Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - ПЛОДЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ - Гениальная статья о Ту би-Швате


Автор: M. Bruk   
07.02.2012 23:16
Рабби Симон Якобсон (перевод — Меир Брук)

Наши мудрецы говорят, что изначально все деревья были плодоносящими. И это состояние вернется к нам в эпоху Мошиаха.
Бесплодное дерево это симптом несовершенного мира, потому что основная функция дерева – приносить плоды.
Если «человек это полевое дерево», а плод является высшим смыслом и достижением дерева, то вот семь плодов, которые «коронуют» человеческий и природный урожай. Это те семь плодов и злаков, которые Торой выделены как примеры плодородия Святой Земли: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики.
Пятнадцатый день еврейского месяца шват – это день, выделенный в еврейском календаре, как новый год деревьев. В этот день мы празднуем мир божественных деревьев, и дерево внутри нас, мы едим семь плодов, которые являются типизацией различных компонентов и режимов человеческой жизни.
Еда и/или корм.
Мудрецы каббалы говорят нам, что каждый из нас имеет не одну, но две души: животную душу, которая объединяет все наши природные и ориентированные на себя инстинкты эго, и божественную душу, которая объединяет все трансцендентные порывы, наши желания уйти от нижнего «я» и выйти на уровень, больший, чем мы сами.

Как название говорит само о себе, животная душа – это та часть нас, которая общая для всех живых творений. Это инстинкты самосохранения и размножения. Но человек гораздо больше, чем сложное животное. Есть качества, которые уникальны для нас, как человеческих существ, качества, происходящие от нашей божественной души. Есть точка, в которой мы поднимаемся над собой нижним и его нуждами, то есть вопросами животного начала: «как мне выжить, как мне получить пищу, жилье, деньги, власть, знания, удовлетворение», к сверх-личностной перспективе: «кто я и какой цели я служу». Это точка, в которой мы прекращаем быть еще одним животным в Б-жественном мире и начинаем осознавать свою уникальность как человеческих существ. Мы не говорим, что животная душа должна быть отвергнута в пользу Б-жественной души. Это две души, которые являются неотъемлемой частью жизни и цели. И даже если мы стимулируем Б-жественное в нас подняться над просто животным, мы также должны развивать и совершенствовать и наши животные части личности, учась как культивировать конструктивные элементы в своем нижнем «я», такие как уверенность в себе, смелость и настойчивость.
Пшеница – это основа человеческой диеты, представляющая необходимость питать в нас то, что особенно человеческое в нас. Питать Б-жественные стремления, которые являются сутью нашего человеческого. С другой стороны, ячмень – это типичная животная пища, и она представляет собой стремление развивать и питать наше животное начало, и эта задача не менее важная по отношению к нашей миссии в жизни, чем культивация Б-жественной души.
Радость
Пшеница и ячмень – это два злака среди семи плодов представляют основу нашего внутреннего содержания. Дальше идут пять плодов, которые следуя за базовыми злаками являются десертами в нашем духовном меню. Они добавляют вкус и «живость» в нашем базовом продвижении и развитии. Первый из этих пяти плодов – это виноград, чья основная характеристика – это радость. Как сказано у классиков, «...мое вино, которое делает радостным Б-га и человека». Итак, радость – это раскрытие. Человек, который зажигается радостью, имеет те же базовые качества, что и человек без радости, то есть то же знание, ту же интеллигентность, он тоже любит, ненавидит, хочет и желает. Но в состоянии радости все более «озвучено», все звучит глубже, живее, разум более острый, любовь более глубокая, ненависть более живая и желания более агрессивные.
Эмоции, которые обычно лишь слабо обозначены, с помощью радости раскрываются в полной мере и как сказано в Талмуде, «когда вино входит, скрытое выходит». Безрадостная жизнь может быть полноценной во всех других смыслах, но, тем не менее, она является плоской жизнью. Все есть, но все только скользит по поверхности бытия. И божественная и животная души содержат гигантский резервуар инсайтов и чувств, которые мы, может быть, никогда не увидим при свете дня из-за того, что ничего их не стимулирует. Поэтому виноград представляет элемент радости в нашей жизни, радость, которая раскрывает эти потенциалы и добавляет глубину, цвет и интенсивность всему, что мы делаем.
Вовлеченность.
Мы можем какую-то вещь делать полноценно и совершенно, мы можем даже делать ее с радостью, но где при этом мы сами, вовлечены ли мы в этот процесс. Вовлеченность означает большее, чем делать просто правильно. Она означает, что нас это волнует, что мы вовлечены в задачу. Это означает, что мы впечатлены тем, что мы делаем и это может быть к лучшему или к худшему. Поэтому четвертый плод – инжир, он также считается плодом познания добра и зла. Связан он с плодом, который Адам и Ева пробовали, когда совершили свой первый грех в истории. Хасидское учение объясняет, что даат - знание включает в себя интимную вовлеченность с изучаемой вещью и также, как сказано «Адам познал свою жену». И грех Адама происходит от его отказа осознать, что есть какие-то вещи, от которых он должен дистанцироваться. То есть Адам хотел как бы иметь интимное знание, то есть близость с каждым уголком Б-жественного мира, то есть быть вовлеченным во все божественные творения. Даже со злом, даже то, что Бог объявил, что оно создано вне его рамок. Инжир, который съел Адам – это одна из наиболее деструктивных сил в истории, но она при этом наиболее мощная и конструктивная сила. И поэтому инжир представляет нашу способность глубокого и интимного вовлечения в любую позитивную вещь. То есть мы должны ее использовать для позитива и для интимного вовлечения. Это вовлеченность, которая подчеркивает, что мы становимся единым с тем, что мы делаем.
Действие.
«Как багряная нить — губы твои», говорит царь Шломо в Песне Песней, подчеркивая празднование любви между Небесным женихом, то есть Всевышним и его суженой, то есть Народом Израилем. И сказано там, что «Как дольки граната - щеки твои». Как интерпретируется это в Талмуде - аллегория граната выражает истину, что даже самый пустой из вас, то есть из евреев, будет полон хорошими делами, как гранат. Гранат не просто модель чего-то, что содержит много частностей. Она также адресуется к парадоксу, как индивидуальный человек может быть пустым и одновременно полным хороших действий, как гранат. Гранат – это очень сильно разделенный внутри на отсеки плод. И каждая из сотен зерен обвернута собственным покрытием и отделена от своего ближнего плотной мембраной. Это может нас научить, что таким же путем возможно для человека делать хорошие дела и много хороших дел, которые тем не менее, останутся изолированными действиями без или с малым влиянием на природу человека и его характер. То есть человек может обладать многими добродетелями, но они не станут его личностью. Он может быть полон хороших дел, но, тем не менее, остаться морально и духовно пустым. Если инжир представляет способность полного вовлечения, идентификации с тем, что мы делаем, то гранат, его антитезис, представляет нашу способность превзойти себя в действии или путем, не затрагивающим наше внутреннее духовное состояние. То есть это способность делать, достигать вещей, которые как бы несовместимы с тем, кто мы есть или тем, кто мы в настоящий момент, то есть противоположно инжиру. Гранат – это как бы некоторое «лицемерие», но в его благородной форме. Это отказ от зацикливания на нашем текущем состоянии и настойчивость в том, чтобы действовать еще лучше и в более Б-жественном плане, чем мы есть. То есть мы не всегда должны быть там, где мы сейчас, мы должны себя преодолевать и понимать, что мы должны быть выше над собой, двигаться.

Борьба.
Для большинства из нас жизнь – синоним борьбы. Мы боремся, чтобы укрепить свою идентификацию под тяжелой тенью родительского влияния или влияния наших друзей. Мы боремся, чтобы найти партнера в жизни, а потом боремся, чтобы сохранить нашу семейную жизнь. Мы боремся, чтобы вырастить наших детей, а потом боремся за наши отношения с ними, когда наши дети станут взрослыми,. Мы боремся, чтобы заработать себе на пропитание, а потом боремся с чувством вины за то, что в нас все хорошо. И под всем этим лежит вечная борьба между нашим животным и божественным началами, между нашими инстинктами, ориентированными на себя и нашими устремлениями подняться над собой, чтобы коснуться Божественного.
И маслина – это та часть нас, которая представляет эту борьбу, которая борется в нас. Так же как маслина, говорят наши мудрецы, дает масло, только когда ее сжимают, то есть сдавливают. То есть мы проявляем лучшее в себе тогда, когда нас давят между двумя «мельничными жерновами» жизни и противо-силами разделенной личности.
Совершенство.
Также как инжир противопоставляется гранату, маслина противопоставляется седьмому плоду – финику, который представляет в себе способность мира спокойствия и совершенства.
Также как правильно, что мы ведем себя лучшим образом, когда мы под давлением, так же правильно и что в нас есть утонченные потенциалы в душе, которые проявляются только тогда, когда мы полностью в мире и гармонии с самими собой. Только тогда, когда мы достигаем баланса и гармонии среди разных частей своей души. И поэтому Псалмопевец Царь Давид говорит что «Праведник подобен финиковой пальме». А Зогар объясняет, что есть некоторые виды пальм, которые приносят плоды только после 70-ти лет. И на основе этого говорится, что человеческий характер состоит из семи Б-жественных атрибутов, каждый из которых состоит из 10-ти подкатегорий, поэтому то, что цадик дает плоды после 70-лет, это плоды абсолютных гармонии и спокойствия, продукты души, в которых каждый аспект и нюанс характера очищен и приведен в гармонию с личностью, с ближними и со Вс-вышним. И также как маслины и финики выражают два очень разных духовных аспекта личности, они присутствуют одновременно внутри каждого человека. Потому что посреди наших самых жарких битв мы всегда можем найти спокойствие и силы для гармоничной тишины и совершенства, которое находится в самой сердцевине наших душ. И даже в наши самые спокойные моменты мы всегда чувствуем вызов, который провоцирует нас к еще большим достижениям.

В избранное