Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Тексты лекций Индрадьюмны Свами (Первая встреча Радхи и Кришны)


2к-137. «Первая встреча Радхи и Кришны» Индия, Вриндаван 1 декабря 2012

Лекция о самой первой встрече Радхи и Кришны в Санкете, в священном лесу Санкетван»

 

Я снова хочу отметить, что я не квалифицирован рассказывать о таком святом месте как Санкет. Я чувствую своим недостатком то, что сижу здесь. Есть много моих гораздо более квалифицированных духовных братьев, которые могли бы обсуждать игры, которые здесь происходят и это место. Это мое первое пребывание в Санкете за последние 40 лет посещения дхамы. Я удивлен тому, что мы никогда сюда не приезжали. Моим первым впечатлением было, - что это небольшая спокойная вриндаванская деревенька. Она находится между Варшаной и Нандаграмом.

 

Здесь так же, как и сотни и тысячи лет назад занимаются сельским хозяйством. Также моим первым впечатлением было то, что деревенские жители очень доброжелательно настроены по отношению к нам. Когда мы вошли в эту деревню, они не отнеслись к нам как к чужакам, они приняли нас как членов своей семьи, и приветствовали нас возгласами: «Джая Радхе, Харе Кришна, Харибол!» До того, как приехал автобус, я бродил по деревне в поиске места, где бы мы могли провести сат-сангу. Сначала я пошел в Санкет-деви-мандир – это самый большой храм здесь. Но там не было много места. 

Санкет-деви – это воплощение Йога-майи. В этой деревне она присутствует в форме Дурги. В то же самое время она считается неотличной от гопи по имени Вира-деви. Как я понял, Вира-деви – одна из самых главных помощниц Вринда-деви, которая ответственна за организацию самых сокровенных игр, которые проходят здесь в Санкете. Затем я дошел до Кришна-кунды, это большое озеро, которое находится в лесу и там негде сесть. Затем мы проследовали в Джулиан-сталу, где Радха и Кришна качаются на качелях. Затем мы проследовали на большую мандалу, она сейчас плоская, ее видимо хотят покрыть мрамором, это раса-мандала, где Радха и Кришна танцуют танец раса.

Затем Господь из сердца направил нас к бхаджан-кутиру Гопал Бхатты Госвами. И мы проезжали, я не могу сказать что случайно, потому что во Вриндаване ничего случайно не происходит, мы проезжали мимо места, где стоят Радха-Санкетбихари мандир, где стоят замечательные Божества Радхи-Кришнабихари, что означает, Тот, кто наслаждается. Как только мы заехали в это место, жители встретили нас очень тепло и здесь можно жить, вы видите много комнат здесь. Жители стали вдохновлять нас посмотреть на Божеств, провести киртан. Они сразу расстелили коврики. По большой милости Шрилы Прабхупады мы сидим сегодня в этом святом месте.

Санкет упоминается в Пуранах как один из лесов, такой маленький лес Вриндавана. Он является частью большого леса Санкета-вана. Санкет означает место встречи, которое обозначается сигналами с помощью зеркал. Госвами Вриндавана описали, что Радхарани находясь на Варшане, а Кришна  - в Нандаграме, они посылают друг другу сигналы с помощью зеркал о встрече. Эта встреча называется самбхог.

Существует два настроения Радхи и Кришны, одно называется самбхог, это настроение когда они встречаются, а другое – випраламбха, любовь в разлуке. Вы помним, что мы посещали лес Према-ван, это лес любви и в середине этого леса находится озеро любви – Према-саровар. Вряд ли сможем забыть замечательную игру, как это озеро появилось. Радха и Кришна чувствовали настолько сильное чувство разлуки друг с другом, что их слезы смешались друг с другом и со слезами гопи и образовали это чудесное озеро. В Према-ване Радха и Кришна испытывают настроение разлуки, а здесь в Санкета-ване Они встречаются.

Я нашел красивую цитату Вишванатхи Чакраварти Тхакура, где он пишет, что он считает, что Санкета-ван – это олицетворение божественной любви Радхи и Кришны, когда Они встречаются. Мы помним, что существует 4 вида разлуки, которые мы обсуждали не так давно и также существуют 4 вида любовной встречи. Это наука преданного служения. Преданное служение – это не просто какие-то сентименты, это очень глубокие эмоции, которые основаны на твердой философии, можно даже сказать – на научной философии.

Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает сабхогу, встречу, что она состоит из 4 видов встреч. Первый вид – это когда Радху и Кришна только повзрослели  и развили огромное чувство любви друг к другу. Второй вид – после того, как Радхарани успокаивается после своего гнева. Иногда Радхарани гневается на Кришну и после того, как Кришна умилостивит ее, они снова встречаются. Третий вид – когда Они встречаются после того, как Они были разлучены на какое-то время. Это может быть, когда Кришна отлучается куда-то не надолго и они снова встречаются. Четвертый вид – это встреча, когда Кришна возвращается после долгого отсутствия. Например, Кришна возвращается из Двараки или Матхуры, или Хастинапура, т.е. Он отсутствовал на протяжении какого-то времени, которое казалось гопи целой вечностью.

Хороший пример этому – встреча гопи и Кришны на Курукшетре во время затмения. Они спросили Кришну: «Кришна, ты выглядишь по-другому, где твое павлинье перо, почему ты одет как принц, почему на твоей голове корона, где твоя флейта, вернешься ли ты с нами во Вриндаван?» Кришна на протяжении того времени, пока отсутствовал совершил много деяний: Он женился на тысячах принцесс, Он построил дворцы Двараки, принял участие во многих битвах и победил в них. После того, как гопи встретились с Кришной, они были удивлены тому, что Кришна ходит с оружием, в шлеме, они попросили его надеть желтое дхоти, ведь только в этом случае Кришна может стать самим собой.

Мы не можем представить себе чувства гопи, потому что Господь Чайтанья в «Шикшаштаке» описывает, что даже один момент разлуки с Господом кажется целой вечностью для преданного, поэтому, если сложить все эти моменты друг с другом, то мы даже не можем себе представить, насколько гопи были счастливы, когда они встретились с Кришной. Бхактивинод Тхакур описывает Курукшетру как одно из самых священных  мест для вайшнавов, именно из-за этих эмоций.

Курукшетра сейчас очень популярное место, потому что Бхагават-гита была там рассказана, много туристов приезжает туда, но мы ездим туда, потому что мы хотим глубже понять чувства жителей Вриндавана. Кришна говорит в Бхагават-гите, что Его преданный видит Его повсюду, но особенно те, кто хочет развить настроение бриджабаси, любят слушать обо всех играх Кришны, но особенно они стремятся понять умонастроение Кришны во Вриндаване. Это одно из глубоких пониманий праздника ратха-ятры, когда мы везем Господа Кришну, Балараму и Субхадру обратно во Вриндаван после целой вечности разлуки с ними. Преданные постоянно держат это в уме, потому что это не просто какой-то пир, встреча с друзьями, большой фестиваль-шоу, это глубокое настроении, на которое мы должны медитировать и тогда мы сможем развить в себе сознание Кришны.

Продвинутые вайшнавы пытаются не то, что понять, потому что это возвышенные предмет, но оценить настроении Господа Чайтаньи во время праздника ратха-ятры, потому что Господь Чайтанья – это воплощение любви Радхарани, а Господь Джаганнатха – это Сам Кришна. Во время ратха-ятры Господь Чайтанья танцует в экстазе перед колесницей и между Ним и Господом происходит глубокий взаимообмен любовью и иногда из-за этого взаимообмена Господь Джаганнатха останавливает свою колесницу, и никто не может ее сдвинуть: ни жители города, ни слоны, потому что происходит взаимообмен любовью между Радхой и Кришной. Никто не знает эти вещи лучше, чем Шрила Прабхупада. Он дал нам этот праздник ратха-ятры, как проповедническую программу. Каково значение Санкета в 4-х разделах самбхоги?

Санкет является самым первым местом, где Радха и Кришна встретились, когда Они только повзрослели и развили огромное трансцендентное желание друг к другу. Ачарьи описывают, что хотя каждая встреча Радхи и Кришны вечно свежа и вдохновляющая, тем не менее, первая Их встреча была особенно уникальной. Настолько уникальной, что Кришна навсегда запомнил ее. Иногда Он рассказывал Своим близким преданным Свыою первую встречу со Шри Радхой в Санкете.

Однажды Кришна сказал Вишакхе: «О, моя подруга, когда Я начал шутить с Радхарани во время нашей первой встречи, Она начала заикаться». Даже в Двараке, где Кришна проводил игры со Своими царицами, когда бы Он ни начинал описывать Свою первую встречу со Шримати Радхарани, горе разлуки настолько переполняло Его, что Он замолкал, не в силах продолжать. Их первая встреча, когда они немного повзрослели, произошла в сезон дождей. Почему такое уникальное событие, как первая встреча, произошло в сезон дождей? Из-за дождя бриджабаси было сложно передвигаться по деревне и Радха с Кришной воспользовались этим, чтобы встретиться. Из-за плохой погоды им было легче встретиться между Нандаграмом и Варшаной.

Ачарьи описывают, что за ночь до того, как Радхарани и Кришна встретились, привязанность Радхарани к Кришне, Ее желание и предвкушение встречи с Ним было настолько сильным, что Она не могла спать. Она ходила туда-сюда по Своей комнате к удивлению Свих подруг. Матушка Пурнамаси, которая организовывает все встречи и игры во Вриндаване, организовала так, чтобы первая встреча Божественной четы произошла в ночь темной Луны, когда Луна только-только начинает расти. Все сигналы зеркалами были переданы, были переданы послания через гопи и через мальчиков-пастушков, и перед тем, как выйти на встречу, которая была назначена около полуночи, Радхарани намазала Свое тело черным мускусом. Она надела темно-синее сари.

Говинда дас Тхакур описывает: «О Радха, Твое сияющее ожерелье, браслеты и одежда, - все они черного цвета. Все цветы лотосов, мимо которых Ты проходила, все шмели, пролетавшие мимо Тебя и даже сама ночь стали темнее». Во время полной Луны Радхарани надевает белые одежды, берет белый цветок лотоса и даже пчелы, которые вьются вокруг Нее – белого цвета. Возникает вопрос, как Радхарани могла видеть в темную ночь?

Когда мы ходим в парикрамы по вечерам, нам вообще тяжело что-то разглядеть. Прошлым вечером я ходил на парикраму в Нитьянандават. Когда Господь Нитьянанда пришел во Вриндаван, Он сидел под этим деревом и воспвал святые Имена. Мы тоже пошли туда и повторяли там джапу. Нас было 5-6- человек и некоторые из них шли босиком, и я спросил, как они могут идти босиком по камням. Когда мы спустились к Калия-гхату, где начинается асфальт, то один преданный оттолкнул меня и сказал, что там смертельно опасный паук. Мы отпрянули, и я увидел там темно-коричневого паука, размером с крышку бутылки. Здесь во Вриндаване очень много опасных живых существ. Есть кобра, похожая на ящерицу, но она в 12 раз более ядовита, чем обычная кобра. Я видел одну такую в 70-е годы. Мадхура-бихари описал, что даже дыхания этого паука достаточно, чтобы убить, но научно это не доказано, но если он укусит, то через 5 минут вы умрете и нет никакого антидота от его укуса. И этот паук просто прогуливался, а мы шли ночью босиком. Поскольку было много паломников, я стал своей палкой отодвигать этого паука, но Мадхура-бихари остановил меня и сказал, что этот паук – бриджабаси, нельзя с ним так обращаться, он взял маленькую веточку, подсадил на нее паука и сбросил его куда-то в сторону. И я видел в этом пауке опасное существо, а Мадхура-бихари видел в нем бриджабаси. Вчера, когда мы были на Радха-кунде, я увидел в воде змею, и я подумал, что на западе дети стали бы кидать в нее камни, а здесь дети отпрянули и они просто кричали, что змея в воде. Конечно, если существует риск укуса змеи, то деревенские жители, обычно, убивают змей для того, чтобы защитить членов своих семей и животных.

Радхарани выходит ночью и ночь такая, что хоть глаз выколи. Как же Она находит дорогу? Ачарьи очень поэтично описывают, как Она нашла дорогу к Санкету. Они говорят, что сама любовь, мадхурья-раса, как компас указывала Радхарани направление. И точно также, как эта воплощенная любовь вела Радхарани, она вела в Санкет и Самого Кришну. Кришна пришел первым. Кришна начал наносить последний штрихи, хотя Вринда-деви и Пурнамаси с утра встретились на Вринда-кунде, в частности на Гупта-кунде, там все обсудили и организовали, но Кришна делал последний проверки, что-то говорил птицам, чтобы устроить достойную встречу Радхарани. Последними штрихами Он украсил прекрасную кунджу прекрасными украшениями. И что это было за украшение? Это был звук имени Радхи. Повсюду воспевались имена Радхарани, и это было последнее украшение кунджи.

И вдруг, хотя это была тихая и спокойная ночь, сверкнула молния, и осветила всю кунджу, и Кришна увидел, как в кунджу входит Шримати Радхарани со всеми Своими подругами-гопи. Это была их первая встреча в их возрасте и Они ничего не могли говорить из-за того, что это была первая Их встреча, Они просто пили нектар красоты друг друга и нектар любви друг к другу. Ачарьи говорят, что Они просто обменивались любовными взглядами. И Они уже стали приближаться друг к другу, но тут Богиня скромности остановила Их.

И под влиянием этой Богини скромности, Ладжа-деви, Радхарани занервничала и решила убежать. Но Лалита догнала Ее и сказала, что Она никуда не пойдет. Затем одна из сокровенных служанок Шримати Радхарани подошла к Ней и прошептала Ей на ухо: «Послушай, дорогая подруга! Сегодня у нас у всех есть к Тебе просьба. Пожалуйста, позволь Кришне насладиться Твоими объятиями хотя бы один раз. Если Ты исполнишь эту нашу просьбу, то мы больше никогда ничего у Тебя не станем просить». Радхарани немного улыбнулась. Но затем другая гопи подошла к Ней и тоже стала шептать: «О, луноликая! Просто посмотри на этого бедного юношу, Он пришел сюда один, через опасные джунгли только ради Тебя! Будь сострадательна к Нему. Избавь Его от беспокойств и волнения».

Вдохновленная Своими подругами, Радхарани подошла к Кришне, и Кришна подошел к Ней, и Они обнялись на этот самом месте. Затем гопи потихоньку ушли, оставив Радху и Кришну вдвоем, а дальше я не буду говорить, потому что глубины нашего осознания не хватает.

В Шримад Бхагаватам есть замечательный стих, в котором говорится о том, что даже если у человека есть материальные желания в сердце, в частности, вожделение, то, слушая об этих бесконечных, прекрасных играх Радхи и Кришны, об играх, в которых есть так называемое вожделение, которое совершенно трансцендентно, тогда эти материальные желания уничтожаются, поэтому мы должны слушать об этих играх, и для этого нет более лучшего места, чем Санкет, место первой встречи сабхоги. Шри Чайтанья Махапрабху тоже посещал Санкет во время Своей парикрамы по Вриндавану. Он сидел здесь под большим камнем и слушал об этих играх. Как я уже упоминал, Гопал Бхатта Госвами жил здесь в Санкете в подземной пещере много лет. Это было недалеко от большого храма Санкет-деви, там Гопал Бхатта погружался в игры, происходящие здесь. Харе Кришна.

Рядом здесь есть место Радха-нагари, оно не очень известно, и не многие преданные посещают его. Это сокровенное место названо в честь гопи, которую зовут Радха-нагари. Поскольку это место находится всего в 100 метрах отсюда, я хочу также затронуть игры, которые там происходили. Я нашел эту трогательную игру и она показывает, насколько Радхарани милостива к Своим преданным.

Мы обсуждали как Радхарани и Кришна встретились в Санкете. Эти игры продолжались всю ночь. Эти игры происходят в разных кунджах, в разных местах. В конце ночи Радха и Кришна мирно спят, и одно из служений Вринда-деви - будить Божественную Чету. После пробуждения Радха и Кришна должны быстро вернуться в Свои дома, чтобы Их родственники не заметили Их отсутствия. Когда Радха возвращается домой, за Ней следуют многие Ее подруги гопи, которые помогают Ей тайком пробраться в дом незамеченной. Затем все эти гопи отправляются в свои дома, чтобы также проскользнуть незамеченными. Эта гопи, Радха-нагари, когда она возвращалась домой, ее увидели ее родственники и они начали думать, где она отсутствовала всю ночь и на следующий день они запретили ей идти и служить Радхарани. И эта юная девушка, которая была отлучена от своего служения, простояла весь день в своей комнате, плача. Это похоже на тот случай, когда многим гопи их родственники запретили идти в прекрасную осеннюю ночь на танец раса. Гопи, которых не пустили к Кришне, чувствовали настолько сильную разлуку, что некоторые из них оставили свои тела и отправились на Голоку Вриндавана.

На следующее утро Радхарани пошла готовить для Кришны, и все гопи были с Ней, но кто-то заметил, что Радха-нагари нет с ними и сообщил об этом Радхарани. Они сказали, что родственники заподозрили ее в чем-то, потому что она отсутствовала всю ночь. Радхарани немедленно свернула с тропинки, хотя Она шла готовить для Кришны, но Она свернула к дому Радха-нагари, и у Нее было несколько веских аргументов, чтобы объяснить родственникам Радха-нагари ее ночное отсутствие. Радхарани сказала родственникам Радха-нагари, что вчера у Нее была сильная простуда и Радха-нагари была настолько добра, что пришла и присматривала за Ней всю ночь, она помогала Ей, и под конец ночи Радхарани отправила ее домой, и поэтому она  вернулась так поздно.

Госвами описывают, что когда родственники Радха-нагари увидели невинное лицо Шримати Радхарани, услышали Ее убедительные слова, их сердца растаяли. И они разрешили своей дочери пойти с принцессой Враджа в Нандаграм. С тех пор имя Радха-нагари ассоциируется с преданными, которые  являются предметом особой милости и любви Шримати Радхарани. Войти в круг служанок Шримати Радхарани самое редкое из совершенств. Но получить служение от Шримати Радхарани – это особая милость, особое благословение, особое совершенство, которое получила Радха-нагари. Преданные, которые знают об этой игре, идут в это место Радха-нагари и молятся Шримати Радхарани об особой милости, о том, чтобы Она заняли их служением, чтобы Она свернула со Своей дороги и позаботилась о них.

Радха-нагари ки джай.

Вриндаванешвари Шримати Радхарани ки джай.

Шри Шьямасундар ки джай! Шри Радха-Шьям ки джай!

Шри Радха-Санкетбихари ки джай! 

Санкет-нам ки джай!

Харе Кришна!


В избранное