Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское чтиво

  Все выпуски  

Христианское чтиво. Книгообзор N49


крест
Валерий Стерх
Христианское чтиво
Книгообзор N49
Алексей Клецов «Физика Бытия»

Полное название книги – «Физика Бытия: Происхождение Вселенной в десяти стихах Библии. Естественно-научное толкование первых четырех дней творения мира». Здесь уже сразу в заголовке можно увидеть нестыковку. Дело в том, что начальные четыре дня творения по библейской книге Бытие занимают не десять, а девятнадцать стихов. Судя по всему, тут автор совершает так называемую «оговорку по Фрейду», впрочем, поговорим об этом чуть позже.

Книга представляет собой попытку дать такое толкование на Шестоднев, которое было бы максимально приближено к современной научной космологии. Для этого используется известный прием понимания дней творения как периодов произвольной длительности. В отличие от иных подобных опытов наукообразных толкований, в данном случае автор является ученым-физиком, поэтому по крайней мере научная часть работы изложена на хорошем уровне и может быть использована как учебное пособие по теории Большого Взрыва.

Материал подается обстоятельно, иногда чересчур. В частности, тезис о сотворении Богом нашей Вселенной из ничего (creatio ex nihilo) обосновывается в разных частях книги едва ли не с десяток раз. И каждое новое объяснение не сильно отличается от предыдущих.

Помимо научных работ в книге используется святоотеческое наследие, а также раввинистическая литература. Особое внимание уделено противостоянию двух конкурирующих концепций: материализма (главным образом, пантеизма) и креационизма. Рассматриваемые стихи Бытия проанализированы в том числе на древнееврейском языке.

Насколько убедительным получилось толкование, пусть рассудит читатель. Я же лишь обращу внимание на отдельные слабые места книги.

Алексей Клецов часто использует для обоснования своих мыслей цитаты святых отцов и церковных апологетов. Однако не всегда это выглядит корректным. Проблема в том, что большинство цитируемых православных писателей придерживаются классического буквального креационизма, а Клецов исповедует адаптивный аллегорический креационизм.

О качестве предлагаемых автором истолковательных аллегорий можно судить по таким нюансам как: использование разных слов для обозначения одного образа (например, понятия «земля» и «вода» отождествляются с «праматерией»), а также использование одного слова для обозначения двух образов (например, понятие «твердь» позиционируется как «космос», но чтобы по нему могли летать птицы [Быт 1:20], оно одновременно должно означать и «атмосфера»).

Наконец, мы подходим к пресловутой «оговорке по Фрейду». Первым четырем дням творения посвящены девятнадцать стихов Бытия. Автор в заголовке пишет только о десяти из них. Фактически же истолкованными оказываются шестнадцать стихов, отождествляемых Клецовым с эпохами теории Большого Взрыва. Пропущены стихи Быт 1:11-13, не нашедшие места в концепции и относящиеся к появлению растительности на Земле. Это очевидным образом обличает ущербность предлагаемой версии толкования.

®All rights reserved
sterx.ru
LiveJournal VKontakte

В избранное