Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское чтиво

  Все выпуски  

Христианское чтиво N193


крест
Валерий Стерх
Христианское чтиво
Гармония Евангелий (Расширенная версия)
Раздел 4. Критическое безумие.
Кровавый пот

В описании молитвы Иисуса в Гефсиманском саду в ночь перед арестом (Лк 22:39-46) критики указывают на сомнительность стихов Лк 22:43-44 («Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю»), отсутствующих в древнейших рукописях. Полагают, что эти строки «по своей эмоциональности разительно отличаются от остального текста Луки, рисующего Иисуса неизменно спокойным и сдержанным» (Крейг Эванс. Сфабрикованный Иисус).

В текстологии «обычно предпочтение должно отдаваться более трудному варианту чтения, особенно, когда поверхностное чувство ошибочно и более глубокое рассмотрение его подтверждает правильность. (Здесь "более трудный" значит "более трудный для писца", желающего внести исправления. Большинство таких исправлений, вносимых переписчиками, как правило, характеризуются поверхностностью, зачастую в сочетании с "видимостью улучшения при его отсутствии" [Wescott-Hort, The New Testament in the Original Greek, Cambridge, 1881. p. 27]. Очевидно, что понятие "более трудное чтение" является относительным, и порой его суть постигается тогда, когда оно должно классифицироваться как настолько трудное, что, кажется, его появление могло произойти только вследствие случайной ошибки при переписывании)» (Брюс Мецгер. Текстология Нового Завета, 8.1).

Стихи Лк 22:43-44 несомненно следует отнести к «трудным для писца», так как в них Иисус Христос изображается испытывающим человеческие слабости и нуждающимся в укреплении. Для христианского переписчика эти строки могли представляться слишком вызывающими, а их устранение как бы «улучшало» текст. В неменьшее смущение могло ввергать писца и описание кровавого пота, явление достаточно редкое, и для несведущего человека могущее представляться невероятным. Даже среди современных читателей не всякий знает, что кровавый пот или гематидроз может наблюдаться, например, при сильном психологическом напряжении. А для переписчика первых веков подобное описание и вовсе могло выглядеть шокирующим, поощряя к исключению «сомнительного» текста. Вместе с тем, изображение в стихе Лк 22:44 человеческой слабости Иисуса определенным образом коррелирует с началом стиха Лк 22:42, и оба они логически связаны со стихом Лк 22:43. Таким образом, исключение Лк 22:43-44 невежественным писцом достаточно вероятно, изначальное присутствие Лк 22:43-44 уместно, а его якобы искусственное внесение в текст не имеет сколько-нибудь внятной причины.

Иероним Стридонский несомненно знал это место и, полагая его подлинным, включил в Вульгату (латинский перевод Библии).

Иоанн Златоуст пишет:

«Он же [Иисус] прилежно молится, чтобы это действие не показалось притворством. По той же причине истекает из Него и пот, чтобы еретики не сказали, что Его скорбь была лицемерною. Поэтому и пот истекает из Него в виде каплей крови [Лк 22:44], и для подкрепления Его явился Ангел [Лк 22:43]; и было много других признаков страха, чтобы кто не сказал, что это слова ложные. По этой же причине Он и молится. А когда говорит: "если возможно, да минует" [Мф 26:39; ср. Мк 14:36; Лк 22:42], то показывает этим Свое человеческое естество; словами же: "впрочем не как Я хочу, но как Ты" [Там же] показывает Свое мужество и твердость, научая нас повиноваться Богу, несмотря на противодействие природы» (Беседы на Евангелие от Матфея, Беседа 83).

Максим Исповедник возводит Лк 22:43-44 к апостольскому преданию:

«Заметь, что главу об укреплявшем Господа ангеле, которая находится в Евангелии от Луки [Лк 22:43], пересказывает и великий Дионисий [Ареопагит, ученик апостола Павла (Деян 17:34)] и что не письменно, а скорее всего тайно, сокровенно это было передано ему и святому Тимофею апостолом Павлом, ибо его проповедь записал Лука. Обнаруживается же то, что как будто тайно он это узнал, из его слов: "что явлено нашими священническими преданиями". Иначе. Главу об укрепившем Его ангеле нужно воспринимать не вопреки толкованию святого Писания, ибо это мыслится применительно к плоти. И в другом ведь месте Евангелие говорит, что после искушений "ангелы приступили и служили Ему" [Мф 4:11], что Он "утрудился от пути" [Ин 4:6] и что Он "взалкал" [Мф 4:2]. Все ведь это показывает, что Он воспринял в Себя совершенного человека вместе с его страданиями. Но кто-нибудь спросит: "Какая была надобность в ангеле, когда тут было Божество?" Мы отвечаем, что Бог чаще всего через ангелов чудодействует, об этом и все божественное Писание говорит» (Комментарии [Схолии] к сочинениям святого Дионисия).

Кроме того, находится достаточно большое количество древних рукописей, содержащих Лк 22:43-44.

Говоря иначе, отрицание аутентичности упомянутого эпизода Евангелия от Луки не имеет веских оснований.

(продолжение следует)

®All rights reserved
sterx.ru
LiveJournal VKontakte

В избранное