Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Многомерная Ханука



Еврейские духовные ресурсы и идеи - обладают огромным разнообразием внутренних смыслов. 
Часть этих смыслов доступны и ребенку. И обычно в религиозных семьях - с этими смыслами знакомят с детства. 
Но важной задачей является взросление человека при котором он познаёт глубины этих же ресурсов и идей. 
В нашем сознании - каждая идея должна "взрослеть" вместе с нами. И чем глубже мы постигаем еврейские смыслы, тем интереснее становится наша жизнь, в которой взаимно отражаются еврейские ресурсы. 
Любопытно, что когда у нас накапливается целая серия смыслов - они могут между собой вступать в "причудливые" взаимосвязи, создавая новые "комплексные" смыслы и даже парадоксы. 
Особенно в этом смысле выразительна Ханука. В ней "сталкиваются" весьма противоположные идеи. 
Самая известная парадоксальность это "макабиада" - спортивные соревнования евреев в стиле греческих Олимпийских игр, названные в честь одного из наиболее выдающихся борцов с греческой культурой - Йегудой Маккаби (он же - Макковей). 
Перечислим еще несколько парадоксальных феноменов. 

Масло, которое мы вспоминаем в Хануку - имеет очень сакральный смысл, связанный с тончайшими мистическими процессами. 
Тем не менее при этом - чтобы увековечить аспект масла, еврейская ханукальная кухня наполняется совершенно "одиозными" супержирными и насквозь пропитанными маслом - пончиками, блинчиками, картофельными латкесами, в-общем - еврейство отдается самым "разнузданным" антидиетическим чревоугодиям. 
И, наконец, третий контраст. Тот самый кувшинчик с маслом, который впоследствие горел восемь дней - был изначально спрятан (греки его не нашли) и он символизирует самые скрытые части нашей души. 
И вместе с этим - сейчас мы выставляем наши ханукальные светильники на окно, чтобы их увидел весь мир. Это даже официально называется "пирсума ниса" (дословно - реклама чуда). 
В нашей любимой Хануке причудливо переплетается грубое с тонким, скрытое с публичным. И наша задача - правильно выбрать нужные идеи. 

Несколько слов о культурных отношениях с греками. 
Мы в Хануку отвергли греческую модель духовности. 
Но впоследствие еврейские мудрецы взяли "на вооружение" многие греческие научно-философские идеи - в частности Рамбам многое почерпнул из Аристотеля, а идеи эманации, разработанные Школой Платона (по мнению многих исследователей) помогли развить еврейскую мистическую концепцию сфирот. (На языке Торы - Яфет в шатрах Шема).
Посмотрим глубже - в смысловые ряды нашего праздника. 
За восемь дней мы зажигаем в общей сложности 36 основных свечей (плюс 8 шамашей - вспомогательных). 
Говорят каббалисты, что первый человек - Адам родился в "полдень шестого дня", успел согрешить, но из сада он был изгнан только после первого Шаббата. 

Это означает, что он провел в райском Саду - 12+24=36 часов. И на мистическом уровне 36 свечей как бы излучают свет 36 часов в которые первый человек наслаждался Б-жественным Светом и близостью ко Вс-вышнему. 
Ханука и Пурим - привносят в наш мир две наиболее мистические жидкости - оливковое масло и вино. При этом вино - обладает сугубо внутренним применением. А оливковое масло соединяет в себе внешнее и внутреннее. 
Мы его едим и мы его зажигаем, чтобы оно дало нам свет. При этом масло также используют для смазки (чтобы убрать трение) и масло - отталкивает воду (не смешиваясь с ней). 
Храм также имел глубинное значение, олицетворяя человеческие мистические качества. 
Снаружи Храма был жертвенник, на котором приносили животные жертвы. Это - символ нашего животного начала, которое мы освящаем. 

Внутри Храма стояли стол с хлебами, жертвенник для воскурений и светильник - менора. Стол обозначает пищу, которую мы впускаем в себя (а также информацию, которую мы как бы "пережевываем" и усваиваем). Жертвенник для воскурений обозначает утонченные мысли, которые мы освящаем. 
А Менора - несет в себе символический образа света. Свет "работает" в две "стороны". Он может быть направлен "внутрь нас", помогая нам постичь (осветить) самих себя. А может быть направлен вовне, когда мы освещаем другим людям - понимание мира. 

Когда мы зажигаем Ханукальные светильники, мы включаем в себе - еврейское качество быть "светом для народов". 
При этом в дни Хануки окружающий мир (по контрасту) находится в зимне-темном времени года. 

Желаем читателям удостоиться "Нового Света".

 

Тора, Пророки, Писания(4/488)

Недельная главаТора и психология,Учат мудрецыВремена и даты

Зарисовки от мудрецов(2/1)

рав Давид Форман Разное

Биографии(1/4)

Меир Брук

Иудаизм(10/587)

Мошиах Семья и воспитание детей,МолитваЕвреи и мирКаббала,Законы, традиции и обычаиКашрут,ГлоссарийЭнциклопедия еврейских понятийОбо всем

Закрытый раздел(1/2)

Эволюционный иудаизм

Расписание(3/15)

Меир БрукОбъявленияАрхив мероприятий

Видео-лекции, песни...(9/30)

www.torahanytime.com Мистические духовные практикиИнтересные события в моей жизниВозрастные кризисы по ТореЕврейская музыка, мелодии и песни.Недельный отрывок Торы Парашат гашавуа. "Гафтара".Меир Брук и Арье БродкинЮморДругое

Статьи коллег(7/72)

ВызовыТочка зренияПинхас Полонский Ефим Свирский,Беньямин Шульманрав Эрез Моше ДоронРазное по теме

См. также: (8/1258)

Это интересноЕврейские анекдоты истории и приколыЕврейская музыкаЕврейский кинозалМысли вслухЕврейская мудрость в притчах и майсахЕврейские сказкиРазное


В избранное