Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Рассечение моря — мистический аспект


Автор: M. Bruk   
02.02.2012 21:11
(черновые тезисы)

Вторым каббалистическим сюжетом, который мы сегодня разбираем будет комментарий на одно из самых ярких событий не только в нашей главе, но и во всей Торе - комментарий на рассечение моря. В Торе (Брейшит 14:21) сказано «...Моше распростер руку над морем, и Бог раздвинул море с помощью сильного ветра, который дул всю ночь...».
----------------------комментарий-------
--------------------
Рассечение моря было результатом полного раскрытия Божественного.
Б-г раскрывается в мире с разной интенсивностью, и рассечение моря – это было максимальное чудо, соответствующее полному раскрытию Божественного.
В духовных мирах существуют два «пространства». Одно – «мир» сознательных форм проявления, который называется на арамите «алма де итгалья». (от слова геула — раскрытость). А второе – внесознательный «размытый» мир, который называется «алма де иткасья», (от слова кисуй - сокрытость). Это мир, который находится между бытием и небытием.

Простой смертный (в обычном состоянии сознания) не имеет доступа к алма де иткасья, потому что этот мир представляет схватку между бытием и небытием. И если человек в обычном режиме попадет туда, то он легко может исчезнуть из мира, то есть умереть. Но при рассечении моря произошло именно это. То есть сверхсознательная эманация, которую символизирует море, которое, «скрывает» свое содержимое, была полностью раскрыта. И раскрылась открытая, как бы обнаженная земля - дно моря. Море в данном случае, как некая аморфная субстанция, символизирует это состояние между бытием и небытием. Его обычно не раскрывают, потому что оно опасно для жизни человека. Почему же при этом раскрытии не произошло фатальное противостояние этих двух миров? Потому что Божественная сущность максимально проявилась в этот момент, сделав невозможное возможным.
=============================================
Комментарий МБ
Море имеет разные смысловые значения в символическом языке.
В данном случае аморфное море символизирует мир надсознательного, в котором есть размытость между бытием и небытием. И эта размытость как бы скрывает то, что море скрывает дно. Поэтому рассечение моря – это выход в реальность Божественную мира альма деиткасья, то есть выход в скрытый мир. И поэтому, из этого комментария мы понимаем, что здесь идет речь о каком-то медитативном доступе к очень высокому миру.
При рассечении моря, стало видно скрытое, то есть глубинное. Интересно, что слово «глубинное» обычно символизирует что-то скрытое, что-то, что недоступно поверхностному взгляду, поэтому рассечение моря символизирует доступ к глубинам.
Меня всегда смущала одна вещь, что по многим комментариям то, что евреи, выходя из Египта, прошли через море, символизирует идею миквы - как очищения. Евреи были в состоянии тумы, нечистоты в Египте, и поэтому они как бы должны были пройти через микву моря, чтобы духовно очиститься. И после этого очищения они были более готовы к принятию Торы. Что меня смущало? Если море – это миква, то здесь мы видим, что евреи прошли по морю, «аки по суху», то есть прошли по морю, не замочившись. Поэтому меня это смущало как некая нестыковка идеи миквы и идеи прохождения через сушу. И сегодня, объясняя эту мысль своему ученику, я понял более глубокую картину. Дело в том, что сюжет выхода из Египта включает в себя две силы. Это евреи и это египтяне. В данном случае египтяне – это силы ецер а-ра, силы тумы, силы нечистоты, а евреи – это силы души. И мы знаем, что в обыденном человеке нечистота, или грубая материя, пытается взять верх и командовать нашей духовностью. Поэтому и евреи, и египтяне – это части нашей личности.
Миква, которая очищает от тумы, работает именно так, что человек погружается в воду и выходит уже очистившийся. То есть как бы наши грехи или наши силы злого начала "тонут" в микве и это то, что произошло с египтянами, то есть для египтян море сработало как море/миква, они в нем «намокли» и утонули. Более того, когда выбросило их тела, они были мертвые, то есть лишенные жизненной силы.
С другой стороны, для души миква не является очищением, потому что душа чистая. Так сказано, "нешама таhара hи", то есть душа чиста. И поэтому для души не нужно окунаться в воду как в микву. С другой стороны, душевные силы должны получить доступ к глубинному уровню бытия. Поэтому для них море символизировало нечто другое. Если для грубой части – это как миква, то для тонкой части – это раскрытие и доступ к глубине.
Душа почувствовала связь с глубинностью, более того, интересно, что с одной стороны, она как бы шла посуху, с другой стороны, сказано, что евреи ощущали присутствие Всевышнего
Поэтому одновременно море играло две функции: для грубого начала – миквы и утопления, а для тонкого начала – раскрытия сокрытого. И наша метафора моря оказалась работающей в двух измерениях.

В избранное