Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Братья во Христе и Исследование Библии. Малоизвестный Господь: Слова сказанные на кресте ч.1


 


Слова, сказанные на кресте (1):


“Отче, прости им”


Семь последних фраз, сказанных Иисусом на кресте
Число слов (греч.)

1. “Отче, прости им, ибо не знают, что делают” (Лк.23:34).  - 12 слов

2. “Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю” (Лк.23:43).  - 9 слов

3. “Жено! се, сын Твой” (Ин.19:26).  - 4 слов

4. “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Мф.27:46; Мк.15:34).  - 3 слова 
 
5. “Жажду” (Ин.19:28).  - 1 слово 

6. “Совершилось” (Ин.19:30).  - 1 слово 

7. “Отче! в руки Твои предаю дух Мой” (Лк.23:46).  - 8 слов

Введение

Боль и трудность произношения каких-либо слов с распятия такова, что можно сделать вывод, что Господь особо хотел, чтобы слушали Его слова, сказанные на кресте, и размышляли над ними. Для Него было намного легче, если бы Он произносил эти слова мысленно, в молитве, однако Он избрал другое, произносить их громко, вслух. Сила ходатайства Господня на кресте ни с чем несоизмерима. В молитвах к Богу Он обращался с воплем, несмотря на время суток (Пс.21:2,3). Он сознавал, что обращается к Богу с молитвой “во время благоугодное” (Пс.68:14). И это же самое место цитируется во 2Кор.6:2, но уже о необходимости для нас молить Бога о спасении. Мольбы и моления, обращенные к Богу Господа на кресте, должны быть для нас идеальным примером обращения и поиска Отца нашего небесного.

Стоит заметить, что семь фраз, произнесенных Господом на кресте и помещенных нами в хронологическом порядке, по количеству слов, кроме №7, в которую были вложены последние остатки сил, идут в убывающем порядке (хотя надо признать, что фраза №3 идет перед №2).

Все это говорит не только о боли и трудности говорить на кресте, но и о стремлении Господа сказать последние слова. Возникает мысленная картина человека, хорошо представляющего себя и свою крестную смерть, чей путь с крестом на плечах на место смерти своей, становится с каждым его шагом продвижения вперед все труднее и труднее. Но именно такой образ имел в виду Господь, когда приглашал следовать за Собой. Вывод: жизнь во Христе, по существу , становится все тяжелее и тяжелее – со временем становится все труднее и труднее удерживать в себе дух распятого Христа. И в то же самое время, как многие из нас знают, возможность вернуться обратно со временем также становится менее реалистичной. Слова, “Господи! к кому нам идти?”, со временем подчеркиваются в наших Библиях все жирнее и жирнее.
“Прости им”

“Отче! прости им”, – были первыми словами Господа Иисуса на кресте. Думается, что они были сказаны вскоре после того, как крест был поднят и утвержден в приготовленном для него месте. Физически это были минуты сильнейшей боли, когда гвозди под тяжестью тела причиняли дополнительные муки, впиваясь в плоть и разрывая сухожилия Его рук и ног. Вся Его сущность должна была бы заостриться на этой боли и на безысходности Своего положения. Однако Его первые мысли были не об этом, а о прощении тех, кто творил все это с Ним, и конечно, о нас, о нашем прощении и спасении (что я и надеюсь показать на этих страницах). В этом мы видим чудеснейший пример своего посвящения другим , стремление явить любовь к ненавидящим нас, да так что полностью забываются физические боли и страдания, какой бы силы они не были.

Однако, нам нужно ответить на один очень важный вопрос: о прощении кого просил Бога Христос? На него можно ответить методом исключения. Христос не молился о мире сем (Ин.17:9), которым был, судя по контексту, нераскаянный мир иудеев (ср. Иер.11:14; 1Ин.5:16), впрочем, как и весь тогдашний (римский) мир.
Не Римляне

Прощение неотделимо от покаяния, а потому не стоит думать, что Христос молился за римских воинов. Это все равно, как если бы мы молились за прощение юных вандалов, которые портят сиденья в автобусах. Им это нужно? Спасет ли их подобная молитва? Какой смысл в такой молитве?

В Деяниях записано о том, как Петр и Павел все время обвиняли иудеев за то, что они распяли Христа, хотя на самом деле, это было сделано римлянами. Петр даже доходит до того, что говорит, что они своими руками пригвоздили Господа (Деян.2:23 – сравните с тем, как подчеркиваются их соприкосновения с Господом в Мк.14:46,53). Но римские руки были активнее рук иудейских. В Пс.21 и 68 вкратце описано то, что было сделано с Христом на кресте. Что-то было сделано иудеями, что-то – римлянами. Но бросается в глаза краткое, объединяющее их слово “они”, которое можно отнести, как к тем, так и к другим. Можно также предположить, что Дух видел дело, совершаемое руками римлян, делом рук иудеев. Похоже, нет веских оснований считать, что Бог обвиняет в смерти Сына Своего римлян, т.е. итальянцев.
Не Иудеи

Иудеи, в основной своей массе, были наказаны за то, что видели и признали пришествие Сына Божия в свой виноградник, но убили Его (1) . Они признавали, что “это наследник” (Мф.21:38). Господь Иисус громко кричал к ним о том, что они узнали Его: “Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я” (Ин.7:27). Его намек на Божественное имя (“Я” = “Я есть” = “Сущий”) говорит о том, что Он видел, что они знают о Его Божественном происхождении и явлении Им имени Отца. Христос отвечает им на их отвержение Его, как Мессии (Ин.7:27), говоря, что глубоко внутри они сознают, что Он – это Он, но не хотят признаться в этом, даже самим себе. Именно в этом смысле Иисус часто говорит им (в Евангелии от Иоанна), что они не знают ни Его, ни Его Отца. Это не значит, что они не признали Его. “Знать” Христа, с точки зрения Яхве, значит верить в Него, а верить, значит, не просто воздавать Ему почести. Мысль о том, что Христос молился за весь Иудейский народ, вызвала бы массу противоречий. Из притчи об убийстве наследника видно, что убивавшие хорошо сознавали, что они делают.

Если Иисус на самом деле молился за всех иудеев, то Его молитва осталась безответной. Ибо Он Сам говорил, что если иудеи не покаются и не уверуют в Него, то умрут во грехах своих. Подчеркивая это, Он произнес эти слова подряд три раза (Ин.8:21,24).
Молитва за меньшинство

Думается, что Христос молился за тех немногих, кто впоследствии раскаялся в своих злодеяниях. Это предположение обретает форму уверенности, если посмотреть на то, как Петр намекает на слова Христа о прощении. Он подразумевает, что эти слова (“Отче! прости им”) относятся к иудеям, побуждая их тем самым к покаянию: “Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению… Итак покайтесь” (Деян.3:17,19). Павел в Деян.13:26,27 говорит о том же: “Мужи братия, дети рода Авраамова (похоже, Павел подражает Петру, 3:17)… жители Иерусалима и начальники их (ср. 3:17), не узнавши Его и осудивши, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу”.

Из всего того, что Бог открывает о Себя явствует, что невежество не освобождает от греха. А потому слова “Отче, прости им, ибо не знают, что делают” не могут означать, что их неведение вместе с молитвой Христовой приносит им спасение. Нам следует сделать вывод, что эти слова означают: “Они сейчас не знают, что делают, но прости им смерть Мою, когда позже они покаются и поймут, что сотворили”. Также и Петр все еще настаивает на покаянии иудеев, чтобы они были прощены и спасены. Не бывает прощения без покаяния. Это прощение, о котором молил Иисус, было даровано в перспективе. Все зависело от их “собственных” покаяний. Однако, Христос также хорошо понимал, что Богу угодно было даровать прощение заранее, пока они еще не покаялись. И если Богу угодно прощать заранее, в надежде на покаяние в будущем, то не стоит ли и нам желать того же?! (2) А Христадельфиане все еще продолжают противиться этому, несмотря на то, что каждый из нас уже милостиво получил такое прощение.
“Им” – нам?

В основном, Христос умер за спасение Израилево (3) , за нас же – постольку, поскольку мы присоединились к Израилю Божию. Мы принадлежим к той части Израиля, которая распяла Господа по неведению (ибо не знали, что делали). Молитва Христа на кресте о прощении живо напоминает об Ис.53, где предсказано, что Христос на кресте “оправдает многих и грехи их на Себе понесет”. Быв поражаем, наказуем и истязаем за грехи наши, Он принес жертву умилостивления, чтобы узреть потомство долговечное, “предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на себе грех многих и за преступников сделался ходатаем”. “Преступники” – это люди, народ Израильский (53:3), но также и мы, поскольку мы стали также потомками Авраама. Пророчество о том, что Христос “сделался ходатаем” было исполнено на кресте, когда Он произносил: “Отче, прости им”. Думается, другой альтернативы нет.

Таким образом мы приходим к захватывающему дух заключению: как только Христос был вознесен на кресте, Он сразу же подумал о нас – о всех тех, кто должен был покаяться и стать потомством Того, Который принял на Себя грехи наши. Он знал, что ради Его смерти многие грешники будут прощены. Как только крест был поднят, несмотря на сильнейшую, пронизывающую боль, Его мысли зафиксировались на нашей крайней нужде: “Отче, прости им”. Каждый из нас, ныне уверовавший во Христа, был прощен тогда , когда с нас были сняты все грехи. Однако во всех Евангелиях записано учение Христа о том, что Отец прощает только тех, кто сам умеет прощать. Тогда мы еще не каялись. “Христос, когда еще мы были немощны… умер за нечестивых… Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками… будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его” (Римл.5:6-10).

Молитва Господа нашего была услышана, наши грехи, пока нераскаянные, были прощены – мы наперед были прощены и спасены. Как Петр понуждал иудеев поверить в чудо своего прощения, а мы, разве мы не уверуем в чудо своего спасения? Все наши грехи были прощены благодаря этой молитве, мы – спасены. Бог по молитве Христовой тогда простил все наши грехи (Еф.4:32), тогда “покрыто было преступление, запечатаны грехи и заглажены беззакония” (Дан.9:24) – всего лишь одной принесенной за грех жертвой (Евр.10:12). Именно поэтому нам нужно покаяться, исследовать себя и найти столько грехов, сколько только можно, с уверенностью в том, что все они были побеждены. Также и мы должны прощать друг друга, как и Бог простил нас (Еф.4:32), в духе Христа и Отца Его, не ожидая покаяния провинившегося.

Можно очень легко недооценить свое положение до примирения с Богом, ибо мы были “врагами… грешниками”. Мы видели, что слова, “Отче, прости им” относятся не только к неведавшим того, что они делают, распиная Иисуса, к иудеям, но и к нам. Однако прежде всего слово “им” относится к римским воинам. Это они распяли Христа, это они делили одежду, а значит, по логике, Христос просил о прощении их. И это должно быть так. И все же, и все же… мы видим, что слова Христа о прощении, относятся и к нам, к по-настоящему раскаявшимся людям. А из этого следует, что те воины олицетворяли нас – точно также, как олицетворяют нас и распявшие Христа иудеи, о которых написано в Ис.53. Мы правильно поем, пусть и не сознательно: “ Мы думали, что Он был поражаем небом”. Полнейшее невежество воинов – образ нас до крещения. Если же мы продолжаем грешить, то мы вновь распинаем Сына Божия, но на этот раз уже не по неведению. О последствиях таких грехов даже страшно подумать.
Жертва повинности

Неведение не является оправданием греха. Так гласит закон Моисеев. “Прости им, ибо они не знают, что делают”, звучит так, как будто Христос почитал Себя также и жертвой повинности за грех неведения, которую нужно было принести как за начальников, так и за весь народ Израильский (вспомните, как Петр и Павел говорили о неведении начальников и народа, намекая тем самым на нужду такого жертвоприношения (Деян.3:17; 13:27). В Ис.53:10 говорится, что Христос “принес жертву умилостивления”. В Евр.5:2 – что Он, как первосвященник, снисходит к (нам) грешащим по неведенью, а потому и нуждающимся в жертве повинности, в жертве умилостивления. И эта жертва уже была принесена со словами: “Отче, прости им, ибо не знают, что делают”.

Как только мы начинаем сознавать все это, так нам сразу начинает открываться глубинный смысл этих слов. “Отче, прости им”, было сказано с мыслью обо всех наших будущих грехах, с предвидением их всех, всех грехов, которые досталось нести Ему, которые не могли быть прощены без покаяния… И все же Он просил Отца о прощении грехов, соделанных по неведению, надеясь и ожидая, что наше покаяние обязательно придет, придет в будущем. А потому не удивительно, что и Петр, и Павел повторяли слова Христа, призывая ими Израильтян к покаянию! И, если мы по-настоящему понимаем это, то станем также по-настоящему испытывать себя, отыскивая в себе скрытые грехи, прося Бога (наподобие Давида), чтобы Он помог нам в наших поисках, и найдя, пригвоздить каждый из них на кресте с помощью Отца и Сына. Каждый из них был понесен Христом и каждый был прощен в надежде на наше будущее истинное понимание этой милости и такого же истинного покаяния. А это значит, что как и для Израиля (Деян.3), наше покаяние делает крест Христов действенным и для нас, а Его победа, если только мы принимаем ее, начинает значить для нас все больше и больше. Ибо, когда мы каемся, говоря словами Послания римлянам, “наша неправда открывает правду Божию”.
Мысли Христа на кресте о нас

Тогда на кресте, в некотором смысле, Христос думал о каждом из нас, о каждом нашем грехе. “Прости им”, происходило от глубочайшего осознания каждого из нас. На греческом это выражено всего лишь одним мощным словом. Похоже, что Христос на кресте видел всех верных Его. Как это может быть, трудно представить, но ведь для Бога нет ничего невозможного, и Он дал возможность Христу видеть каждого из нас и видеть каждый грех, соделанный тобой и мной. Задумайтесь о следующих намеках, говорящих о видении Господом на кресте будущей экклесии.

∙ “ Кода же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное… На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством” (Ис.53:10,11). Слово “ когда ” может относиться к видению Христом тех, за кого Он полагал душу Свою, особенно их будущего, прощенного положения.

∙ Пс.21 и 68 говорят о предвидении Христом на кресте “множества”, “собрания великого” тех, кто будут есть, вспоминая о Нем, служить Ему, наследовать Сион и провозглашать другим праведность Божию.

∙ На кресте Господь видел все кости Свои, образ Его будущего Тела (Пс.21:18 ср. Еф.5:30).

∙ Прямо пред Своими страданиями, Господь молился “о верующих в Меня… да будут все едино”, что безусловно говорит о Его знании существования искупленных.

∙ “Вместо предлежавшей Ему радости Христос претерпел крест” (Евр.12:2). Слово “предлежавшей” может подразумевать видение чего-то, что видел пред Собою Христос на кресте. Дух Христов в Пс.15:11 описывает Христа, видевшего полноту радости, лежащей перед Ним, потому что “блаженство в деснице Твоей вовек”. Христос сейчас ходатайствует за нас, находясь одесную Отца. А потому можно предположить, что предлежавшая пред Ним радость, была предвидением радости Его будущего посредничества между Богом и раскаявшимися Его рабами, признанием нас в молитвах Своих.

Как мы уже заметили, все, сокровенное за этими словами Господа, почти невозможно выразить человеческим языком. Евр.5:1-7 описывает Христа на кресте, как первосвященника, приносящего жертву повинности за наши грехи, сделанные по неведению. И Он принес ее, как сказано, “с сильным воплем и со слезами”. Этим “воплем” должно было стать, “Отче, прости им”, ибо это было сказано с настоящим страданием, со слезами понимания всей нашей греховности и богохульства. Здесь есть определенная связь с Римл.8:26,27, где о первосвященнике-Христе говорится, что Он ходатайствует за нас с “воздыханиями”. Воздыхания – страдания на кресте. Получается так, что Господь снова и снова, как только Он ходатайствует за нас, проходит через те же муки, что Он испытал на кресте!? Подумайте о том, как Он, несмотря на Свою боль и страдания, желал нашего прощения. Точно того же и точно так же Он хочет и сейчас. Что мы можем предложить Ему на это взамен? Не признание ли всех наших грехов при глубоком исследовании самих себя? Не утверждающейся ли с каждым днем верой в Его ходатайство о прощении всех наших грехов, прошлых и будущих? Не всей ли своей жизнью, приемлемой такого чудесного спасения.
 

прим

19 . См. 21. Вполне возможно, что Христос был распят обнаженным, тем самым разделяя позор наготы Адама. Позор, стыд креста упоминается в Евр.11:26; 12:2; Пс.30:18; Пс.68:7,8,20,21. То же самое должны переносить и мы. Должно быть в нас верующих, нечто видимое этому враждебному нам миру. Одно из этого нечто – проповедование. И если мы увиливаем от этого, то обнажаем Сына Божьего, вновь распинаем Его, ругаясь над Ним (Евр.6:6). Он был распят обнаженным, в то время как солнце скрылось на три часа. Ему должно было быть очень, очень холодно (Ин.18:18).

Может быть они бросали кости (жребий) на расстеленной Его одежде (Мф.27:35)?

Есть веские основания считать, что иудеи хотели причинить Господу по возможности, как можно больше боли и стыда, а потому могли распять Его и обнаженным. В канонической Библии об этом ничего не сказано, но в апокрифах, в книге “Премудрости Соломона” (которая должна была быть им хорошо известна), есть место (2:12-20), которое удивительнейшим образом подходит к описанию жизни Иисуса среди иудеев:

“Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона… объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа; он пред нами – обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других… тщеславно называет отцом своим Бога. Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо если этот праведник есть сын Божий, то [Бог] защитит его и избавит его от рук врагов. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет”.

20 . “Был час третий, и (“и”, а не “когда”) распяли Его” (Мк.15:25). Можно подумать, что они ждали определенного часа. Им нужно было распять Его в три часа. Возможно, они пришли на место немного раньше, а потому были вынуждены с напряжением ожидать положенного срока. В 15-й главе Евангелия от Марка встречается очень много “и”, от которых, если их обвести, зарябит в глазах, что подчеркивает, выделяет жестокую безжалостность многократного повторения одного и того же, одного и того же, одного и того же… В этом – особенность креста, который нам должно нести.

21 . “И стоял народ и смотрел”. Особенно Марк употребляет не нормальное количество местоимений. “Он, Его, Ему…”. И “они”. Устанавливается некое расстояние между распятым Христом и миром. Если мы связали себя с Его крестом, то безоговорочно отделяемся от мира сего (Гал.1:4).

Обратите внимание на хронологический комментарий. Матфей и Марк упоминают надпись, написанную над Иисусом, по ходу дела, заостряя свое внимание на смерти Сына Божия и на разделении Его одежд. Мелочный, земной человек суетился в метре-двух от страдающего Спасителя, многократно (греческий язык подразумевает это) с трудом и болью повторяющего: “Отче, прости им”. Там было четыре воина, и каждый что-то поимел от Его одежды: головное покрывало, пояс, рубаху, сандалии, сандалии Галилеянина, прошедшие столько верст. Он ходил, делая только добро и исцеляя… Они же пригвоздили Его, давя коленами на грудь, прижимая тело к кресту, и тут же стали бросать кости, споря кому достанутся Его сандалии. Хотелось бы знать, собирались ли воины сами носить их, или хотели продать? А может быть сохранить? Нам же нужно смотреть на своего ветхого, земляного человека с высоты креста, сознавая силу и власть Маммоны, которая заслоняет крест, заставляя молчать о чуде воскресения (Мф.28:14), заставляя предавать Господа (из Мф.26:15 видно, что материальные выгоды были наиглавнейшей причиной предательства Иуды). Увы, мы затрачиваем многие, многие часы для того чтобы продвинуться по службе, приобрести лучший автомобиль, разменять жилье в квартире на дом, поесть повкуснее и т.д. и т.п. Почти каждый из нас делает что-то подобное. Рядом с крестом. Пренебрегая серьезностью этого. И даже хуже: извиняя себя, вместо того, чтобы признать свою виновность.

Упоминание надписи в нехронологическом порядке помогает взглянуть на собравшийся народ, который наблюдал за Господом Иисусом и за тем, что было написано над Ним. Рядом с Иисусом висели еще двое, но люди не замечали их. Он был вознесен, и привлек всех (в буквальном смысле слова – взгляды) к Себе (Ин.12:32). Крест не потерял своей магнетической силы и сегодня.

24 . Крест распятия должен был быть примерно около 3 метров высоты, а не таким, каким его изображают “христианские” художники. Ноги Иисуса были от земли не выше метра-полтора. Горе Его матери, стоявшей у креста, не поддается описанию. Она видела Его кровь, струящуюся из ран, ибо голова ее должна была бы быть на уровне Его колен. Его лицо было обезображено, паче лиц сынов человеческих (Ис.52:14), кровоподтеками (Ис.50:6). И она видела все Его раны, кровь, разбитые губы… Должно быть в голову ее и Его (ибо они были всего лишь людьми) приходили воспоминания о времени Его детства, о пророчестве Симеона… И это не просто чувственные умозаключения. Пс.21:10,11 описывают мысли Господа о Своей матери и Своем детстве: “Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование (во времена преследования Ирода) у грудей матери моей. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой”. Ему хотелось думать и думать об этом. Не был ли Я слишком груб с ней в Кане? Как же Я ее обидел, когда сказал о тех маловерных и преданных в большинстве своем только себе людях: “Вот, матерь Моя и братья Мои” (Мф.12:49)? Она был самой лучшей мамой, какая только могла быть у человека. А Он и был Человеком, хотя не просто, а с большой буквы. И все же я бы сильно удивился, если бы Он произнес все эти слова в тот момент Его жизни, потому что все Его чувства, все Его мысли должны были быть заполнены Его Отцом небесным.

“При кресте Иисуса стояли…”, – написано сразу после описания разделения одежд. Похоже, что Мария не стояла там с самого начала. Он ждал сострадания и утешения и не находил их (или в Пс.68:21 говорится о постоянно существовавшей духовной пропасти между Господом и Его матерью?). Кого Он любил, Его друзья и близкие стояли вдали (Пс.37:12) – буквально, или же вдали своего непонимания. Если Мария сначала не стояла возле креста, то упоминание ее вместе с разделением одежды наводит на мысль, что эта одежда была сделана ее собственными руками. Если она вместе с остальными подошли к кресту, то это значит, что они были наполнены тем же духом, что Иосиф и Никодим. При кресте, ничего, совершенно ничего не имеет значения. Стыд, позор – все теряет значение. Мы встанем рядом с Ним и ради Него пойдем на все.

Несовершенное время греческого Ин.19:25, “при кресте Иисуса стояли…”, также наводит на мысль о том, что Мария с женщинами могла то стоять при кресте, то быть вдали от него. Почему они удалялись от креста, упорно возвращаясь обратно? Было ли это вызвано невыносимостью горя, или они были удаляемы оттуда недоброжелательной толпой или воинами? Кто знает? Тацит пишет, что никому, из присутствующих при распятии, не позволялось выказывать чувство сострадания к распятому, ибо такое сострадание почиталось за соучастие в преступлениях жертвы. Он пишет, что были случаи, когда рядом с преступником распинались сочувствующие ему. Это объясняет, почему женщины отходили от креста и почему, в минуты самообладания, подходили ближе. Поэтому, согласно пророчеству Псалма, Господь ожидал утешения и не находил его. Но иногда мать Его была “при кресте”. Ибо она должна была быть там, настолько близко, насколько это было возможно. Как и я хочу того же. Но… никому не показывая чувств, являясь пред миром совсем не тем, что ты есть на самом деле, незримо страдая и мучаясь. Любое из этих предположений подходит для каждого, идущего против ветра мира сего, соединившего себя с очевидно безнадежным (для мира) положением распятого Христа.

То, что Иоанн взял Марию к себе, совсем не означает, что он взял ее в свой дом в Иерусалиме. В любом случае его родной дом был в Галилее, а не в Иерусалиме. “Взять к себе”, чаще означает взять кого-то, принять в семью. Жить у Иоанна для Марии означало бы отказаться от остальных своих детей. Духовные узы прочнее всех остальных. И здесь хороший урок, ибо он дан Господом в последние минуты. Несмотря на то, что мы думаем, взял ли Иоанн Марию в свой дом (чтобы позже возвратиться ко кресту, Ин.19:35), или же они оба оставались при кресте до самого конца, остается главное – то, что Мария была отделена от семьи Иисуса, Господь отделил Себя от Своей матери. То, что Он сделал это в последние минуты, говорит о Его близости с ней. Она была последним связующим звеном между Ним и смертным человечеством. И под конец, это был очень горький момент, когда Он был вынужден оставить, покинуть… даже ее.

Однако возможен и другой вывод. Вполне возможно, что Он перепоручил ее Иоанну исключительно ради ее самой. Он не хотел, чтобы она видела Его конец. Будь я на месте Его, я бы предпочел обратное, чтобы поблизости находилось хотя бы одно человеческое существо, знающее наверняка (а она знала), что Он – Сын Божий. Она была единственным человеком, в ком Он был полностью уверен. Она размышляла надо всем этим 34 года. И Он знал это. И если Он отослал ее ради нее самой, то это еще один урок самоотречения, преподанный нам, наряду с другими, как в случае с отказом от анестезии (см. 54), возможности испить прежде, чем Он Сам попросил об этом… Впрочем, и крест был выбран Им Самим, хотя Он мог показать Свое повиновение Отцу и в другой форме.

Мысли о Марии, предложенные здесь, предлагают несколько возможных решений того, что было на самом деле (например, как долго она стояла при кресте). Однако это, на мой взгляд, не имеет никакого значения. Каждый из нас (каждый!), ради вдохновения, мысленно обязан пройти через распятие креста, а потому эти мысли – лишь слабая помощь в этом. Само описание распятия, как кажется, написано так, чтобы побуждать размышлять о нем. Например, можно лишь фантазировать о чувствах и мыслях Марии, когда она воскреснет от сна смертного, чтобы увидеть Сына своего. Как мы узнаем в Царстве Авраама, Исаака и Иакова, так и она каким-то образом узнает, что это “ее ребенок”. Размышления о взаимоотношениях между умирающим Господом со Своей матерью, углубляют наше представление о Его невыразимой словами крестной печали. Его душа смертельно скорбела в Гефсимании так, как будто уже одна только печаль убивала Его (Мк.14:34), “ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней” (Пс.87:4). В Ис.53:10-12 о страдающей душе Христа говорится, как об основании нашего спасения. В склоненной голове, измученного тела на кресте, хранилось наше спасение. Смерть – сильное переживание, а жизнь, целиком и полностью посвященная смерти, должна была оказать на Господа сильнейшее влияние. Например, Он в резкой форме ответил на просьбу матери о вине, как будто эта просьба была призывом к (напоминанием о) Его смерти – тогда же и там же (Ин.2:4). Очень многие достигали своих высот непосредственно перед смертью: Моисей в качестве наставления рассказал Второзаконие, а Павел и Петр написали лучшие Послания. Так что говорить о Господе?!! Ведь Он под самый конец (показанный нам), отвергнутый людьми, покрытый кровью и плевками, достиг верха духовности, тем самым в совершенстве являя нам Самого Бога, открывая нам в последние мгновения перед смертью имя Яхве.


В избранное