В прошлых двух статьях мы обозначили ключевые базовые моменты характера двух цивилизаций.
При более «тонком» анализе необходимо увидеть в динамике соотношение характеров культуры обществ и влияния религии на общество.
Запад проходил через «мрачное» средневековье, в котором
В прошлых двух статьях мы обозначили ключевые базовые моменты характера двух цивилизаций.
При более «тонком» анализе необходимо увидеть в динамике соотношение характеров культуры обществ и влияния религии на общество.
Запад проходил через «мрачное» средневековье, в котором
цивилизация была в глубоком застое, а христианская церковь имела глобальное влияние (в том числе подавляющее прогресс).
Сейчас на Западе - «безудержный разгул» прогресса, а церковь — оказалась на «обочине» влияния.
Мусульманский Восток проходил через расцвет культуры (Золотой век ислама — 8-13 века, религиозные свободы, кросс-культурные связи).
Сейчас на Востоке - «застой» в культуре и обществе и «разгул» религиозного влияния.
Частично причинами застоя современного Ближнего
Востока являются — нефтедоллары (легко достаются) и жесткие диктаторы,
которые не занимаются развитием, но поддержанием жесткого порядка.
Агрессивность радикальной части ислама — построена
на: отсутствии идеи абсолютности ценности жизни (которая есть в
иудеохристианском мире). К этому была «прилеплена» придуманная исламом
идея обещания шахидам загробных сокровищ. При нищете в этом мире у
арабов — подобная идея является той «бомбой», которая противопоставляется арсеналам «официального» оружия на Западе.
Радикальная часть мусульманства не должна быть во
главе народа, но при отсутствии активных здоровых сил в обществе, власть
захватывает «наглость» которая «без комплексов».
НАШ ОТВЕТ.
Посмотрим глубже на еврейский сбалансированный ответ.
Еврейская духовность должна найти путь
сбалансированного сочетания - «классики», мистики и современных
психологических и философских концепций.
Говорит каббала, что часть ответа зашифровано (как ни странно) в именах оппонентов евреев — Ишмаэля и Эйсава.
Ишмаэль — обозначает «услышит Б-г».
Это имя обозначает связь человека со Вс-вышним. В чем суть этого процесса?
Главным препятствием между нами и Б-гом — является наше эгоистическое начало.
Вот что пишет рав Александр Фейгин: «Есть
люди, которые спрашивают: «Почему Б-г дает одним все, а другим —
ничего?» Этот вопрос выдает определенный человеческий тип и определенную
жизненную позицию. Тем, кто спрашивает: почему одним все, а другим
ничего,- Творец отвечает: вам - ничего. Ну и от вас - ничего».
Прогресс
Запада сопровождается раздуванием эго. Этим в частности «грешат» все
рекламные кампании, которые построены на стимуляции эгоистического
желания человека.
Искусство Востока — утихомирить эго.
Очень
хороший тест — медитация. Если во время медитации наше сознание
усиленно отвлекает нас раздумьями о наших нуждах, значит — мы «вышли на
след» эго, того, кто препятствует нашему контакту с Б-гом.
Современные египтяне попросили Б-га о свободе — и получили ее.
Наша задача — освоить путь общения со Вс-вышним.
Эйсав — обозначает сделанный или готовый.
Сегодня это выражается в готовности Запада идти динамичным путем прогресса.
«Классический» иудаизм, столкнувшийся в 19 веке с ассимиляцией — жестко замкнулся от внешнего мира и потерял связь с креативной частью еврейства, которая оказалась главным стимулятором западного прогресса.
«Классический»
иудаизм в своем замкнутом виде не всегда готов адекватно и динамично
реагировать на те вызовы, с которыми сталкивается наш народ сегодня.
Наша задача - «привить» иудаизму готовность к развитию, адекватному тому, что происходит в современном мире.
Для этого мы пользуемся комментарием Зоhара на Тору.
Тора, говоря о всемирном потопе, пишет, что полились воды с Небес и поднялись воды из-под земли.
Зоhар
говорит, что вода — это символ мудрости. Вода с Неба — обозначает
мистическую мудрость, каббалу. Нижняя вода — обозначает светскую
(земную) мудрость (психология, философия и другие науки).
В наше время мы должны интегрировать классический иудаизм с мистическим измерением и с современными знаниями о человеке, пришедшими от науки.
Такая готовность к прогрессу — позволит еврейской мудрости стать адекватным ответом современным реалиям.
При этом наш прогресс должен сопровождаться «анти-эго-контролем», который (в том числе) позволит народу создать подлинный канал связи между нами и Вс-вышним.
В
нашей лаборатории мы создаем новые методики, основанные на сочетании
классических, мистических и психологических знаний. Этими методиками мы
будем делиться с читателями.
2010-2011.Все права защищены. Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на meirbruk.net.
«Всякий, цитирующий со ссылкой на автора, несет избавление в мир» (Поучения Отцов 6:6).