Тексты лекций Индрадьюмны Свами Нерушимое обещание Кришны всегда защищать своих преданных
1К-257-258. «Нерушимое обещание Кришны всегда защищать своих преданных» ЧЧ Мадхья 4.86 Краснодар 21/10/98 Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе – это прославление является совершенным, когда все вайшнавы собираются вместе и громко поют святые имена. Точно так же, как Господь Кришна собрал всех своих преданных под зонтиком холма Говардхана, точно так же, благодаря Его милости, мы собрались все вместе в этот самый благоприятный день Говардхана-пуджа. Мы будем читать "Чайтанья-Чаритамриту" (2.4.86), глава называется "Преданное служение Мадхавендра Пури». В комментарии к 86 тексту содержится замечательное описание жителей Вриндавана и того, как они праздновали Говардхана-пуджу. декхийа пурира прабхава локе чаматкара пурва аннакута йена хаила сакшаткара Все присутствующие были поражены духовной силой Мадхавендры Пури. Они увидели, как благодаря ему возродилась церемония аннакута, проводившаяся во времена Кришны. КОММЕНТАРИЙ: Однажды, в конце Двапара-юги, вриндаванские пастухи собрались было поклоняться царю небес Индре, но потом по совету Кришны отказались от своего намерения. Вместо этого они провели церемонию поклонения коровам, брахманам и холму Говардхана. Приняв гигантские размеры, Кришна тогда провозгласил: «Я — холм Говардхана». Так Он принял все поднесенные холму дары и яства. В «Шримад- Бхагаватам» (10.24.26, 31 ? 33) говорится: пачйантам вивидхах паках супантах пайа-садайах самйава-пупашашкулйах сарва-дохаш ча грихйатам калатмана бхагавата шакра-дарпам джигхамсата проктам нишамйа нандадйах садхв агрихнанта тад вачах татха ча вйададхух сарвам йатхаха мадхусуданах вачайитва свастй айанам тад дравйена гири-двиджан упахритйа балин сарван адрита йавасам гавам годханани пурас-критйа гирим чакрух прадакшинам «Из предназначенных для ягьи злаков и топленого масла сделайте много изысканных яств. Приготовьте рис, дал, халаву, пакоры, пури и разнообразные молочные блюда, такие как сладкий рис, сладкие шарики, сандеш, расагуллы и ладду». Желая проучить Индру, возомнившего себя единовластным правителем райских планет, Верховный Господь Кришна посоветовал пастухам прекратить Индра-ягью и начать Говардхана-пуджу. Бесхитростные пастухи во главе с Махараджей Нандой согласились с предложением Кришны и сделали все, как Он сказал. Они провели церемонию поклонения Говардхане и обошли вокруг холма. Следуя указанию Кришны, Махараджа Нанда и остальные пастухи пригласили ученых брахманов, которые стали поклоняться холму Говардхана, предлагая ему прасад и декламируя ведические гимны. Все жители Вриндавана собрались вместе, украсили своих коров и накормили их травой. Гоня коров перед собой, они стали обходить холм Говардхана». джайа джайа шри-чайтанйа джайа нитйананда джайадвайта-чандра джайа гоура-бхакта-вринда джайа джайа шри-чайтанйа джайа нитйананда джайадвайта-чандра джайа гоура-бхакта-вринда джайа джайа шри-чайтанйа джайа нитйананда джайадвайта-чандра джайа гоура-бхакта-вринда Итак, сегодня мы празднуем Говардахана-пуджу. Пуджа означает поклонение или выражение почтения, а Говардхан – это знаменитая трансцендентная гора, которая находиться в Шри Вриндавана дхаме. Как нам известно, Говардхана-пуджа является одной из знаменитых игр Кришны. Конечно, Господь проводит безграничное количество лил, но, как мы говорили вчера вечером, Говардхана-пуджа является особым праздником, который наиболее дорог всем гаудия вайшнавам. Тот факт, что Кришна поднимает холм Говардхана, обладает очень глубоким значением, на это можно смотреть с разных точек зрения. Шрила Прабхупада говорил, что Господь одним действием достигает множества разных результатов. В этой ситуации, когда Кришна поднял холм Говардхана можно увидеть много очевидных и очень сокровенных наставлений. Как, например, Господь Чайтанья, явившись в этот мир, пришел как бы внешне для того, что б установить юга-дхарму или воспевание святых имён Господа. Но если разобраться в конфиденциальных, скрытых причинах, то Он хотел почувствовать и понять ту любовь, которую Шримати Радхарани испытывает по отношению к Кришне. Сегодня, обсуждая эту лилу - поднятия холма Говардхана, мы будем говорить и о сокровенных, и об очевидных, поучительных смыслах этой игры. По традиции, мы начнём наше обучение с азбуки, а позже углубимся немного подальше. Конечно же, самое первое наставление заключается в том, что Кришна, подняв холм Говардхана, доказал в очередной раз, что Он является Верховной Личность Бога. Согласно определению, Бог является асадбурва, никто не может сравниться с Ним и никто не может быть более великим чем Он. Даже в этой материальной вселенной существует множество могущественных ишвар, множество могущественных повелителей. Что же говорить о всём космическом проявлении? Даже в духовном мире существует множество могущественных личностей. Перед теми личностями, которые хотят поклоняться Абсолютной Истине может возникнуть вопрос: кто же является Верховной Личностью Бога среди такого громадного количества ишвар, повелителей? Если мы хотим поклоняться Богу, то, естественным образом, мы не хотим совершить ошибку поклонения той личности, которая не является Богом. Если мы хотим поклоняться Богу, то, естественным образом, нам нужна уверенность, в том, что мы поклоняемся той личности, которой нужно. Потому что в "Ишопанишад" говориться, что поклоняясь Всевышнему, мы достигаем одного результата, совершенно другой результат приходит от поклонения тому, кто не является Всевышним. Поэтому перед начало пуджи, перед началом поклонения великой личности, нужно убедить, что мы не поклоняемся какой-то ошибочной личности, что мы не сделали ошибочного выбора. Недавно я прочитал одну интересную историю о том, как 25 лет назад в родильном доме перепутали двоих малышей, когда меняли им пелёнки. Одного положили в кроватку другого, а другого положили в кроватку первого, потому что детей в таком возрасте едва ли можно различить, кто есть кто. То ли мамы плохо заботились о этих детях то ли медсёстры в общем, когда мамы пришли забирать своих детей домой, они унесли с собой не своих детей. Много лет спустя, проводили какие-то медицинские анализы, когда ребёнку нужно было трансплантировать почку от родителей. Проведя исследования, врачи обнаружили, что этот ребёнок не является непосредственным ребёнком этих родителей. Они сказали: «Это не ваш ребёнок». Врачи провели анализ ДНК и в конце концов стали искать ребёнка этих родителей. Они стали проверять всех детей, которые там родились и выяснили, что этот конкретный ребёнок, родившийся у этих родителей, живёт в другом городе с другими родителями. Это были дочери и они поменялись местами. В конечном итоге детям пришлось вернуться к их родителям. Представьте каким ударом это было для семей. Представьте, для семей это просто невероятное событие из-за того, что были перепутаны личности. Точно также, если мы хотим поклоняться Верховной Личности Бога, если мы хотим любить Его, нам нужно найти именно эту личность, мы не поклоняемся какой-то джива-атме. Мы не хотим поклоняться Верховной Личности Бога, как джива-атме. Если мы поклоняемся какой-то джива-атме, как Верховной Личности Бога, то это очень печально, майавади так делают. Они поклоняются живым существам, как Богу. Они говорят: «Намо Нарайана, добрый день Бог». Если вы отправитесь в Хришикеш или в Хардвар, там собираются многие майавади, то к вам может подойти кто-то и сказать: «Ом Намо Нараяна, добрый день Бог, добрый вечер Бог». Это большая ошибка: поклонение живому существу, которое является неотъемлемой частичкой Господа. Поклоняться такой личности, как самому Верховному Господу. Точно так же ошибочно принимать Кришну - Верховную Личность Бога, за обычного человека. Как, например, существует полно учёных, которые считают Кришну обычным человеком, ну может быть не совсем обычным, но выдающейся личностью, которая обладает особыми силами, но они не считают Кришну Богом. Кришна описывает таких людей в «Бхагават-гите». Он говорит: "Глупые люди, подобны ослам, думают, что Я прихожу в этот материальный мир, как обычный человек. Они не понимают, что Я занимаю верховное трансцендентное положение, что Я повелеваю всем сущим". Вот это два классических примера ошибочных личностей: поклонение живому существу, как Богу и поклонение Богу, как обычному живому существу. Подобные ошибки полностью разрушают, полностью изменяют человеческие судьбы. Это такая трагедия, когда живому существу поклоняются, как Богу, и потом, в конце концов, открывают, что эта личность не Бог, а мошенник или самозванец. Точно так же, невероятный хаос случается, когда мы считаем Кришну обычным живым существом. Поэтому перед тем, как человек начнёт пуджу – поклонение Верховной Личности Бога, то такой человек должен понять, какой личности стоит предлагать поклонение и выражать почтение как Верховному Господу. Можно повторить ещё раз: один результат приходит при поклонении Всевышнему и совершенно иной достижим при поклонении тому, кто не является Всевышним. Какой результат можно получить поклоняясь Богу, кто такой Господь? Это можно понять, проанализировав одну из 4 строк одного знаменитого текста из «Шримад Бхагаватам» са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже ахайтукй апратихата йайатма супрасидати Самая важная строка это яятма супрасидати..самым подходящим занятием для всего человечества является одно занятие, благодаря которому люди могут приблизиться к любовному служению Кришне, такое служение должно ахайтуки апратихатам – быть непрерывным и немотивированным. Какой результат достигается благодаря такому непрерывному и немотивированному служении Кришне? яятма супрасидати – человек достигает полного удовлетворения. Почему? Потому что восстанавливаются любовные взаимоотношения с Богом. Нет ничего, что приносило бы большее удовлетворение. Даже если вы завоюете все богатства в этом космическом проявлении, даже если вы достигнете мокши – высвободитесь из этого материального мира, ничто не принесёт такого удовлетворения как служение Господу Кришне. Поэтому нам надо выяснить, кто такой Кришна, кто такой Бог. Существует небольшой тест, с помощью которого можно выяснить, кто такой Бог. Для того, что бы увидеть, кто такой Бог, существует небольшая проверка. Чтоб определить настоящее ли золото существует метод. Как, например, есть настоящее золото, а есть золото для глупцов. Золото для глупцов – это минерал. Когда мы были детьми, мы ходили в горы в Калифорнии, там, в реках можно найти золото. В Калифорнии, из-за золота, люди освоились в 1806 году. Там началась золотая лихорадка и все люди, сломя голову, со всей Америки двинулись туда, потому что в горах, в реках было найдено золото. Таким образом была освоена Калифорния. Именно отдута происходит фраза на английском языке «мой мальчик, иди на запад». Но, спустя много лет, когда люди вовсе разочаровались в этих золотых испорожнениях, появилась новая фраза, новый девиз «отправляйся на восток, о мой дорогой друг, туда где воспевают святые имена Господа». Отправляйся на восток в Навадвипу и там ты откроешь сокровищницу любви к Богу. Таким образом, когда мы были ещё совсем молодыми, мы автостопом добирались до гор, вместе со своим особым подносом для промывания золота, мы учились промывать золото и находили маленькие золотые пещинки. Мы находили не так много, потому что эти первооткрыватели давным-давно уже истощили все эти запасы. Но всё-таки мы находили как раз столько, сколько было достаточно, что бы подросток смог стать счастливым. Но была ещё и проблема. Дело в том, что существует какое-то вещество, которое похоже на золото, оно тоже желтое, но это не настоящее золото. Случалось так, что мы находили это вещество и думали: «Да. Сегодня нам повезло, сегодня мы нашли много золота». Мы отправлялись в магазин и говорили: «Купите у нас золото». Человек отвечал: «Нет, это не золото, это просто ерунда какая-то. Вы мне должны заплатить деньги, если я у вас это возьму». Очень часто, по всему свету случается так, что люди обманываются, принимая ненастоящее золото за настоящее. В Индии есть один очень интересный метод для того, чтобы определить настоящее ли золото. Я не знаю, на самом деле, на сколько это реально, но, так или иначе, существует такой способ. Берётся шалаграм-шила, чёрный шалаграм-шила. В Индии у каждого ювелира на столе есть шалаграм-шила. К несчастью, они им не поклоняются. Что они делают с этим шалаграмом? Человек приносит золото, они берут это золото и царапают ним по шалаграм –шиле. Если на шалаграме остается золотая царапина, то значит это было настоящее золото, но если остается царапина металического цвета или серого, то значит, что это не настоящее золото. Это очень простой, примитивный, может быть даже греховный метод определения золота. Я могу себе представить сколько ювелиров живёт в Аду. -Ты попал в ад, ты что кого-то убил или изнасиловал какую-то женщину? -Нет, я просто ювелиром был. В течении всей жизни я пользовался шалаграм –шилой для определения золота, сейчас тысячи жизней я живу в аду. Существуют другие способы определения золота, но, так или иначе, так оно определяется в Индии. В общем, требуется какая-то проверка в определении истинной личности и для определения самозванцев. Точно так же, простым личностям, обычным людям требуется какой-то определённый, простой способ для того, что бы найти Верховную Личность Бог и для того, что бы отличить мошенников таких, как Паундрака. Конечно же, если на поле битвы вы увидите Васудеву, Изначальную Личность Господа и Паундраку, вы запросто сможете отличить одного от другого, кто есть кто. Поскольку 4 руки Васудевы естественным образом очень красивы, они являются частью Его трансцендентного тела. Но если бы вы зашли за Паундраку со спины, то вы бы увидели там очень сложную механическую систему с верёвками, клейкой лентой, клеем и всем прочим. При помощи всего этого создавалась видимость 4-х рук, как у Васудевы. Но, в конце концов, может случиться и такое, что в бескрайнем космическом проявлении, человек встречает какую-то личность, которая обладает необыкновенной силой, невероятной привлекательностью, невероятной красотой и думает: «Да, вот это и есть Верховная Личность Бога». Например, господь Брахма имеет 4 головы, а у Ганеши голова слона. У этих дева-атм есть множество мистических качеств, может кто-то из них является Богом? Как же можно выяснить, кто из этих личностей является Йогешварой-повелителем всех мистических сил? Каков же метод? Мы не хотим пользоваться каким –то не настоящим методом. мы не хотим брать в руки шалаграм для этого. Какой метод является подходящим? По милости Кришны, у всех простых людей есть очень простой метод. С помощью этого метода мы запросто можем понять кто такой Бог. Асам урдва – этот метод. Всего лишь два слова асам урдва - найдите ту личность, которой нет равных. Никто не может сравниться с Богом, никто не может превзойти Его в Его деяниях, поэтому нужно найти именно такую личность и посвятить Ей себя всем сердцем и душой. Но ведь на это уйдёт так много времени, что б найти такую личность. Сколько же существует живых существ в этом мире? Знает здесь кто-нибудь этот факт? Для того, что бы знать это, нужно быть Богом. Если вы не знаете этого, значит вы не Бог. Здесь присутствуют все кроме Бога. Если бы встретили здесь Кришну, то Он бы вам сказал, сколько личностей здесь, сколько освободилось, сколько придёт из духовного мира. Так или иначе, сколько же живых существ? Представьте, что нужно испытать каждое из живых существ. Может ли кто-то по своим деяниям, по своему величию сравниться с этой личностью или превзойти Её? На это уйдёт много времени. Можно провести собеседование с каждым живым существом, но по сути дела мы можем упростить эту работу. Мы можем исключить из этого списка всех живых существ на адских планетах, потому что совершенно очевидно, что мы занимаем более возвышенное положение по отношению к ним, мы более продвинуты. Они не могут сравниться с нами по своим деяниям или даже превзойти. Но, используя эту логику мы немедленно исключаем из этого списка себя, потому что над нами стоят гандхарвы, всевозможные полубоги, возвышенные живые существа. Наши деяния не могут сравниться с ихними. Наши деяния не могут превзойти их. Вы не сможете найти Верховную Личность Бога на адских планетах. Вы не сможете найти Его на земных планетах и не сможете найти Его на райских планетах. Вот здесь у нас начинаются проблемы. Как же добраться до высших планет. Как же поговорить с этими личностями и выяснить, кто же является самым могущественным? Что бы посмотреть, можно ли найти Верховную Личность Бога на Сварга-локе, как же туда добраться? Можно попытаться пойти по пути Раваны. Можно построить лестницу на Сварга-локу, конечно у него это не получилось, потому что только благочестивые люди могут попасть туда. Можно построить какую-то ракету или спутник, что б улететь туда. Но это тоже не подействует по той же самой причине, что попасть туда могут только благочестивые личности. Можно заниматься благочестивой деятельностью, на протяжении сотен тысяч жизней и, в конце концов, нам удастся туда попасть. Анализируя всех личностей можно, в конце концов, получить намёк, кто же является Верховной Личностью Бога. Но это подразумевает, что ещё много-много жизней нам придется находиться в круговороте рождения и смертей. Но Кришна не хочет, что бы мы продолжали борьбу за существования в этом мире. Он является бхакта-ватсалой, Он очень добр к своим преданным. Вместо того, что б ввязываться в такие непонятные проблемы, пытаться выяснить, кто же является Верховной Личность Бога среди всех личностей. Кришна не хочет, что б вы ввязывались в такие проблемы. Поэтому через уста господа Брахмы Он открыл нам это удивительное знание. Знание о том, кто является Верховным во всех трёх мирах ишварах парамах Кришнах сач-чид-ананда виграхах анандир адир говиндах сарва-карана-каранах Подождите, почему я именно Кришну должен принимать, за Верховную Личность Бога? Почему Он является таким великим? Покажите, что Он сделал, анука быстро объясните мне? Так проявляется заболевание обусловленных душ, именно поэтому мы пришли в материальный мир - позавидовали Кришне. В 50-х годах в Америке пели одну очень интересную песенку. Когда я был совсем маленьким мальчиком, мои родители слушали эту песенку по радио. Я помню одну строчку. «…что бы ты не сделал, я смогу сделать то же самое лучше; не смотря на то, что ты можешь знать много всего, я знаю больше». Всё, что бы ты не сделал, я смогу сделать лучше. Кто же говорит, что Кришна Бог? Что Он может сделать лучше чем я? Может быть я Бог, вы просто не понимаете на сколько я велик? Покажите, что Кришна может сделать точно так же хорошо или даже лучше чем я. Джая Гириговардхан, Джая Гириговардхан, Джая Гириговардхан….Гирирадж махарадж ки джай!! Кришне было всего лишь семь лет и для того, что бы всем показать, что Он является Верховной Личностью Бога, своим мизинчиком Он поднял гору. Потому что может быть, когда-нибудь, где-нибудь появится какая-нибудь очень сильная личность, которая будет обладать невероятной силой, принимая очень много анаболиков, как это делают современные спортсмены, он сможет поднять гору. Ежегодно спортсмены побивают столько мировых рекордов. Конечно же, большинства результатов они добиваются, принимая всякие стероиды, другие вещества, накачивают такие мышцы, что они потом лопаются. Иногда женщины накачивают такие же мышцы, как и мужчины. В наши дни уже не различишь. Может, в конце концов, кто-нибудь, когда-нибудь накачавшись всякой химией, наевшись какой-нибудь особой ерунды и натаскавшись металлических вещей, сможет поднять гору, но никто не сможет сделать это в семилетнем возрасте. Если вы утверждаете, что являетесь Богом, то можно предъявить доказательства по достижениям семилетнего возраста. До исполнения 8 лет, вам нужно поднять такую гору, как Говардхан. Тогда мы вас назовем Богом, но нам очевидно, что этого никогда не случиться. Это можно сказать с наивысшей убеждённостью. Как Прабхупада бросал вызов: «Мошенники – учёные, они негодяи, они считают, что жизнь происходит из материи. Каким образом это возможно?» Предъявите доказательства, покажите искусственно созданных людей, сделайте хотя бы созданного комара. Мы дадим вам 10 000$. Конечно же, в наши дни, особенно в России, каждому хочется 10 000$. 10 000$ это не так мало, потому что вся экономика разваливается. Рубль не обладает никакой ценностью. Вот вызов: я положу на стол 10 000$ если вы создадите живое существо из материи. Мы можем сказать это с большой уверенностью, потому что верим словам Шрилы Прабхупады, верим словам Кришны, благодаря этому мы знаем, что жизнь происходит из жизни. Мы дадим вам хоть миллиард долларов, нам не нужно будет платить налоги с этих денег. Но в случае если вы подымите гору, до того, как вам исполнится восемь лет. Таким образом Кришна провозглашает Свои превосходства, Он является Верховной Личностью Бога. На самом деле Кришна, проводя свои игры здесь, на Земле, несколько раз демонстрировал то, что Он является Верховной Личность Господа. Другая ситуация, когда Кришна проявил Свои небывалые качества, что бы никто не мог подражать Ему, когда на поле битвы Он явил Арджуне Свою вселенскую Вират Рупу. Он женился на 16 108 царевнах, построил дворец для них и Он жил в доме каждой из этих царевен и все они были яятма супрасидати - полностью удовлетворены. Но сегодня мы говорим о поднятие холма Говардхана. Это самые простые наставления, как бы азбука науки о Боге для простых людей. Кришна является Богом и Он доказал это. Он доказал Своё превосходство и нам с вами, таким маленьким, также Он доказал Своё превосходство тем личностям, которые более продвинуты чем мы с вами - это аявы. Они имеют представление о том, кто такие полубоги. Наша культура такова, что мы думаем, что за пределами нашей Земли вообще никого нет. Есть просто я, вы, планета Земля, а за пределами просто чёрное небо. Но люди арийской цивилизации понимают, что существует другие живые существа. Другие личности, гораздо более возвышенные. Однажды маленький Кришна увидел, как пастухи во Вриндаване готовят жертвоприношение для того, что б ублажить господа Индру. Кришне это не понравилось. Почему же? Потому что Ему хотелось, что б Его преданные поклонялись исключительно Ему и никому иному. Кришна удивительный Господь, Он полностью может ответить на все наши любовные желания. Но Он хочет, что бы мы были очень верными. Что бы никаким другим богам мы не поклонялись. Как, например, муж и жена состоящие в браке. Друг от друга они требуют исключительного отношения. Они хотят любить друг друга просто невероятно, поэтому естественно муж ожидает, что жена будет сохранять верность по отношению к нему и, точно так же, жена ожидает, что муж будет верен только ей и никому иному. Такова природа глубоких взаимоотношений. Если ты действительно любишь меня, то это означает, что у тебя нет никаких других друзей. Если ты действительно любишь меня, то докажи, что у тебя на уме нет никаких других девушек. Конечно же, мы знаем, что такова природа материального мира. Прабхупада говорил, что мирская девушка может говорить с одним человеком, думать о другом мужчине, а смотреть на третьего. Говорит с одним, думает о другом, смотрит на третьего. Это мирская любовь. Но истинная любовь подразумевает, что мы посвящаем своё сердце только Кришне. Такие чувства могут проявлять только преданные. И вот Кришна хотел, что бы Его преданные проявили такую исключительную преданность по отношению к Нему, Он хотел, что бы преданные целиком предались Ему и, таким образом, Он отдал бы им Себя. Кришна настолько удивителен, что Он может всего Себя целиком отдать какому- то одному преданному, как это случилось на танце раса: каждая гопи думала, что Кришна находился только с ней, какой Он замечательный. Если мы полностью предадимся Кришне, то Кришна полностью целиком отдаст нам Себя. Он говорит: «Меня не найдёшь ни на Вайкунтхе, ни в сердце йога, а где же Я? Я нахожусь там, где преданные собравшись вместе прославляют Меня (Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе)». Мы знаем природу мирских взаимоотношений. Допусти один человек может удовлетворить свою жену, своих детей, свою семью, может быть ему удастся поддержать своего племянника, но Кришна, будучи Верховной Личностью Бога способен удовлетворить до глубины души все живые существа. Таков Бог, таков Кришна. Именно этой любви мы ищем в течении многих и многих сотен жизней, но вместо этого испытываем просто разочарование снова и снова, раз за разом. Но, придя в сознание Кришны, мы осознали, ощутив истинную чистую любовь, любовь взаимоотношений с преданными и с Верховной Личностью Бога. В Библии Моисей говорит Богу, что Бог завистливый, потому что Бог говорит, что никто не может поклоняться другим богам на Его глазах. Тот же самый принцип существует и в Коране. Нет иного бога кроме Аллаха и пророка его Мухаммеда. На самом деле, в этих утверждения скрыто глубокое значение. В каждой религии можно найти истину. Нет иного Бога, кроме Аллаха, в этом глубокий смысл. Мухаммед пришел рассказать, что следует поклоняться только Аллаху, может бать, есть и другие личности, но Аллах достоин поклонения. Кришна провозгласил тот же самый принцип. Он просто сидел со Своими родителями и спросил Своего отца: - Ей, пита, а зачем нужно этому Индре поклоняться? - Знаешь, мой дорогой сынок, ведь это Индра посылает нам дожди. Благодаря дождям у нас есть зерно. Для этого нужно проводить религиозные церемонии. Мы можем развивать нашу экономику, для того, что б в конце концов обрести удовлетворение чувств и освобождение. Кришна начал проповедовать Своему папе: - Ей, пита, а ты разве не знаешь, что все действия полубогов в свою очередь нуждаются санкции Верховной Личности Бога? Эти полубоги просто какие-то козявки. Кришна может так говорить. Мы можем говорить тоже самое, только полагаясь на авторитет Кришны. Как, иногда, Прабхупада высказывался очень резко: «Вы все глупцы и негодяи, вы не признаете Кришну, как Верховную Личность». После этого Прабхупада говорил: «На самом деле это не я говорю, это Кришна говорит в «Бхагават-гите». Мы можем сказать, что эти полубоги какие-то козявки, но на самом деле это не мы говорим, это говорится в шастрах. Однажды, когда Кришна жил в Двараке, разнообразные полубоги, такие как Шива, Брахма, Индра, Ганеша собрались вместе на ишта-гоштхи. Они сказали: «Вот здесь, у нас в Хорватии, какие-то проблемы с менеджментом. Нужно поговорить с главным Ишварой». И вот они пришли все вместе: Шива с телом голубого цвета, Брахма с 4-я головами, Ганеш с головой слона, Индра весь покрытый глазами, пришли и постучались в дверь. Все президенты храма со всей вселенной. Стражники открывают и … - Эй, стражник, открывай, мы хотим увидеть Кришну. По реакции этого лакея, который стоял у дверей, они смогли понять к кому они пришли. Вы знаете что им сказал лакей у дверей? - Мои дорогие господь Брахма и господь Шива, пожалуйста, сядьте возле дверей на скамеечку и подождите. Мой дорогой Индра, пожалуйста, поспокойнее читай свои молитвы, ты слишком сильно шумишь, Кришне это мешает. Пожалуйста, подожди здесь молча. Мой дорогой Варуна, пожалуйста, убирайся отсюда. Мои дорогие полубоги, не нужно тратить время понапрасну. Кришна настолько занят, что сейчас встретиться с вами не сможет. Таким образом ещё раз было доказано превосходство Кришны над всеми другими живыми существами. Поэтому самое важное наставление в «Бхагават-гите» звучит так, что Кришна требует, что б Ему поклонялись, как исключительной Личности, обещая, что если мы будем поклоняться исключительно Ему, то Он ответит нам на наше поклонение замечательным образом. Он говорит: «Я даю Своим преданным всё то, в чём они нуждаются и сохраняю всё то, чем они уже обладают». Даже полубоги не в состоянии так поступить. Поэтому в «Бхагават-гите» Кришна делает такой вывод: «Во всех своих деяния просто полагайся на Меня, всегда действуй под Моим покровительством. Занимаясь таким преданным служением полностью осознавай Меня». И вот Кришна, маленький мальчик, убедил Своего отца. Кем был Его отец? Его отец был покровителем всех пастухов. Такова природа любви. В особенности такой исключительной любви к Кришне. Кришна сказал: - Я хочу, что б ты поклонялся холму Говардхану. - Но почему мы должны поклоняться Говардхану? - Холм Говардхан даёт нам всю траву, с помощью которой мы кормим коров. На Говардхане мы собираем свежие фрукты, которыми мы так наслаждаемся. Из рек, на холме Говардхане, у нас есть чистая, вкусная вода. Тогда все пастухи сказали: - Ну хорошо, будем поклоняться холму Говардхану. А что сделал Кришна? Он Сам принял форму Говардхана. Он принял гигантскую форму и сказал: -Я и есть холм Говардхан! Все пастухи и пастушки стали предлагать Кришне разнообразные подношения. Они принесли просто тоны молока, тоны зерна, тоны фруктов – всё, что можно было найти во Врадже. Ачарьи рассказывают, что практически все запасы пищи были истощены во всех деревнях вокруг Враджа -мандалы. Кришна, приняв форму Говардхана, принимал все подношения, как Ягья-Пуруша. Ещё раз подтверждая тот факт, что среди всех личностей поклонения достоин только Вишну или Кришна. Но обитатели Вриндавана пришли в большое беспокойство, потому что у них больше не осталось бхоги, которую можно предложить Кришне. Кришна продолжал кричать: -Аниёр, аниёр, аниёр ….ещё, ещё, ещё … В конечном итоге обитатели Вриндавана поняли, что нужно сделать, что бы полностью удовлетворить Кришну. Что они стали делать: на все блюда, которые предлагались Кришне, они стали класть маленькие листики Туласи. Прабхупада говорил, что Туласи-деви – это чистая преданная Кришны, поэтому никакое подношение не может считаться совершенным, если на нём нет листьев Туласи. Другими словами ни одно подношение не будет завершенным без бхакти, а Туласи олицетворяет бхакти, тоесть она и есть бхакти. Так много наставлений можно извлечь из этой лилы – поднятие холма Говардхана. Если мы приготовим что-то очень вкусное, но не положим листик Туласи на это блюдо, то Кришне не очень то и захочется принимать это. И наоборот, если наше стремление служить Кришне является не совершенным, но мы предлагаем вместе со своим подношением листик Туласи, то Кришна примет наши усилия и попытки. Туласи занимает особое положение, которое описано в «Нектаре преданности». Поскольку листья Туласи постоянно находятся у стоп Господа Кришны, преданный молиться Туласи, что б Туласи рассказала о лотосных стопах Господа. Мы знаем, что преданные всегда кладут листья Туласи к стопам Господа. И вот один преданный захотел узнать о стопах Господа, он отправился к Туласи и сказал: -Ты всегда находишься у стоп Господа, поэтому прошу тебя, пожалуйста, расскажи мне об этих стопах. Туласи сказала: -Да, я расскажу тебе. На стопах есть знаки молнии, рыбы, инструмент погонщика слонов. Подожди-ка минутку, сейчас я загляну на стопы Вишну, да, ещё есть отпечаток лотоса… Благодаря этому знанию, которое мы получаем от Туласи, можно прийти к выводу, что Туласи является очень преданной. Она обладает бхакти, она любит Кришну. Какой же ингредиент во всех подношениях Господу является самым важным? Это любовь. Всё, что вам нужно – это любовь к Кришне. Если мы не обладаем такой любовью, нам нужно класть на все наши подношения листик Туласи, тогда наши подношения становятся совершенными, благодаря этому дополнению любви. Когда обитатели Вриндавана положили листики Туласи на то, что они предлагали, Гирирадж сказал: «Хорошо». Он был очень удовлетворён. А кто же остался не удовлетворён? Индра. -А это что ещё за маленький дерзкий пастушок? Он остановил ягью предназначенную для меня? Он съел все эти овощи, фрукты, подношения, которые были предназначены для меня? Листики Туласи меня конечно не волнуют, но так или иначе, кто Он такой, что бы съесть всё, что было предназначено для меня? А эти личности, эти глупые пастухи принимают Его с такой почестью. Кто Он такой? Маленький неизвестно кто. Ещё один урок для преданных. Индра – это бхакта. Он является пракрита-бхактой, тоесть материалистичным преданным. Разве так часто можно встретить рагануга –бхакт? Если вы не находитесь на уровне рагануга-бхакти, то это означает, что вы должны находиться на уровне према-бхакти. Но есть ещё одна категория. Вы можете быть пракрита-бхактой. Новый преданный, у которого есть материальные желания. К какой категории относимся мы? Кто мы рагануга-бхакты, према-бхакты или пракрита-бхакты? Кто здесь према-бхакты? Кто рагануга-бхакта? А кто пракрита –бхакта? ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намаха Мы не хотим совершать никаких ошибок и, конечно же, мы не хотим относиться к преданным, как к обычным личностям, потому что все мы преданные, а преданные – это возвышенные личности. Но Индра является деватой. Он занял своё положение не благодаря преступлениям. Как же он добрался до своего положения? Он совершил так много благочестивых действий. Замечательный преданный по сути дела. Бхакта Индра. Но в сердце у него есть и дурные качества, как например, иногда он начинает завидовать другим людям. И вот находясь на райских планетах, он иногда глядя на какого-то садху, который совершает аскезы, начинает думать: «Неужели этот садху добьётся такого мистического могущества, что, в конце концов, попадёт на мою планету и выпнет меня с моего трона?» -Менака, анука иди сюда. У меня для тебя есть задание. Урваши анука идите сюда и остановите того садху, который медитирует в Гималаях. Идите туда и сделайте… ну вы сами знаете, что нужно сделать. Устройте так, что б он пал и прекратил свои аскезы и покаяния. Так и происходит. Иногда эти апсары спускаются с небес и мешают тапасье тех, кто практикует воздержание. Не смотря на то, что он был преданным, он попался на крючок и совершил несколько ошибок. Попался именно на то, чего предостерегает нас Господь Чайтанья. Мы являемся пракрита-бхактами, поэтому Господь Чайтанья даёт наставления специально для нас. Вам нужно обращать внимание на три вещи: влечение к богатству, влечение к противоположному полу и желание славы, знаменитости. - Они поклоняются этому Кришне?! Эй, облако Самвартака, немедленно лети сюда!!! - Да, господин. - Отправляйся во Вриндаван и затопи всю их Враджа-мандалу. Там живёт этот нахальный мальчишка –пастушок вместе со своими последователями. Он оскорбил меня. Представляете, какое оскорбление совершил он? Он назвал Кришну обычным человеком. И он оскорбил ещё Его преданных. На самом деле Кришна может смириться с оскорблениями в Его адрес, но Он никогда не будет терпеть оскорблений в адрес его преданных. Это самое серьёзное оскорбление в сознании Кришны. Итак, Индра наслал облако Самвартака. Там были не просто маленькие капельки дождя, там были огромные капли, как дом. Представляете себе? Сотни, миллионы, миллиарды таких здоровых капель как дом. Очень скоро вся земля Враджа была затоплена. Вы были во Вриндаване? Вы знаете, что может быть, там есть несколько небольших холмов, но вовсе не таких как Гималаи. Может там есть несколько небольших холмов, таких как Учаган – место, где явилась Лолита, и холм Наимишвар, тот где жил Нанда махарадж с Яшодой. Поскольку там равнина, большинство людей оказались в воде, они стали взывать: «Кришна, Кришна, помоги!» Кришна всегда хочет защитить тех преданных, которые предались Ему, а все жители Вриндавана, естественно были преданы Ему. Они полностью посвятили свои жизни Кришне. Кришна в этот момент, ни капельки не стесняясь, поднял холм Говардхан и защитил Своих преданных. Сколько душ живёт во Вриндаване? Это уж на самом деле невозможно, этого не сосчитаешь. Прежде мы говорили, как же можно сосчитать всех душ и, в конце концов, выбрать среди них Верховного Господа. Но совершенно не возможно сосчитать всех живых существ, которые живут во Вриндаване. Можно задать этот вопрос, как же все жители Враджи могли уместиться под холмом Говардхана, ведь он является всего лишь частью Враджи. Но ответ таков, что Говардхан был в таком восторге, от того, что Кришна поднял его своим мизинчиком, что он сразу же увеличился в размерах. Что вы будете делать, когда будете в экстазе? Вы встанете и будете расширяться. Холм Говардхан пришел в такой восторг, от того, что Кришна коснулся его своим пальчиком, что он стал таким здоровым, что накрыл всю Враджу. Это очень интересно, что Кришна Сам стал холмом Говардханом. Так же кажется, что Говардхан обладает независимой индивидуальностью, он как бы сам по себе отличный от Кришны. На самом деле иногда Говардхану поклоняются, как Харидашавара. Гопи называеют его Харидашаварой, это означает, то, что Говардхан является самым лучшим слугой Кришны. В пятой главе «Чайтанья Чаритамриты» говориться, что даже Нитьянанда, Баларама и Адвайтя Ачарья считают себя слугами Господа. Но они являются экспансиями Господа Кришны, но всё таки они обладают настроением служения Кришне. Таким образом, не смотря на то, что Говардхан является Харидашаварной, самым лучшим слугой. В то же самое время он неотлучный от Кришны. Потому что Кришна провозглашал: «Я есть холм Говардхан». Представьте, как были удивлены все жители Вриндавана, когда Кришна поднял холм Говардхана. На самом деле они ведь не знали, что Кришна является Богом. Благодаря влиянию йогамайи, они считали Его самым возлюбленным и дорогим сыном, самым дорогим другом. Когда Кришна поднял холм Говардхана, держал его, все те, кто был старше Кришны, предложили Ему свои благословения. Для того, что бы воодушевить и поддержать Его, старшие женщины целовали Его, а все мужчины держали Его за руки. Те, кто были младше, начали делать массаж Его стоп. Неожиданно старшие пастухи увидели, что рука Кришны дрожала. Для того, что б поддержать холм, они подняли свои посохи. Но в «Нектаре преданности» говориться, что, на самом деле, рука Кришны задрожала, потому что Он посмотрел на груди гопи. Видя, как всё это происходит, Господь Баларама засмеялся. На самом деле, это приводит нас к ещё более глубокому, более сокровенному пониманию этой лилы. Шрила Джива Госвами просвещает нас своими наставлениями. Он говорит, что эта лила была проведена не только для того, что бы провозгласить славу Говардхана-пуджи, но так же и для того, что бы Кришна смог насладиться общением со своими близкими преданными в частности с гопи. В конечном итоге им удалось встретиться всем вместе и пообщаться друг с другом. До того, как произошла вот эта игра с Говардханом, взаимоотношения Кришны и гопи назывались Пурва-рага. Пурва-рага –стадия привязанности до того, как возлюбленные встречаются. Как, например, в материальном мире взаимоотношения начинаются со взглядов, с того, как возлюбленные посылают друг другу послания, но, по сути дела, взаимоотношений ещё не существует на этом уровне. Шрила Джива Госвами говорит, что взаимоотношения существуют по средству обмена взглядами, по средству общения, но на самом деле встречи ещё как таковой, не существует. Это один из таких сокровенных уровней, пониманий этой игры. Мы не будем слишком глубоко вдаваться в подробности. Но с другой стороны у нас есть право цитировать предшествующих ачарьев. Один из аспектов понимания таков, что Кришна устроил это для того, что бы пообщаться с гопи, потому что для этого у них были отношения на уровне Пурва-рага и возлюбленные ещё не встречались, а сейчас они могли достаточно провести времени друг с другом. Существует много замечательных объяснений этой игры, когда Кришна поднял холм Говардхана. Кришна – это Бог. Он является величайшим даже среди полубогов. Кришна защищает всех тех преданных, которые полностью предаются ему. Как Господь Рамачандра говорит в Рамаяне: «Если человек предаётся Мне со словами: «Мой дорогой Господь, с этого дня я полностью принадлежу Тебе», я всегда буду защищать такую личность». Рама говорит: «Я всегда буду защищать его». Кришна снова и снова доказывает, что Его обещание никогда не бывает нарушено. В материальном мире результат каждого действия зависит от множества аспектов: время место, обстоятельства, карма… Прежде чем вы начнёте выполнять какое-то действие, нужно определить, чего вы достигнете в конечном результате. Допустим если в этом мире кто-то дает какое-то обещание, даже будучи очень искренней личностью, человек иногда не в состоянии сдержать своё обещание. Потому что существует множество факторов, которые определяют исход действия, кроме вашей искренности, существует много аспектов. Но когда Кришна что-то обещает, никогда не случается так, что Его обещание становятся пустыми. То, что Он обещает всегда сбывается. «Смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет». Если мы, на самом деле, являемся преданными Кришны, если мы поклоняемся исключительно Кришне, Кришна нас защищает. Более того, более глубокий аспект Говардханы-пуджи - это то, что Кришна всегда будет давать нам возможность личного общения с Ним. Он всегда будет нас защищать. Однажды Кришна пообещал Кунти, что 5 её сыновей, благодаря милости Кришны, вернуться из битвы целыми и невредимыми. Кунти была в большом беспокойстве, она думала: «Там столько миллионов могущественных воинов, как же выживут 5 моих сыновей?» Но благодаря желанию Кришны, кто вернулся из битвы? Только 5 пандавов. И, что же Кунти сказала Кришне, когда она увидела 5 своих сыновей? Она сказала: -В один прекрасный день свет солнца может стать холодным, свет луны в один прекрасный день может стать горячим, но Твои обещания никогда не пройдут в пустую. Благодаря этой игре с холмом Говардханой, Кришна доказал, что Он защитит каждую душу, которая предастся Ему. Таким преданным, как бриджабаси всегда гарантировано общение со Шри Кришной. Вы по-разному можете медитировать на все эти наставления: можно медитировать на начальные наставления а, б, в …как хотите, но. так или иначе, можете медитировать на все эти наставления в этот замечательный день Говардхана -пуджи. В конце концов, подошла философская часть нашей программы, точно так же, как Нанда махарадж беседовал с Кришной и, в конце концов, они пришли к выводу, что хватить философствовать, нужно переходить к действиям. Следуя вечным наставления, сейчас мы будем поклоняться холму Говардхану, но если вы увидите на небе грозное облако Самвартака, не пугайтесь. Теперь мы сами будем поклоняться холму Говардхану, как это делали жители Вриндавана. Мы проведём абхишеку, у нас есть 2 говардхана-шилы. Вам очень повезло, что здесь сейчас есть Гирирадж махарадж, поскольку Говардхана-шилы неотлучны от холма Говардхана, потому что они приходят с холма Говардхана. И вот, здесь в Краснодаре по милости Шрилы Прабхупады есть холм Говардхана. Давайте будем поклоняться Говардхану. Сейчас мы проведём абхишеку. После этого, мы будем поклоняться Гирираджу, потом будет сладкая гора из халавы с маленькими озерами сладкого риса Шьяма-кунда, Радха-кунда, Кусум-саровара и Говинда-кунда. После этого, когда Гирирадж махарадж примет свой пир, мы вкусим остатки этого подношения и частью всего этого будет поклонение Го-мате. Мы надеемся что к нам забредёт какая-то сурабхи, погуляет вокруг, может быть это будет телёнок, может это будет кто-то ещё, нам конечно не хотелось поклоняться быкам, потому что это несколько сложновато, но что поделаешь. Сегодня вечером будет продолжаться празднование, будет продолжаться праздник и Шри Прахлад прабху продолжит рассказ о Гирирадже. Спасибо всем вам, замечательным бриджабаси, за то, что приехали в Краснодар, для того, что б отпраздновать это замечательное событие . Шри Гириговардхан ки Джай! Шри гирирадж махарадж ки Джай!!! Шри Говардаха пуджа махат махотсава ки Джай!! Шри Вриндаван дхама ки Джай!!! Шри Шри Радхе Шьям ки Джай!! Шрила Прабхупада ки Джай! Гаура премананде Хари бол!!! |
В избранное | ||