Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Российского ISTM

  Все выпуски  

Новости Российского ISTM Служение и предание, затем милость


"Слава Шри Чайтаньи Махапрабху и Шрилы Ишвари Пури – служение и предание, затем милость"

1К-260

23.10.98 г.

Санкт-Петербург (Россия)

Были ситуации, когда Кришна непосредственно направлял преданного, помогал ему. Мы все пришли в сознание Кришны не случайно. Всё произошло согласно божественному плану Господа, что мы все вместе собрались здесь и будем слушать хари-катху. Это произошло не случайно. Мы скитаемся по материальному миру, но благодаря объединенной милости гуру и Кришны, мы приходим к общению с вайшнавами. Гуру-Кришна-прасад, это значит милость. Может быть, у нас нет никаких достоинств, но всё же мы сидим в этом зале, слушаем замечательную философию в обществе замечательных преданных вайшнавов. Все преданные могут поделиться замечательным опытом, как Кришна воодушевляет, вдохновляет, направляет преданных. Поэтому нам не требуется убеждение  в существовании Господа с помощью философии. Нам не нужно слушать какие-то очень правильные аргументы, чтобы убедиться в существовании Бога, мы знаем, что Кришна существует. Мы закончили со всеми этими спорами. По милости Шрилы Прабхупады мы знаем, что Кришна существует. И, зная, что Кришна существует, мы слушаем о возвышенных играх Господа. Это жизнь и душа всех преданных, мы стремимся всегда слушать и помнить о Верховной личности Господа. Это вкус, к которому стремятся все. Шмель постоянно ищет нектар в цветах. Точно также преданный всегда стремится к нектару игр Кришны. Поэтому мы все стремимся слушать Кришна-катху или Чайтанья-катху. Чайтанья-катха тождественна Кришна-катхе. Почему? Потому что Господь Чайтанья и Господь Кришна тождественны друг другу.

кришна-варнам твишакришнамсангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаирйаджанти хи су-медхасах

"В век Кали все разумные люди будут поклоняться Господу и Его спутникам, совершая санкиртана-ягью". ( ШБ 11.5.32)

Та же самая личность, которая явилась в Двапара-югу, тело его напоминало цветом грозовое облако, явилась и сейчас в Кали-югу под именем Шри Чайтаньи Махапрабху. Господь Кришна не отличен от Господа Чайтаньи Махапрабху.

Будучи гаудиа-вайшнавами, мы постоянно стремимся слушать описание игр Господа Чайтаньи, Господа Нитьянанды, Адвайты ачарьи и других их спутников. Потому что, только благодаря их милости мы можем приблизиться к загадочным и блаженным играм Шри-Шри-Радхи-Кришны. «Шри Чайтанья Чаритамрита» была любимой книгой Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати. Потому, что Господь Чайтанья - это особое воплощение. По сути дела он дал нам то, чего не давал Кришна.

 Кришна постоянно поглощен играми со Своими преданными, которые приходят вместе с Ним из духовного мира. Шрила Прабхупада приводит пример, что если царь куда-то оправляется, то берет с собой и советников, и министров, и армию, и всех остальных. Господь Кришна, приходя из духовного мира в этот материальный мир с определенной миссией, приводит с Собой членов Своей семьи, Своих родственников, друзей и так далее. И только с ними Он проводит Свои трансцендентные лилы. Как правило, обусловленные души Он не задействует в этих лилах. Эти игры предназначены для некоторых избранных личностей, которых Господь приводит с Собой из духовного мира. И хотя Господь Кришна заканчивает Свои наставления в Бхагават-гите приглашением присоединиться к этим играм, обращаясь ко всем обусловленным душам

сарва-дхарман паритйаджйамам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйомокшайишйами ма шучах

Оставь все прочие религии и просто предайся Мне. Я освобожу /избавлю/ тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не бойся ничего. (Б.Г. 18.66)

Он предлагает обусловленным душам отвергнуть все дхармы и просто предаться Ему.

Он дает даже более подробные наставления всем обусловленным душам, говоря, что все должны стать Его преданными, поклоняться Ему. Но не многие обусловленные души принимают это приглашение. Среди такого огромного количества живых существ, можно пересчитать по пальцам тех живых существ, которые полностью приняли милость, это Божественное наставление Господа.

Но Господь Чайтанья никого не просит. Не важно, хочет или нет человек обрести любовь к Богу, всё равно её получают все. Потому что Господь Чайтанья, куда бы он не отправлялся вместе со своими спутниками – Господом Нитьянандой, Адвайтой ачарьей, все, кто слышали их киртаны, немедленно наполнялись любовью к Богу. В произведениях ачарьев описывается, что во время киртанов Панча-таттвы, ветер переносил облака пыли, поднятой стопами участников киртана. И человек, на голову которого опускалась эта пыль, немедленно становился преданным и он переполнялся признаками экстатической любви к Богу.

Такова разница между Господом Чайтаньей и Господом Кришной. Существует разница только в их настроении. У каждого человека есть своё настроение: иногда задумчивое, иногда отстраненное, иногда хорошее, иногда очень хорошее, есть желание принести благо всем и каждому. И вот Господь в форме Нара-Нараяны-риши пребывает в отстраненном умонастроении, он совершает аскезы и покаяния. А Господь Капила и Господь Будда пребывают в философском умонастроении, они говорят только о философии. А у Господа Кришны очень хорошее умонастроение, он всегда очень доволен своими преданными. Но умонастроение Господа Чайтаньи очень необычное. Он пребывает в милостивом настроении, он опьянен любовью к Богу. И без всяких ограничений и разграничений Он хочет раздать любовь к Богу всем и каждому. Поэтому члены Панчататтвы взломали сокровищницу любви к Богу и раздали её всем обусловленным душам. Поэтому их прославляет Рупа Госвами: намо маха-ваданйайа Кришна-према-прадайа те кришнайа Кришна-чайтанйа-намне гаура-твише намах 

 Он предлагает поклоны Господу Чайтанье, который является самым милостивым воплощением Кришны. Потому что он без всяких ограничений распространяет любовь к Богу.

Именно такой нектар стремятся слушать преданные. Философия нужна для убеждения глупцов в реальности Бога. После того, как человек убежден, ему постоянно хочется слушать о всемилостивой Личности Господа. Поэтому нам нужно выразить благодарность тем редким преданным, которые либо сами были свидетелями  игр Господа Чайтаньи махапрабху, либо слышали об этих играх и всё это записали. «Чайтанья Чаритамриту» написал Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами. Шрила Прабхупада перевел это произведение.  Кришнадас Кавирадж Госвами, при написании своего произведения , пользовался записями Сварупы Дамодары Госвами и слушал рассказы об играх Господа на Радха-кунде от Рахгунатха Даса Госвами. «Чайтанья-мангала» написал Лочан Дас Тхакур. А «Чайтанья-Бхагавата» была составлена Вриндавана Дасом Тхакуром. Это основные труды по жизнеописанию Господа Чайтаньи. Может быть, существуют и другие произведения, но эти являются главными для вайшнавов. «Чайтанья Чаритамрита», «Чайтанья-мангала» и «Чайтанья-Бхагавата» - это нектар игр Господа Чайтаньи.

Вриндаван Дас Тхакур, пытаясь описать красоту Господа использует некоторые метафоры, но потом он приходит к выводу, что они не подходят, они недостаточно хороши. Далее он сравнивает его игры с играми Кришны. Сначала Вриндаван Дас Тхакур сравнивает Господа Чайтанью с полной луной, которая окружена звездами. Если вы думаете о чем-то красивом, то на ум вам может придти луна. Чанакья Пандит говорит, что луна – это прекрасное украшение ночи. Луна – это Господь Чайтанья, а звезды – это его прославленные преданные. Но потом он говорит, что это сравнение не подходит, потому что на луне есть темные пятна, а личность Господа Чайтаньи безупречна. Лунные пятна похожи на кролика, закрывают лунный свет. Это неудачное сравнение, так как личность Господа Чайтаньи безупречна, а луна покрыта пятнами. Мы снова и снова повторяем, что Шримад Бхагаватам – это амала пурана, абсолютно безупречное произведение, прославляющее Господа. Далее Вриндаван Дас Тхакур говорит, что Господа Чайтанью можно сравнить с мудрецом Брихаспати, который окружен полубогами. Брихаспати – это великая личность, духовный учитель полубогов. Полубоги сами по себе являются возвышенными личностями, поэтому он пользуется этой метафорой. Просто постарайтесь понять, что представляют собой Господь Чайтанья и почему его можно представить как Брихаспати в окружении полубогов. Потом он говорит, что это тоже не очень хорошее сравнение. Почему? Потому что Брихаспати пристрастно относится к полубогам и он настроен против демонов. Неужели вы думаете, что Брихаспати дал бы какие-то наставления асурам?  Думаете, стал бы он разговаривать с Шукрачарьей? Шукрачарья – это духовный учитель демонов. Но ишта-гоштхи у них никогда не проводятся, потому что один – дэва, а другой – асура, божественные и демонические натуры. И далее Вриндаван Дас Тхакур говорит, что этот пример тоже не очень подходит, потому что Господь Чайтанья относится ко всем беспристрастно. Каково умонастроение Господа Чайтаньи? Он хочет раздать сознание Кришны всем и каждому, достоин того или не достоин человек, ученым и глупцам, женщинам и мужчинам, худым и толстым, высоким и низким, белым, черным, зеленым, с Марса. Он освобождает даже марсиан, потому что мы знаем, что миссия санкиртаны освободила всю вселенную. Мы слышали, что во времена Господа Чайтаньи, жители всей вселенной вернулись в духовный мир. Поэтому он спасает и маленьких зеленых парней с антеннами и с выпученными глазами. Даже обитатели Марса получают милость от Святых Имен. Он беспристрастно относился ко всем и каждому, в отличие от Брихаспати. Панчататтва вскрыла сокровищницу любви к Богу и раздавала её всем и каждому. Поэтому Вриндаван Дас Тхакур говорит, что эти два сравнения не подходят, на Луне есть пятна, а Брихаспати пристрастно относится к полубогам. Какой же пример подходит для описания Господа Чайтаньи больше всего? Он подобен Кришне, которого окружают преданные. Это самое лучшее сравнение для понимания Господа Чайтаньи Махапрабху.

Таким образом, слушая замечательные описания преданных, мы можем насладиться нектаром повествования и Кришне и о Господе Чайтанье Махапрабху.

В «Чайтанья Чаритамрите» Кришнадас Кавирадж Госвами описывает лилы Господа. Описывается Ади-лила, Мадхья-лила, Антья-лила. То есть детские игры, игры после принятия санньясы и заключительные игры в Джаганнатха-Пури. Чайтанья Махапрабху вырос в Навадвипе. Точно также как Господь Кришна устроил множество игр в детские годы, так и Господь Чайтанья Махапрабху провел столько замечательных игр в детстве. Самих этих  игр будет достаточно, чтобы растопить сердце любого человека, чтобы человек переполнился любовью к Богу. Он является асам-урдхва, то есть никто не в состоянии превзойти Его и сравниться с Ним в Его деяниях. Господь Чайтанья, будучи еще юношей, открыл школу, в которой изучалась грамматика и логика. Он даже не очень часто говорил о Кришне. В Надии его знали как величайшего ученого и звали Нимай-пандит. Даже своих друзей он постоянно вовлекал в философские споры. Обычно, подросткам больше всего нравится играть, но Господь Чайтанья вовлекал их в философские споры и побеждал их. Иногда его друзья, видя,как навстречу им идет Нимай-пандит, не желая вступать с ним в споры, просто убегали от него. Ну сколько можно, снова и снова философия! Его звали вади-симха, что означает «лев среди ученых». Мы знаем все о симха-гуру. Кто это? Бхактисиддханта Сарасвати. Когда он приходил в какой-нибудь город, все имперсоналисты разбегались в страхе, что этот симха-гуру победит их всех. Однажды, когда Нимай шел по улице в руке он держал книгу, эта книга является воплощением богини Сарасвати. Вриндаван Дас Тхакур говорит, что богиня Сарасвати всегда оставалась в руках Господа Чайтаньи в форме книги. И вот Нимай шел по улице с книгой в руке и его увидел Мукунда, его близкий друг. Мукунда подумал: «О Господи, опять Нимай со своей книгой. Уходи от меня подальше. Я хочу играть, а он сейчас усадит меня и  начнет философствовать». Нимай заметил это и заинтересовался, кто же это убегает от него. Ему сказали, что это юный Мукунда, он не хочет с тобой спорить, его не интересует вся эта логика и философия, он хочет слушать Кришна-катху и не хочет разговаривать с тобой. Господь Чайтанья сказал на это: «В один прекрасный день моя миссия станет очевидной. Вы все узнаете, кто я такой и зачем я пришел сюда. А тот, кто убегает от меня тогда станет воспевать мою славу». джая шри-кришна-чайтанья прабху нитьянанда шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта- вринда

Таким образом, сначала миссия Господа Чайтаньи оставалась не проявленной. Однажды в Навадвипу пришел великий человек. Он был святой личностью и великим мудрецом, но природа таких личностей такова, что они ведут себя очень смиренно и их бывает сложно узнать. Нужно обладать большим знанием, чтобы понять, кто является мудрецом или святым. Потому что такие личности не стремятся к прославлению. Умонастроение таких святых мудрецов замечательно описывается в одном из стихов, написанных Чайтаньей Махапрабху: трнад апи суничена тарор апи сахишнуна аманина мандена киртанийах сада харих. Следует повторять Святые Имена Господа в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице, быть более терпеливым, чем дерево, избавиться от стремления к ложному престижу и, не ожидая почестей для себя,  выражать почтение всем живым существам.

И вот эта великая святая личность проникла в Навадвипу практически незамеченной, потому, что вела себя очень смиренно. Его звали Ишвара Пури. Он был прекрасным молодым человеком, очень привлекательным, очень образованным. И что еще более важно, он был великим расика-бхакта, то есть чистым преданным Господа. Он обрел милость своего духовного учителя, Мадхавендра Пури. Кто такой Мадхавендра Пури?  Существует трое преданных, которые познали самый высочайший уровень бхавы – любви к Кришне. Радхарани, Господь Чайтанья Махапрабху и Мадхавендра Пури. Мадхавендра Пури первым начал описывать игры в Шри Вриндавана дхаме, в особенности игры, связанные с мадхурья-расой, супружеские игры. Ишвара Пури обрел милость своего духовного учителя просто благодаря смиренному служению ему. Сознание Кришны очень просто для людей, которые мыслят открыто. Нет никаких секретов в развитии любви к Богу. Просто станьте смиренным слугой своего духовного учителя.

шушрушох шраддадханасйа васудева-катха-ручих сйан махат-севайа випрах пунйа-тиртха-нишеванат
О дваждырожденные мудрецы, служить преданным, полностью свободным от всех пороков, - великое благо. Благодаря этому служению человек обретает склонность слушать послания Васудевы. (Ш.Б.1.2.16)

 

Служение великим душам, которые избавились от всех пороков – это великое благо. Благодаря такому смиренному служению человек развивает в себе безграничное стремление слушать послание  Васудевы или Кришны. Благодаря общению с садху, со святыми мудрецами, человек обретает вкус. Можно быть греховным низкорожденным грешником, балбесом и идиотом, но если вы удовлетворите чистого преданного, великого садху, то благодаря его милости, вы тоже можете стать чистым преданным.

Существует описание того, как Ишвара Пури ежедневно убирал испражнения за своим духовным учителем, Мадхавендрой Пури. Едва ли можно представить более смиренное служение, чем уборка места, куда люди ходят отвечать на зов природы. Для этого требуется невероятное смирение. Но он делал это без всяких сомнений. Также он выполнял много других поручений своего духовного учителя. Он даже помог своему духовному учителю покинуть этот мир. Когда Мадхавендра Пури уже лежал на смертном одре, готовый покинуть этот мир, Ишвара Пури говорил прекрасные слова о Кришне, пел песни о Шри Вриндавана Дхаме. Таким образом, он помог своему духовному учителю, постоянно помня о Кришне, перенестись из этого мира в духовный мир. Благодаря такому служению духовный учитель благословил Ишвару Пури чистой преданностью Господу Кришне. Благодаря служению и преданности он обрел милость. Таким образом обретают милость. Вы предаетесь, выполняете служение и, в конце концов, обретаете милость.

Сорок или пятьдесят лет назад был такой духовный учитель, он готовился покинуть этот мир, к нему пришел ученик и сказал: «Мой дорогой гуру, пожалуйста, передай мне всё, что ты обрел, чему ты научился». Гуру положил руку на голову ученика и затем сказал: «Я отдал тебе всё. У меня ничего не осталось. Продолжай мою миссию». Он передал ему такой электрический заряд, как в фантастическом фильме. Джжжж. «Что получил, да? Еще нет?»  Это не просто механический процесс: йасйа прасадад бхагават-прасадо йасйапрасадан на гатих куто пи.  Благодаря милости духовного учителя мы обретаем благословения Кришны.

Ранее мы уже обсуждали, что благодаря милости Кришны мы обретаем духовного учителя и благодаря милости духовного учителя мы обретаем Кришну. Любовные взаимоотношения предполагают взаимность. Это движение в двух направлениях. Прабхупада говорит, что духовный учитель естественным образом очень благосклонно настроен к своим ученикам. Таким образом Ишвара Пури обрел любовь к Богу, никаких мистических трюков, никакой передачи электрических зарядов, просто благодаря смиренному служению своему духовному учителю. Очень смиренному.

Когда он пришел в Навадвипу его никто не заметил. Он отправился в дом Шри Адвайты ачарьи. Адвайта ачарья был поражен приходом такой замечательной личности, потому что заметил определенные признаки в его теле. Казалось, что из его глаз вот-вот брызнут слезы. Адвайта ачарья сказал: «Мой дорогой господин, мне кажется, что ты великий преданный Господа». Ишвара Пури ответил, что он не великий преданный, а просто низкий пес. Он попросил Адвайту ачарью не совершить ошибку и принять его даже за начинающего преданного Господа. Так однажды Шриле Прабхупаде сказали, что он великий преданный, величайший вайшнав. Шрила Прабхупада ответил, что вайшнав – это особый титул, вайшнав – это самая возвышенная личность во всех трех мирах. Вайшнав трансцендентен ко всем трем мирам, и что он лишь пытается стать вайшнавом. Продвинутый преданный – уттама-адхикари видит, что все живые существа заняты служением Господу.

Адвайта ачарья попросил Мукунду спеть какую-нибудь замечательную песню про Вриндаван. Мукунда запел песню, посвященную играм Радхи и Кришны. Ишвара Пури, услышав эту песню, не смог себя сдержать: из его глаз полились слезы, волосы на его теле встали дыбом, его голос задрожал и он упал не землю, потеряв сознание. «Да, ты на самом деле великий преданный Господа Кришны, потому что сразу переполняешься любовью к Господу».  Как Иисус говорил, что «моя чаша любви переполнена». Это не имитация. Нам нельзя это имитировать. Можно поклоняться таким признакам на расстоянии. Таким образом, все осознали, что Ишвара Пури был великим преданным, наделенным любовью к Богу. Он остался в Навадвипе и начал проповедь. Он является автором книги «Кришна-лиламрита». Прекрасная книга.

Однажды ученый Нимай, в то время он был еще ученым и не открыл еще свою любовь к Богу, хотя он и был Богом, пришел на одну из лекций Ишвары Пури. Ишвара Пури, принимая во внимание, что Нимай был самым великим ученым в Навадвипе, попросил его исправлять допущенные им ошибки. Нимай уважительно слушал всё, что говорил Ишвара Пури и в один момент произнес: «Да, вы допустили одну ошибку». Ишвара Пури сказал: «Ты указал на ошибку, позволь мне подумать об этом сегодня вечером и завтра мы это обсудим».  Ишвара Пури всё обдумал и пришел к выводу, что он не допустил никакой ошибки. Но дело в том, что у Нимая была другая точка зрения на эту тему. На следующий день при встрече Ишвара Пури сказал: «То, что ты принял за ошибку, на самом деле ошибкой не является. Я хотел сказать именно это. С духовной точки зрения и с грамматической точки зрения всё верно». Таким образом, Нимай потерпел в споре поражение, как и Кришна во Вриндаване иногда поддается своим друзьям в их играх. Но до Ишвара Пури еще никому не удавалось победить в споре Нимая пандита, он был первым, кому это удалось. Именно поэтому, впоследствии, Нимай принял его в качестве своего духовного учителя. Хотя он сам Бог и ему не нужен духовный учитель. Он принял духовного учителя, демонстрируя умонастроение преданности, чтобы мы могли, глядя на его пример, прогрессировать в сознании Кришны.

И Шрила Рупа Госвами говорит, что в первую очередь нужно слушать духовного учителя, принимать его наставления и, в конце концов, получить посвящение у духовного учителя.

Это происходило во времена детских, юношеских игр Господа Чайтаньи. Это очень интересно, потому что мы, как правило, думаем, что Господь Чайтанья встретил духовного учителя, когда отправился в Гаю. Но оказывается, что он встретил его  будучи молодым. Он был удивлен и усмирен, он подумал, что эта личность может наделить его знанием.

Совершенно очевидно, что чтобы передать ученикам сознание Кришны, духовный учитель должен занимать  более возвышенное положение. Ему нужно уметь рассеивать сомнения своих учеников. Ему нужно воодушевлять учеников принять метод сознания Кришны, который просто иногда не очень прост. Он должен воодушевлять своих учеников на веру в Кришну, несмотря на то, что ученики никогда не видели Кришну. Они должны верить словам своего гуру. Ему нужно уметь убеждать своих учеников в реальности духовного мира. Это обязанность духовного учителя.

И поскольку Ишвара Пури поправил Господа Чайтанью, тот решил, что такая личность способна привести его на высший уровень любви к Богу. Перед духовным учителем всегда следует чувствовать себя глупцом. Человек, который считает, что духовный учитель может быть не прав, что он может совершить ошибку, сам не достоин стать духовным учителем.  Но Ишвара Пури зарекомендовал себя. Поэтому Господь Чайтанья обратился к нему с просьбой об инициации. Ишвара Пури сразу сказал ему: « Ты просто глупец, ты ничего не понимаешь. В Кали-югу невозможно достичь любви к Богу иначе, чем через повторение Святого Имени. Все должны воспевать Святые Имена и так можно достичь любви к Богу». Господь Чайтанья немедленно последовал этому совету и немедленно погрузился в экстаз любви к Богу. Иногда майавади бросали ему вызов – санньяси не должен вести подобный образ жизни, что это за пение, танцы, вкушение пиров, всякие прекрасные речи, катха. Санньяси должен изучать сухую Веданту. Господь Чайтанья отвечал: «Мой гуру сказал мне, что я глупец и не в состоянии понять Веданту. Он просто сказал мне повторять эту мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе  и я сойду с ума от любви к Кришне. Я повторяю эту мантру и на самом деле схожу с ума».

Таким образом, эта чистая, беспримесная любовь к Богу была передана от Мадхавендры Пури к Ишваре Пури, от Ишвары Пури к Чайтанье Махапрабху, от Чайтаньи Махапрабху к шести Госвами. По цепи ученической преемственности это дошло до нас, до наших дней. У нас есть такая же возможность обрести чистую любовь к Богу. Так давайте же поблагодарим всех этих личностей за то, что они оставили нам замечательные описания детства Господа Чайтаньи, его жизни после принятия санньясы и заключительных игр в Джаганнатха-Пури.

Шри Чайтанья мангала ки джай!

Шри Чайтанья Бхагават ки джай!

Шри Чайтанья Чаритамрита ки джай!

Шри Мадхавендра Пури ки джай!.

Шри Ишвара Пури ки джай!

Шри Чайтанья Махапрабху ки джай!

Шри-Шри Гаура Нитай ки джай!

Санкиртана ягья ки джай!

Гаура према нанде харибол!

 

На этом остановимся, закончим небольшим киртаном. Немного нектара Святого Имени. Завтра нас ожидает еще больше милости, потому что мы будем праздновать день ухода Шрилы Прабхупады. Это одновременно и сладкий вкус и горький. Завтра у нас будут смешанные расы – грусть и радость. Но это очень благоприятный день. Мы отпразднуем этот день должным образом, с большим размахом, для того, чтобы выразить почтение и благодарность Шриле Прабхупаде.


В избранное