Ответ: Обратимся к тексту Евангелия от Матфея: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф 21:18-22; ср. Мк 11:12-14, 11:20-26).
Евангелист Марк пишет, что «еще не время было собирания смокв» (Мк 11:13), ведь дело происходит накануне иудейской Пасхи. Здесь требуется пояснение. В Палестине смоковница (инжир) первый раз плодоносит в начале-середине весны, тогда появляются небольшие молодые смоквы, так называемые «ранние смоквы» (ивр. "paggim", см. Песн 2:13 [почки смоковницы]). Эти не очень сочные ранние плоды уже можно употреблять в пищу, однако по-настоящему вкусный инжир созревает ко времени второго урожая, в мае-июне. Таким образом, хотя около Пасхи еще не сезон собирания смокв, но ранние плоды на смоковнице обнаружить вполне возможно.
Апостолов изумляет чудо с засохшей смоковницей, а Иисус объясняет, что они, имея сильную веру, смогут творить более удивительные чудеса. Второй смысл чуда с бесплодной смоковницей поясняется следующей притчей Иисуса:
«И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее» (Лк 13:6-9).