праздника "для знатоков", которые могут реализовать его потенциал.

Ошана Раба - день хорошо известный  тем, кто молится в синагогах. В этот день мы имеем особенно длинную  молитву.

Ту биШват и Лаг баОмер - были "освоены" и разработаны  великим каббалистом Аризалем, который  внес в них мистические смыслы.

Объединяют эти дни  растительные образы/символы.

В Ошана Раба - мы действуем  с ветками ивы, которая также  является частью суккотнего набора - из четырех растений.

Растительная часть 15 Ава - эта тема дров, которые сгорали на жертвеннике Храма.

Растительная часть Лаг  ба-Омера - это сноп (Омер) ячменя, который приносили в Храм - в период от Песаха до Шавуота.

И наконец в Ту би-Шват - Аризаль работал с двумя наборами растительных образов.

Это, во-первых, семь плодов, которыми славится Земля Израиля - пшеница, ячмень, маслины, гранат, виноград, инжир и финики.

И это 4 группы плодов - символизирующие 4 мистических мира - асия, йецира, брия и ацилут.  Это растения с кожурой и косточками, с кожурой, с косточками и полностью съедобные.

Кожура и косточки  - символизируют два вида "зла" (клипа) в которых присутствует добро. 

Кожура - защищает плод, пока он не созрел (аспекты взросления).

Косточки - символ скрытого потенциала, который может прорасти в новое плодовое дерево, если попадет в правильную почву с влажными условиями. 

Более "тонкие" идеи мы разберем в следующем материале. Добавить комментарий на сайте автора статьи

В избранное