Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское чтиво

  Все выпуски  

Христианское чтиво N189


крест
Валерий Стерх
Христианское чтиво
Против Осипова (из книги "Апокалипсис. Спасение")
Хронологическая проблема гипотезы всеобщего спасения

Сторонники апокатастасиса, как правило, игнорируют вопрос хронологического расположения всеобщего спасения в эсхатологических событиях. Во всяком случае, ни у Алексея Осипова, ни у Дэвида Бентли Харта этот аспект не затрагивается.

Осуществление апокатастасиса теоретически могло бы произойти в одном из трех моментов времени: перед Великим Судом, во время Суда или после Суда.

Универсалисты мыслят адские мучения как очищающие абсолютно от всех грехов. Если бы это было так, то все люди спаслись бы еще до Суда. Однако всеобщее спасение перед Великим Судом представляется абсурдом, ибо в таком случае исчезал бы сам предмет судебного разбирательства. Если все спасутся через адское очищение, то зачем Суд? Зачем взвешивать добрые и худые дела людей на Суде (2 Кор 5:10), если все грехи изглажены заранее? Прощенные грехи – все равно как несуществующие, а человек без грехов является святым и уже не подлежит Суду. Но освобождаются от Суда только святые, все же прочие избежать его не могут, на что указывает Никео-Цареградский Символ веры: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым…» (7).

Всеобщее спасение во время Великого Суда не менее несуразно. Результатом Суда является разделение на спасенных и осужденных (Мф 13:49; Откр 20:12-15) или, по притчевому нарицанию: на овец и козлов (Мф 25:31-46); пшеницу и плевелы (Мф 13:24-30, 37-43) и тому подобное. Но если Суд выносит осуждающий приговор грешнику, то Судья не может его немедленно освободить от наказания, поскольку если бы имелись мотивы к помилованию, то оно бы осуществилось по приговору, а если при вынесении приговора таковых мотивов не обнаружилось, то они не могут появиться тотчас после провозглашения осуждения.

Всеобщее спасение спустя некоторое время после Великого Суда также проблематично. Универсалисты высказывают мысль, будто осужденные на Суде снова отправляются в ад и, проведя там продолжительное время, будто бы могут получить прощение. Такое предположение натыкается на серьезные затруднения.

Прежде всего, если подразумевать некое дополнительное время для спасения грешников после Суда, то тем самым и Суд и Второе пришествие лишаются своего значения в деле окончательного спасения.

Далее, поскольку достойные спасения получают его через Суд, то справедливо ли обретение спасения грешниками без Суда? Говоря иначе, если менее грешные оправдываются через Суд, то могут ли более грешные быть оправданы без Суда? Между тем Писание ничего не говорит о втором Суде.

Очищение грешников в аду после Суда исключено тем, что в это время ад перестанет существовать: «И смерть и ад повержены в озеро огненное» (Откр 20:14; ср. 1 Кор 15:55; Ос 13:14). Ад истребляется, поскольку в обновленной Вселенной не должно остаться чего-либо нечистого. Сатана, его сторонники из мира духовного и физического, а также и весь ад целиком отправляются в геенну, за пределы спасенной Вселенной.

Тут кто-то возможно захочет предположить: не обладает ли геенна очистительным характером, чтобы привести всех осужденных грешников ко спасению? Оснований в Священном Писании для положительного ответа на этот вопрос не имеется. Но даже если мы попробуем смоделировать эту ситуацию, то получим нелепую картину. Каждый грешник имеет грехи разной степени тяжести и разную степень упорства во грехе, поэтому нет никаких причин полагать, будто все грешники могут раскаяться одновременно, в один миг, спустя одинаковое время гееннских мучений. Как было отмечено выше, Писание не предполагает второго Суда, а множество повторных Судов и подавно.

Таким образом, не находится такого момента в священной истории, куда можно было бы втиснуть всеобщее спасение, и это не привело бы к абсурдным последствиям.

(конец ознакомительного фрагмента книги)

®All rights reserved
sterx.ru
LiveJournal VKontakte

В избранное