Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское чтиво

  Все выпуски  

Христианское чтиво N188


крест
Валерий Стерх
Христианское чтиво
Против Осипова (из книги "Апокалипсис. Спасение")
Благими намерениями

Осипов не скрывает причину, по которой он уклонился в апологию оригеновой философии:

«Тогда все неправедники… Уж я знаю, что я не праведник. Я знаю, и по-моему любой христианин, который не потерял рассудка, увидит себя только грешником, но никак не праведником. И представьте себе, если спасутся только праведники, а все грешники пойдут на вечные мучения».

В этом своеобразном кредо острое желание быть спасенным направлено не на изглаживание грехов, не на стремление уврачевать душу через церковные таинства, а на самоуспокоение – все грешники, авось, и так спасемся.

Такой эгоистический взгляд несколько уравновешивается сожалением о возможной вечной гибели миллиардов некрещеных грешников.

К ним примыкают размышления Осипова об участи умерших детей:

«Меня удивляет, что спрашивают о судьбе невинных, не познавших ни добра, ни зла младенцев… Разве младенцы согрешили?.. Известны истоки этого ложного страха.

Он идет от католического учения о так называемом лимбе (эта идея возникла в XIII веке). Лимб – это место в загробном мире между раем и чистилищем, где, согласно средневековым представлениям, находятся души некрещеных младенцев. Еще в 1905 году Римский папа Пий X писал: "Дети, умершие до крещения, попадают в лимб, где они не наслаждаются присутствием Бога, но в то же время и не страдают". Однако папа Бенедикт XV (ум. 1922) принял решение вообще исключить средневековое учение о лимбе, как ложное, из вероучительной системы католицизма.

В документе, утвержденном этим папой, говорится, что традиционная концепция лимба слишком ограниченно отражает идею Спасения. Поэтому теперь, согласно данному документу, души умерших младенцев, которых не успели крестить, наследуют рай.

Но некоторые наши "учителя" превзошли средневековые заблуждения католиков. С фанатичной решительностью они устрашают несведущих людей: "Некрещеные младенцы погибнут"! По их мнению, матери, сознательно совершившие детоубийство, могут (если покаются) спастись, а для невинных, несогрешивших младенцев уготованы вечные мучения. Пожалуй, большей карикатуры на Православие не придумаешь.

Сам Господь сказал о некрещеных младенцах: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф 19:14). Потому все усопшие младенцы как святые и несогрешившие спасутся» (Из времени – в вечность, гл. Вопросы о вечности).

Оставим в стороне лимб и чистилище как порождения позднейших умствований. Но из Писания мы знаем, что не всякая душа в аду подвергается мучениям. Место в аду, где обитают души не заслужившие наказания, но и не получившие пропуск в рай, известно нам как «лоно Авраама» (Лк 16:19-26). У св. Григория Нисского для него находим также наименования «лоно патриарха» и «недра Авраама». Уместно пребывание там и душ младенцев, не совершивших никаких добрых дел.

По-видимому, именно это имеет в виду св. Григорий Богослов:

«Иные даже не имеют возможности и принять дара [Крещения], или может быть по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются принять благодати… последние не принявшие крещения не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы… Ибо не всякий… недостойный чести достоин уже наказания» (Слово 40. На Святое Крещение).

Надо полагать, у находящихся в лоне Авраама, шансы быть оправданными на Суде весьма велики.

Ратуя за спасение всех без разбора, Осипов оправдывается предполагаемой разностью степеней блаженства, при этом ссылается на авву Херемона и апостола Павла.

Авва Херемон: «Большое различие между теми, которые получат помилование, и теми, которые удостоятся наслаждаться славным видением Бога» (св. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседование 11.12).

«Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор 3:12-15).

Однако, Херемон рассуждает лишь о праведниках и различии их совершенств. Также и Павел говорит не о всеобщем спасении, а только о спасении христиан, ибо основание или фундамент, о котором он толкует, есть Иисус Христос (см. 1 Кор 3:11). И огонь, о котором пишет апостол, не есть огонь преисподней, а огонь Суда. И смысл здесь такой, что даже у грешного христианина есть шанс получить оправдание на Суде. Тем же, кто не имеет основания христианской веры, подобного обетования не дается.

Примечательно, что говоря об абортах, Осипов употребляет выражение «смертный грех матери». Под смертным грехом обыкновенно подразумевают тяжелый грех, влекущий за собою потерю спасения души в случае отсутствия покаяния. Но как идея губительного греха сочетается с отстаиванием всеобщего спасения – этого Осипов не поясняет.

Столь же фальшиво звучат упреки Осипова в отношении самоубийц и прочих глубоко павших грешников. За что же их распекать, если они все равно спасутся, или нет?

Принятие апокатастасиса нивелирует само понятие греха. Если все спасутся, то и грех ничто. А если грех ничтожен, то зачем прилагать усилия к спасению? Следовательно, у верующих во всеспасение отсутствует мотивация, чтобы не грешить. Вот и получается, что те благие намерения, с которыми Осипов взялся защищать всеобщее спасение, ведут совсем не туда, куда хотелось бы незадачливому толкователю. Не к спасению, а к погибели.

В 2013 году на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступило письмо группы верующих, в котором ставился вопрос о спорных богословских воззрениях А.И. Осипова (с приложением соответствующих цитат). Авторы письма обратились с просьбой дать разъяснения в том числе и о длительности геенских мук.

По благословению Святейшего Патриарха обращение верующих было направлено для рассмотрения в Синодальную библейско-богословскую комиссию. Поступившие материалы были переданы для предварительного изучения экспертам из числа членов Комиссии. Затем обращение и полученные экспертные оценки были рассмотрены 20 января 2015 года на пленарном заседании СББК, в ходе которого была сформирована рабочая группа для дальнейшего изучения вопроса о реагировании на обращение верующих о богословских воззрениях профессора А.И. Осипова. Результаты работы были рассмотрены на пленуме СББК 22 декабря 2015 года.

В итоговом Заключении комиссия отметила, что мнение о конечности гееннских мучений и связанные с ним богословские воззрения "не находят основания в Священном Писании". При этом профессору Осипову указано на "необходимость более сбалансированного освещения" сомнительных богословских идей, включая апокатастасис (Номер резолюции Святейшего Патриарха на письмо СББК: ПК-01/416 от 31.03.2016).

Однако Алексей Осипов не внял рекомендациям Синодальной библейско-богословской комиссии и продолжил распространять свои взгляды без каких-либо существенных изменений.

(окончание следует)

®All rights reserved
sterx.ru
LiveJournal VKontakte

В избранное