Глава 2. Религиозный взгляд на возникновение Вселенной. О том как растянуть неделю на неопределенный срок
Креационизм – это концепция, согласно которой Вселенная, планета Земля, основные формы жизни и человечество рассматриваются как непосредственно созданные Богом-Творцом.
В настоящей книге мы будем ориентироваться на христианский креационизм, базирующийся на Библии, главным образом, на книге Бытие (Быт 1-2).
Согласно первой книге Ветхого Завета, наш мир сотворен Богом за шесть дней (Быт 1:1-31).
В первый день Бог сотворил небо, Землю с водой и свет (Быт 1:1-5).
Во второй день Бог создал небесную твердь, разделившую воду на земле от воды в небе (Быт 1:6-8).
В третий день Бог образовал сушу посреди воды и насадил на земле траву, растения и деревья (Быт 1:9-13).
В четвертый день Бог образовал Солнце, Луну, звезды и планеты (Быт 1:14-19).
В пятый день Бог сотворил рыб, водных животных и птиц (Быт 1:20-23).
В шестой день Бог сотворил земных животных и человека (Быт 1:24-31).
Буквальный креационизм настаивает на прямой интерпретации библейского описания творения, именно в таком порядке и за шесть дней (24-часовых суток).
Адаптивный креационизм понимает шесть дней творения как "шесть периодов", где каждый период длился миллионы или миллиарды лет. Оправдывается это тем, что в Библии слово "день" (др.-евр. יוֹם "йом") означает не только сутки, но часто указывает на неопределенный отрезок времени или период (Быт 2:4; ср. Быт 2:17; Пс 89:5; 2 Пет 3:8). Такой подход стремится адаптироваться к современным научным теориям и датировкам.
Христианский богослов Андрей Кураев выразился об этом следующим образом:
«…У православия в отличие от язычества, демонизирующего материю, и от протестантизма, лишающего тварный мир права на сотворчество, нет оснований для отрицания тезиса, согласно которому Творец создал материю способной к благому развитию.
Сама же сущность процесса развертывания мира не меняется от того, с какой скоростью он происходит. И наивны те, кому смутно кажется, что Бог становится не нужен, если мы растянем процесс творения. Равно, как наивны и те, кто полагают, что сотворение мира за более чем шестидневный срок умаляет величие Творца. Нам важно лишь помнить, что ничто не мешало, не ограничивало творческого действия. Все происходило по воле Творца. А состояла ли эта воля в том, чтобы создать мир мгновенно, или в шесть дней, или в шесть тысяч лет, или в мириады веков – мы не знаем» (Кураев А. Может ли православный быть эволюционистом?).
О хронологии и достоверности методов датирования мы поговорим позже. А сейчас перейдем к более подробному обзору взглядов креационистов.