Почему христиане не исполняют законы Моисея? (начало)
Вопрос: Иисус заповедал ученикам: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф 5:17-19).
Если это так, то почему христиане не соблюдают шаббат, кашрут, тфилин и прочее из того, что исполняют современные иудеи?
Ответ: Прежде всего нужно отличать законы, данные Богом, от установленных людьми обычаев.
Возьмем к примеру обычай иудеев носить тфилин. «Тфила» или по-гречески «филактерия» (букв. «охранный амулет») – это небольшая коробочка из выкрашенной черной краской кожи кошерных животных, содержащая написанные на пергаменте отрывки из Торы (Пятикнижия Моисея). При помощи кожаных ремешков иудеи закрепляют одну коробочку на бицепсе левой руки, а вторую на голове повыше лба. Прямых указаний совершать такой ритуал в Ветхом Завете нет. Источниками заповеди накладывания тфилин являются иудейские толкования на несколько мест из Пятикнижия.
Первая цитата: «И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта» (Исх 13:9). Здесь современные иудеи видят указание о тфилине, но так ли на самом деле? Во-первых, во времена Исхода еще не существовало Торы, поэтому вряд ли обычай тфилина мог быть установлен при бегстве иудеев из Египта. Во-вторых, если не вырывать цитату из контекста, то будет видно, что в ней речь идет об установлении праздника Песаха, иудейской Пасхи, которая и должна стать «памятником пред глазами» и «знаком на руке», то есть «делом рук», что очевидно следует из предшествующих строк: «Помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного... семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день – праздник Господу» (Исх 13:3, 6).
Процитируем и второе место: «Отделяй Господу все, разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, – Господу, а всякого из ослов, разверзающего, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай. И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, – посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца [из] сынов моих выкупаю; и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта» (Исх 13:12-16). При непредвзятом толковании нельзя отрицать, что здесь устанавливается не тфилин, а обычай посвящения первенцев Богу.
Еще пара мест: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор 6:5-9) и «Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им; и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам. Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими; и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь; и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор 11:16-20). Здесь используется схожая метафора, раскрывающая мысль о важности соблюдения единобожия. Говорится не о привязывании записки к голове, а о сохранении верности Богу в мыслях. Не о прикреплении слов к руке, а о сохранении верности Богу в делах. Не о граффити на косяках и воротах, а о сохранении богопочитания во всяком доме хозяином его.
Обычай тфилина достаточно древний. По крайней мере, в Новом Завете описан случай, когда Иисус Христос ставил в вину книжникам и фарисеям тщеславное исполнение тфилина: «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища [филактерии (тфилин)] свои и увеличивают воскрилия [кисти (цицит)] одежд своих» (Мф 23:5).
Тем не менее, нет ничего зазорного в том, чтобы из благочестия исполнять обычай тфилина. Однако неисполнение тфилина не есть грех. Ведь и женщины-иудейки его не соблюдают, однако невиновны.