Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Тексты лекций Индрадьюмны Свами (Арча-виграха)


2к-120. «Арча-виграха» 19 февраля 2011 Майапур (Индия)

 

Вчера мы описали благоприятные игры Нароттама Даса Тхакура, до того момента, когда он собирался провести большой фестиваль. Наверняка вы помните, как сам Господь Чайтанья появился во сне Нароттама даса Тхакура и попросил его провести фестиваль.

Фестивали – это очень важная часть Сознания Кришны. Потому что, участвуя в фестивалях, прославляя имя Господа, мы наполняемся счастьем и блаженством. Потому что природа это мира такова, что постоянно есть сложности. Мы притворяемся, что нам хорошо, улыбаемся, но внутри у нас много беспокойств, страхов. На фестивале мы приближаемся к Господу. Неблагоприятное – это все, что отдаляет нас от Господа. Благоприятное – то, что приближает. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Самое главное на фестивале – воспевание святых имен. Шрила  Джива Госвами описывает, что даже неофит может почувствовать экстаз, воспевая святое имя в обществе других преданных.

Нам очень важно привыкнуть к фестивалям. Потому что в духовном мире каждый шаг – танец, каждое слово песня. В духовном мире фестивали каждый день проходят, как здесь, в Майпуре. В Майпуре празднуются все фестивали, даже самые незначительные. Один преданный говорил, что служить в Маяпуре, значит быть на Фестивале каждый день. Даже если официально никакого фестиваля нет, то стоит в храмовую комнату зайти, как тут столько божеств: Радха-Мадава, Панча-татва, Господь Нрисимхадев, столько много деятельности разной происходит, перние, танцы, арати, все остальное. Поэтому я вижу, что та молодежь, которая здесь вырастает, очень привязывается к Майпуру. Расарани Прия, Мадуранги полностью погружены в Майпур. Они душу свою ему отдали.

И мое смиренное служение Шриле Прабхупаде также проводить каждый день фестивали на туре. Конечно, душа желает, но плоть слаба. Мы хотим проводить как можно больше фестивалей, но тело уже не слушается. Это все равно что воткнуть двигатель Поршав старый Форд 38-го года выпуска. Когда он поедет вперед,  него будет отлетать капот , двери и все остальное. Точно также как на туре «Мистическая Индия» в Бразилии происходило.

Вы очень быстро продвигаетесь, потому что громко воспеваете, много едите и слушаете очень внимательно.

Вчера мы описывали достаточно подробно, что представляла собой Индия после ухода Шри Чайтаньи Махапрабху. Те преданные, которые общались с Ним, танцевали, воспевали с Ним, они были убиты, когда Он ушел. Описывается, что у них не было даже сил играть на караталах простой ритм, они не могли их удержать в руках. Никто не мог даже на мриданге простой ритм сыграть, все начинали плакать от горя, вспоминая Господа. И никто не распространял прасад, потому что никто двигаться не мог.

Господь Чайтанья понял, что пора что-то изменить, он появился перед Нароттамом Дасом Тхакуром, сказал, что уже достаточно скорбеть, пора проводить фестивали. Время скорби прошло, как в Библии говорится: время смеяться и время плакать. Пора возрождать движение, уже тридцать лет прошло. Рагунатх Дас Госвами дал Нароттаму дасу Тхакуру еще в молодости  наставление: «Всегда поклоняйся Божествам, всегда воспевай для блага людей». Очень интересно, что это были два основных вида деятельности, которыми Шрила Прабхупада занимался: установление Божеств и распространение движения санкиртаны по всему миру.

Шринивас Ачария послал Рамачандра Кавираджа Нароттаму, чтобы они вместе могли проповедовать и подружились. В Нароттам-виласе описывается, что Рамачандра Кавирадж и Нароттам были настолько близки, что это была словно одна душа в двух телах. Это демонстрирует важность дружбы в сознании Кришны. Социологи говорят, что человек – это общественное животное, он не любит одиночества,  он любит общество себе подобных. Если мы не сможем найти друг друга в Сознании Кришны, мы вынуждены будем искать друг друга в материальном мире. А это очень опасно. И Нароттам Дас Тхакур был очень рад видеть, как Рамачандра Кавирадж.

Я несколько слов скажу о Рамачандре Кавирадже, чтобы вы могли оценить его как личность и его одружбу с Нароттамом Дасом Тхакуром.  То, как он стал преданным, очень уникально. То, как он поступил, не стоит комментировать. Это похоже на то, как в фильмах иногда показывают: не делайте этого дома, это очень опасно. Подобно Нароттаму он был очень красивым, разумным юношей, очень благочестивым. Его родители обручили его с девушкой подобных качеств. Это была прекрасная девушка, как богиня процветания. Она была из очень богатой семьи. Когда они обручились с Рамачандрой Кавираджем, ей полагалось большое придание, золото, бриллианты. Она была очень хорошо образована, очень скромна, целомудренна. У них прошла виваха-ягья – церемония бракосочетания. В Индии она проходит не меньше недели. В конце концов, она заканчивается. Рамачандра Кавирадж на прекрасной колеснице ввез свою невесту домой к родителям. Они проезжали через весь город, им бросали рупии, цветы, желали всего лучшего, процветания. Он был очень рад иметь такую прекрасную благочестивую жену. Так случилось, что Шринивас Ачарья сидел на ступеньках своего ашрама и повторял джапу на четках. Как Прабхупада повторял: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Так мне сказал Шрутикирти прабху, что Прабхупада повторял Харе Кришна, крутя четки. Итак, мимо проезжала колесница, а Шринивас Ачария повторял мантру в духе служения Радхе и Кришне, он был полностью погружен в мысли о божественной чете. Когда мимо проезжал кортеж Рамачандры с прекрасной целомудренной невестой, Шринивас посмотрел так на всю эту картину и в своем трансцендентном настроении  бхакты сказал: «Эй, молодой человек! Черная змея смерти уже обвила тебе горло!». Дома практиковать нельзятакие высказывания! Слова трансцендентного преданного полны могущества.  Рамачандра Кавирадж переспросил: «Что ты говоришь, садху?» - «Я сказал, что черная змея смерти обвила твое горло» - «Что ты имеешь ввиду? Остановите-ка кортеж, сдайте назад колесницу! О чем ты говоришь? Что за черная змея?» - « Привязанность между мужчиной и женщиной – это основа материального существования. На основе этого ложного понимания, которое завязывает в узел сердца мужчин и женщин, человек привязывается к собственному телу, к жене, к дому, к детям, к домашним парфинариям, к деревне, к стране. Так человек увеличивает иллюзию жизни и мыслит в категориях «я» и «мое»». Конечно, у грихастх другая концепция. Муж смотрит на жену как на преданную. Жена смотрит на мужа как на преданного. Они не пытаются наслаждаться, они вместе служат Кришне и так они не подвергаются влиянию иллюзии материального существования.  Позже Нароттам Дас Тхакур пел: «Не важно, кто такой человек: грихастха или он живет в лесу отшельником, если он является преданным Господа, я стремлюсь осыпать себя пылью с его стоп». Нароттам сказал: «Ты начинаешь жизнь в чувственных наслаждениях, которые являются самоубийством для духовного развития. Эта девушка настолько прекрасна, что ты никогда не привлечешься красотой Кришны. Так что твоя жизнь прошла впустую». Рамачандра сказал: «Похоже, садху, ты говоришь правду». Он спустился с колесницы и сказал кучеру: «Отвези эту девушку обратно к отцу». Она заплакала и уехала, а Рамачандра Кавирадж остался в ашраме, снял с себя всю праздничную одежду,  кольца и украшения, надел одежду бабджи и попросил: «Гурумахарадж, дайте мне наставления!» Так он стал преданным. Он продемонстрировал отречение, которое невозможно имитировать, очень глубокое. И благодаря привязанности к гуру он обрел глубокую привязанность к Гауранге.

Нароттам был очень счастлив принять этого великого преданного как друга. Вместе они начали планировать фестиваль. И скоро к ним присоединился сам Шринивас Ачария. Они хотели объединить всех вайшнавов, установить Божества и утвердить философию, которую проповедовал Шри Чайтанья Махапрабху. Но фестивали стоят деньги.

Да, кстати, я хотел сказать про Польский тур: если у кого есть золотые слитки или завалялись бриллианты, можно сдавать, нам хватит тогда первую неделю фестиваля оплатить. И если ваш друг станет миллионером, меня не забывайте.

Самдош был двоюродным братом Нароттама Даса тхакура, официально он был царем, потому что отец Нароттама оставил тело. Самдош, поскольку он распоряжался казной, решил оплатить все расходы и Нароттам Дас Тхакур начал рассылать приглашения всем спутникам Господа Чайтаньи и всем остальным преданным. Тысячи приглашений. Они начали строить огромные залы для киртанов, квартиры для проживания, гигантские кухни, гигантские храмы и очень величественное место, где планировалась абхишека Божеств. Особое приглашение  было прислано лидеру всех вайшанов, им была женщина в то время – Джахнава Мата, супруга Господа Нитьянанды. Она была настолько возвышена духовно, что все, и мужчины, и женщины смотрели на нее как на ачарью Движения Господа Чайтаньи.

Джахнава Мата, получив приглашение, увидела сон, где перед ней появился Господь Чайтанья и напомнил ей, что все пожилые спутники Господа должны участвовать в этом фестивале. Он сказал ей, что на фестивале будет одно событие, которое следует держать в тайне: «На этом фестивале появлюсь Я сам с панча-татвой и буду танцевать в экстазе». Она была настолько счастлива, что проснулась и сама начала танцевать и петь.

Нароттам Дас Тхакур решил, что они проведут этот фестиваль в день рождения Господа Чайтаньи. Т.е. это было первое празднование Гаура-пурнимы.

Когда, наконец, все было готово к фестивалю и начали прибывать преданные, казалось, что гигантская флотилия появилась. Самдеш так организовал, что  все гости, будь они старые или молодые, старшие преданные или неофиты, о каждом заботилось три человека. Один стирал одежду, один готовил, третий водил гостей, показывал все, объяснял, т.е. был как сопровождающее лицо на время фестиваля. Самое удивительное, что эти трое людей, которые служили гостям, были очень возвышенными вайшнавами, они упросили Самтоша служить гостям. Так подчеркивается не только важность воспевания, но и служения. Сарвабхаума бат Ачария сказал: «Те, кто укушены змеей самсары повторяющихся рождений и смертей в век Кали смогу найти облегчение благодаря двум вещам: воспеванию святого имени и служению вайшнавам». Шрила Прабхупада так устроил в нашем обществе, что мы можем воспевать святое имя и служить вайшнавам и, даже не смотря на влияние века Кали, немного продвигаться духовно.

Последней из преданных приехала сама Джахнава Мата. Много страниц описывают ее прием. Ее очень уважали все преданные и помнили наставление господа Чайтаньи о садху-санге, что даже мгновение общения с чистым преданным может привести к высшему совершенству. Самое главное – это серьезно воспринимать сознание Кришны,  а не просто поверхностно. Кришна говорит: « В соответствии с преданием, я вознаграждаю».

Недавно получила инициацию вайшнави Мадави Лата, которой всего 12 лет. Ей всего лишь 12 лет, но она получила все блага духовного посвящения, это нельзя недооценивать, это сила, которая выталкивает нас за пределы материальный энергии. Она была очень серьезна. С 9-ти лет она повторяла по 16 кругов, что для девочки очень сложное дело.

Когда вайшнавы увидели Джахнави Мату в лодке, они все бросили и побежали на берег реки ждать ее прибытия. Она благословляла всех. Вайшнавы начали оглушительный киртан. Говорят, что даже полубоги оглохли. Когда лодка причалила, вайшнавы почтительно расступились и появился длинный проход между ними. И что она сделала первым делом? Она принесла поклоны всем вайшнавам.

На следующий день планировалась абхишека пять божеств, которых вырезали под руководством Нароттама Даса Тхакура. Они были очень большого размера. Каждый обладал уникальными чертами, вырезанными в соответствии с духовным видением Нароттама Даса Тхакура. Все очень любили поклонение Божествам. Они выполнили наставления, которые Он давал Госвами Вриндавана: пишите книги о преданном служении, открывайте места паломничества, устанавливайте Божества, чтобы у всех была возможность лично общаться с Кришной.

Это очень серьезная часть нашей традиции – арча-виграха. Арча-виграха, как говорит Прабхупада, это выражение милости Господа. Почему? Потому что Кришна приходит и уходит. Сам Господь Кришна Бхагаван приходил на эту планету и находился на ней около ста двадцати лет. А Господу Махапрабху было 48 лет. Нрисимхадев всего лишь несколько мгновений был тут. Прилетел, убил Хирнаьякашипу, Прахлада на руках подержал и улетел. А Божество Господа находится здесь. Если вы поедете в Нрисимха-бали, то увидите Божество, которое Господь проявил с сатья-юги. Дети, это значит, что это божество старше вашей прабабушки. Бабушки очень старые, а божества старше миллионов бабушек. Так Господь приходит в форме Божеств по желанию ачариев, чтобы мы им служили.

Шринивас Ачария организовал абхишеку, которая была совершенно поразительна. Это была удивительная абхишека. Использовали пять продуктов коровы. Было много молока, самый лучший йогурт, гхи, самый лучший мед. Все лилось рекой. Все были в экстазе.

Когда Нараттам Дас Тхакур увидел Божества, он решил назвать их. Когда вы называете свои Божества, это очень волнующий момент. Как их назвать? Радха Кунджа Бихари? Радха-мадава? Радха-Шьям? Конечно, выбирая имя, вы считаете, что это самое красивое имя в мире и самые красивые Божества. Вы, конечно, можете думать так. Нароттам Дас Тхакур хотел назвать Божества каким-то образом. Он сказал, что это прекрасное Божество Господа Чайтаньи должно называться Гауранга, а это Божество Кришны  - Валабха Канта, это Божество будет Шри Кришна, Это – Радж Мохан, это – Радха-Раман, а это – Радха Канта. Он понимал настроение каждого Божества. Сама Джахнава Мата, как ачария, вышла вперед и произнесла шлоку, прославляющую эти Божества, ее до сих пор повторяют преданные. Если бы я когда-нибудь себе наколку сделал (хотя я противник любых наколок), но если  у меня когда-нибудь появилась наколка, она состояла бы из этих слов: «Гауранга, Валлабхи-Канта, Шри Кришна, Враджамохан. Радхараман, хе Радхе, Радхаканта намо’сту те».Это одна из моих любимых шлок. Надо, действительно, татуировку сделать.

Так произошло установление Божеств. Потом проходило арати. Столько много было великих душ, что никак не могли выбрать, кто будет проводить. Как в наше время много старших преданных Шиварама Махарадж, Бхакти Бринга Говинда, Ниранджана Свами, Уттама Шлока. И трудно понять, кому поручить проводить киртан и арати. Нароттам стоял сзади очень смиренно. Он организовал все, всех вдохновил и сам стоял сзади, не хотел, чтобы на него внимание обращали. Но благодаря своему духовному могуществу он привлекал всех. Вайшнавы повернулись и сказали: «Нароттам, пой киртан!» Нароттам вышел вперед и впервые в жизни начал петь те мелодии, которые к нему пришли с Голоки Вриндаван. Он представил особый вид танца, который по предсказанию Господа Чайтаньи очарует всех вайшнавов. И когда он начал петь и танцевать, все от экстаза теряли сознание, их поднимали, а они снова теряли сознание. Такой был киртан. Джахнава Мата посмотрела на Нароттама и своим взглядом она вдохновила его, вложила в него особое трансцендентное шакти.  Благодаря полномочиям, которые пришли к нему через Джахнаву Мату, он поднял киртан на такой уровень, что все были в неописуемом экстазе.

В экстазе один из преданных схватил благовония, цветы, сандаловую пасту и начал проводить арати инструментам, которые использовались в киртане. Он начал ходить по всем преданным, которые играли на инструментах и проводить арати, даже сандаловую пасту предлагал, а потом кланялся караталам. Затем он начал поклонение мридангами и трубам. А потом предложил арати каждому преданному, участвующему в киртане: «Позвольте мне провести пуджу вашим лотосным стопам». С великой любовью и преданностью он предлагал стопам благовония, лампаду, сандал, а затем ставил стопы каждого преданного себе на голову, молясь об их милости. Вот это был киртан! Киртан предназначен для обмена любовью между преданными, а не для того, чтобы показать, какие звуки можно из мриданги извлекать. Смысл киртана – совместное прославление Господа, не прославления себя. В этом суть.

По мере нарастания киртана, лицо Нараттама начинало сиять подобно сиянию миллионов лун, он раскачивался, подобно слону. Он остановился посреди киртана и начал описывать славу Гауранги, Нитьянанды, Адвайты, Гададхары, Шриваса. Затем снова продолжал киртан, снова останавливался и описывал их славу. Под его влиянием все начали также петь и танцевать, как он. А затем произошел исторический момент на этом фестивале.

На самом пике киртана появился сам Господь Чайтанья и начал танцевать в окружении преданных. Преданные не могли в это поверить. Большая часть преданных даже никогда не видела Господа. Это был не просто сон или какая-то галлюцинация. Он присутствовал там полностью в своей трансцендентной форме. Объект постоянной медитации вдруг появился на киртане и начал танцевать вместе с ними. И что уж говорить о тех преданных, которые были Его спутниками и 30 лет страдали в разлуке! Он появился рядом с ними, танцевал рядом с ними и из его глаз потоками лились слезы. Никто не мог поверить, что это с ними происходит. Время застыло.

И вдруг неожиданно появился господь Нитьянанда рядом с Господом Чайтаньей. Он танцевал как пьяный безумный слон. Гауранга воспевал: «Нитай!», Нитай кричал: «Гауранга!» И Мата Джахнава увидела своего супруга и сказала: «О, Нитай!» И упала в обморок. Затем опять пришла в себя, увидела Нитьянанду и опять упала в обморок. Затем она смогла встать и сосредоточится на стопах Господа.

И тут появился Адвайта Ачария. Он начал танцевать как молодой месяц. И сыновья увидели своего отца и тоже упли в обморок. Затем появился Гададхар Пандит и Шриивас Тхакур и многие другие спутники, которые уже ушли. Все преданные застыли. А Гауранга кричал: «Танцуйте вместе с нами!» Так продолжалось много часов. Танцевали весь день, всю ночь, следующее утро.

Но в какой-то момент все эти трансцендентные личности исчезли. Преданные погрузились в глубокий колодец разлуки. Они плакали и, казалось, что опять все начинается сначала, 30-летняя скорбь разлуки. Но не в этом был смысл фестиваля. Джахнава Мата увидела, что все погружены в скорбь разлуки, тогда она начала обмениваться с Божествами подношениями, начала кидать в них цветные порошки. И, поскольку это был сам Господь, преданные пришли в экстаз, а вся их скорбь была развеяна. Когда Божества были полностью покрыты цветными порошками, Джахнава Мата начала кидаться в преданных. Любой преданный, на которого попадали эти цветные порошки, погружался в экстаз. Так она всех успокоила.

Хотя было раннее утро, все проголодались. Мать Джахнава сама отправилась на кухню и начала готовить. Когда она шла на кухню, объявили, что нужны добровольцы и все хахотели готовить вместе с ней. Пришлось останавливать и отобрать только 50-60 человек. Затем она предложила всю бхогу Божествам и затем наблюдала, как бхогу вкушают Божества и наслаждалась этим зрелищем. Когда вы предлагаете еду Божествам, вы видите, как они наслаждаются? Продолжайте поклоняться. В один день, м.б. увидите. Затем она накормила прасадом всех преданных. После этого ее спутницы посадили и накормили ее прасадом.

Так закончился фестиваль. Пришло время всем преданным разъезжаться. Для них нелегко это было сделать, потому что они участвовали в том киртане и видели Господа. Все жители Кетури были так привязаны к Джахнаве Мате, что молили ее вернуться через несколько месяцев. Стало известно, что Джахнава Мата – сама богиня процветания, и она скоро вернется в Кетури. Несколько разбойников услышали об этом и решили, что у нее много драгоценностей. До них так и не дошло, что настоящее сокровище – это любовь к Богу, которая у нее была. Разбойники вступили в заговор, чтобы напасть на нее с ножами, ограбить и убить. На полпути от Вриндавана до Кетури она со спутниками остановилась под деревом на ночлег. Разбойников было человек 25. Они были грязные, с длинными спутанными волосами. Они прятались в кустах в 50-ти метрах от их ночлега. Около 9-ти часов вечера (она легла в 8.30) разбойники выскочили из кустов, крича: «Смерть Джахнаве Мате!». Они размахивали своими кинжалами и бежали… 50 метров несколько часов. Уже был рассвет, а они все бежали, бежали. Солнце взошло, а они все были там, где начали свой бег. Они не сдвинули ни на миллиметр и все время кричали. А Мать Джахнава спала. Она проснулась на рассвете и проявила божественную красоту, как настоящее солнце. Разбойники поняли, что они девять часов занимались бегом на месте в результате ее божественного могущества. Они бросили оружие, упали на землю на колени. Опустили головы и поползли к ней. Проползли на коленях 50 метров, молясь: «Милости, Мать, милости!» И она была настолько милостива, что позволила им схватить свои лотосные стопы. Они начали причитать: «Прости, Мать, нас за наши греховные поступки!» Она ответила: «Я вас прощаю». Она описывается как воплощение сострадания Господа Нитьянанды, который сам был воплощением сострадания. Поэтому она их простила. Они сказали: «Мата, Вы нас примете в ученики?» Она согласилась, всех благословила, духовные имена раздала, и они стали самыми преданными ее учениками.

 Санатана Госвами описывает, что в результате посвящения и следования процессу даже низкорожденный человек может стать великим вайшнавом.

Они прошли на следующий день еще 25 километров и ночевали под другим деревом. В эту ночь ее решили убить несколько брахманов из-за того, что она давала посвящение всем, мужчинам, женщинам, разбойникам. Они были преданными богини Дурги и смарта-брахманами и считали ее действия великим нарушением и чувствовали себя оскорбленными. Джахнава Мата появилась в их снах, размахивая окровавленным топором и закричала: «Вы думаете, что вы мои преданные, но я преданная Кришны. Вы должны поклоняться Кришне. Если не будете мне повиноваться, я отрублю вам головы!» Они сказали: «Все понятно». Они побежали за Джанава Матой и просили: «Прости нас, мы страшные грешники, мы хотели убить тебя. Прими нас в ученики!» Она сказала: «Хорошо, принимаю». Брахманы попадали в дандаваты и она всем дала посвящение. Дальше они пошли все вместе: преданные,  разбойники, брахманы. Они были как одна семья.

Джахнава Мата вдохновляла Нароттама по-настоящему проповедовать, а не просто одним фестивалем обойтись. Она хотела, чтобы они вместе с Рамануджей Кавираджем проповедовали.


В избранное