Должен ли прийти пророк Илия перед явлением Мессии?
Вопрос: Библия говорит, что пророк Илия придет за три дня до появления Мессии. Илия скажет всем народам, чтобы они приготовились к пришествию Мессии. Но этого ведь не случилось во время жизни Иисуса?
Ответ: В книге пророка Малахии написано: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф… Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал 3:1; 4:5-6).
Эти слова иудеи относили к Илие Фесвитянину. Поэтому, когда во время Преображения Иисуса апостолы увидели явившихся Моисея и Илию (см. Мф 17:1-9; Мк 9:2-10; Лк 9:28-36), то после этого «спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф 17:10-13; ср. Мк 9:11-13).
Но еще до этого Иисус говорил иудеям: «Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою [Мал 3:1]. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти [Мал 4:5-6]. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф 11:7-15).
Иоанн Креститель же о себе говорил так: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Ин 1:23). Имеется ввиду пророчество: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис 40:3).
По-видимому, он знал, что его отцу было проречено архангелом Гавриилом: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1:13-17).
В то же время христианские толкователи полагают, что второй смысл приведенных пророчеств отсылает к явлению Илии Фесвитянина накануне Второго пришествия Иисуса Христа (см. также Откр 11:3-12; Зах 4).