Тексты лекций Индрадьюмны Свами Нападки на ИСККОН (Даршан)
Нападки на ИСККОН (Даршан) 1К-256. 27/10/98 Москва (Россия) Пользуясь возможностью своего пребывания в Москве, я решил поговорить со своими учениками, которые живут в Москве и которые приехали сюда из других годов. Я хочу поделиться с вами своим пониманием тех тем, которые меня сильно волнуют. И тему этой беседы я определил следующим образом – нападки на ИСККОН. Это достаточно резкое название для такой беседы, но речь идет о фактах. Поскольку я нахожусь здесь в России уже некоторое время, я заметил, что движение Шрилы Прабхупады подвергается нападкам. Я знаю, что ученики смотрят на меня и ждут от меня определенных утверждений или объяснений моей точки зрения на эту тему. В первую очередь, давайте определим, что такое ИСККОН. А затем мы рассмотрим кто и зачем производит эти нападки на ИСККОН. ИСККОН – это международное общество сознания Кришны. Так Шрила Прабхупада назвал свое движение, предназначенное для распространения послания Господа Чайтаньи в западном мире. Как всем нам известно, Шрила Прабхупада приехал на запад согласно наставлениям своего духовного учителя Шрилы Бхактисидханты Сарасвати Тхакура.. Эти наставления были основаны на желании Гаура-кишора даса Бабажди Махараджа и Бхактивинода Тхакура и, конечно же, на желании Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, ему хотелось, чтобы преданные самых разных стран вместе повторяли Харе Кришна. Прабхупада пытался проповедовать в Индии, но это не принесло плодов. Ему не удалось убедить ни одну семью, чтобы он отдали ему своего сына для обучения сознанию Кришны. Он увидел, что другие ученики Шрилы Бхактисидханты Сарасвати Тхакура не хотят сотрудничать с ним с целью проповеди. Однажды в разговоре с Шрилой Прабхупадой Шрила Бхактисидханта Сарасвати Тхакур предсказал, что в матхе будет пожар. Это на самом деле произошло после ухода Шрилы Бхактисидханты Сарасвати Тхакура из этого мира. Духовные братья Шрилы Прабхупады стали ссориться и драться между собой за место следующего ачарьи, за место в храме, за положение. Поэтому Шрила Прабхупада потерял надежду на то, что можно проповедовать через Гаудия-матх. Он отказался от своих планов проповеди в Индии и уехал на запад, где и начал свое собственное движение для проповеди. Поскольку он является ачарьей, более того, он является шакти-авеша-аватарой, личностью, которая уполномочена на проповедь сознания Кришны, он был в состоянии создать такое общество и начать проповедь. Вскоре после прибытия в Америку, он основал Международное общество сознания Кришны. Он не назвал его «обществом сознания Бога», потому что хотел, чтобы мы стали чистыми преданными Господа Кришны. Что такое ИСККОН? Это личное желание Прабхупады. Это его служение Шриле Бхактисидханте Сарасвати Тхакуру, попытка затопить весь мир любовью к Богу. Это средство, которое распространяет учение всех предшествующих ачарьев. Это прозрачная среда, благодаря которой учения предшествующих ачарьев объединяются вместе для распространения сознания Кришны. Весь уклад ИСККОН, менеджмент, как он должен действовать – всё было продумано Шрилой Прабхупадой. Поскольку Шрила Прабхупада совершенен, то его идеи по поводу организации ИСККОН тоже являются совершенными. За те 10-12 лет, что Шрила Прабхупада находился вместе с нами на этой планете, мы видели, что ИСККОН действовал совершенным образом. Но это не значит, что в ИСККОН отсутствовали проблемы, даже когда Прабхупада был с нами, было полно проблем. Но Прабхупада находился рядом с нами, чтобы заботиться о нас, направлять нас, подсказывать решения наших проблем. Задолго до того, как Прабхупада покинул этот мир, чтобы обеспечить правильное функционирование ИСККОН, он создал Джи-Би-Си. Кто-то недавно мне написал, что идею создания Джи-Би-Си не найти в шастрах. Зачем же нам за ним следовать? Но идея в том, что все действия чистого преданного равнозначны наставлениям шастр. Есть Бхагавата – философия, шастры и есть Бхагавата – чистый преданный, который проповедует философию шастр. Прабхупада является этой личностью – Бхагаватой, и всё, что он говорит равнозначно наставлениям шастр, потому что он достиг самосознания. Как например к произведениям Бхактивинода Тхакура мы относимся как шастрам, потому что автор является личностью, достигшей самосознания. Этот аргумент, что Джи-Би-Си не имеет смысла, потому что о нем ничего не говорится в шастрах, не имеет силы. Шрила Прабхупада, будучи личностью, достигшей любви к Богу, самосознания, был в состоянии создать Джи-Би-Си. Он лично выбрал членов Джи-Би-Си, помог обучить их, поправлял их, когда они совершали ошибки, и благословлял их, когда они добивались успеха. Он поступил также как Шрила Бхатисидханта Сарасвати, который незадолго до ухода сказал, что после его ухода никто не должен становиться единственным лидером ИСККОН, а наоборот, следует руководить обществом с помощью совета определенных личностей –Джи-Би-Си. Шрила Прабхупада знал, что после его ухода естественно возникнут проблемы, он не считал, что все проблемы будут решены во время его присутствия на планете. Он хотел позаботиться о решение этих проблем и специально назначил тех людей, которые должны были решать возникающие проблемы, группу своих верных последователей. Однажды Шрила Прабхупада сказал, что ИСККОН не отличен от него, тождественен ему, является его телом. И нам следует считать ИСККОН таким же священным, как божественное тело Шрилы Прабхупады. Конечно, это не означает, что в ИСККОН не будет проблем. И в ИСККОН существует много проблем. Но это возникает не из-за того, что идея ИСККОН несовершенна, причина этому- наше несовершенство. Тем не менее, нам никогда не следует отвергать ИСККОН. Но в наши дни подобные действия становятся обычными. Часто случается так, что появляется какая-то новая организация, появляется какая-то интересная личность и преданные, которые разочарованы своей жизнью в ИСККОН, уходят из ИСККОН. От этого у меня кровь в жилах закипает. Я прихожу в гнев, когда вижу, что преданные так легко покидают этот трансцендентный корабль, построенный Шрилой Прабхупадой, для того, чтобы пересечь океан кали-юги. И кроме того, что они покидают ИСККОН, они еще смеют его критиковать. Чтобы оправдать свое поведение, свой уход, они критикуют ИСККОН. Но для того, кто служит ИСККОН уже тридцать лет и преданно служит Шриле Прабхупаде, такие действия являются причиной для гнева. Именно поэтому я говорю сегодня со всеми вами. Сейчас мы обсудили, что такое ИСККОН.ИСККОН – это Прабхупада. Он создан Прабхупадой, он – желание Прабхупады. Господь Чайтанья предвидел создание этого движения для спасения всего человечества. Что же можно сказать по поводу тех ошибок, которые совершены ИСККОН? Речь идет об отдельных личностях. Однажды Шрила Прабхупада сказал, цитируя одно английское изречение – «Англия, со всеми твоими недостатками, я всё равно тебя люблю». Таким умонастроением обладают лояльные британцы. В ИСККОН есть ошибки, мы это не отрицаем, потому что так много разных людей приходят в это движение. Приходят преданные, которые уже завершают свой процесс сознания Кришны ( это их последнее рождение), есть преданные, которые уже были в прошлой жизни преданными, есть те, которые становятся преданными в первый раз и есть даже материалисты, которые временно приняли прибежище в этом движении. В некоторых случаях бывают даже демоны, выдающие себя за преданных. Прабхупада говорит об этом в Чайтанья-Чаритамрите, что даже демоничные люди принимают прибежище в этом движении, притворяясь преданными, и это создает хаос. Но в кали-югу даже демоны способны очиститься. Не удивительно, что в ИСККОН возникают проблемы, потому что есть разные преданные – каништха-ахикари, мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари. Поэтому следует быть готовым к тому, что проблемы будут. Но это не значит, что нам нужно разбежаться. Прабхупада однажды говорил по этому поводу: «Легче исправить, чем удалить». Он говорил об одном президенте храма, который действовал неподобающим образом. Представители Джи-Би-Си захотели просто выгнать его, но Прабхупада сказал, что вместо того, чтобы прогнать его, его следует поправить. И точно также, вместо того, чтобы уходить из ИСККОН, лучше остаться и исправить ошибки. Но в наши дни преданные из-за разочарования с легкостью оставляют этот трансцендентный корабль Шрилы Прабхупады. ИСККОН еще находится в младенческом состоянии, как дети часто болеют, так и в ИСККОН есть свои болезни, свои проблемы. Но вы же не станете выбрасывать своего ребенка, если он заболеет. Вы будете его лечить. ИСККОН не ослаб, он просто растет. Но мы видим как другие «духовные» организации пользуются этой ситуацией, чтобы набрать побольше членов в свои ряды. Как например, Гаудия-матх. Вчера было несколько вопросов по поводу Гаудиа-матха. Я совершенно не имею ничего против Гаудия-матха. Я не хочу совершать оскорбления по отношению к многочисленным преданным из Гаудиа-матха. Но мы не Гаудиа-матх, мы – ИСККОН. Это как две разных семьи. Мы родились в этой семье, они- в той. Но обе семьи движутся в направлении обратно к Богу. Но даже с материальной точки зрения, если вы родились в одной семье, то вы не можете отказаться от своего отца и найти себе нового. Отец есть отец, ничего не поделаешь. Нельзя сменить его по своему желанию. Можно попробовать это сделать, но это неестественно. Невозможно по своей прихоти придти в другой дом и сказать кому-то: «Вы мой отец». Так ничего не получится. ИСККОН создан по милости Шрилы Прабхупады. Мы родились благодаря милости Прабхупады. Поэтому нам нужно сохранять верность этой семье. Шрила Прабхупада сам ушел из Гаудиа-матха, потому что его члены были слишком заняты ссорами. Вчера во время лекции Шиварама Свами Махарадж сказал, что только Шрила Прабхупада позаботился о нас. Они приехал сюда, на запад, создал это общество. Только Шриле Прабхупаде пришла в голову такая идея. Лишь благодаря Прабхупаде, благодаря ИСККОН, люди из Гаудия-матха получили доступ к западным странам. Мы видим, что большинство людей, приходящих в их организацию, это преданные, котроые разочарованы ИСККОН или сбиты с толку. У руководителей Гаудия-матха не достаточно сил, чтобы самим написать книги, перевести их на английский и другие языки, чтобы выйти на улицы, распространить эти книги и создать новых преданных для своих организаций. Шрила Прабхупада с самого начала подозревал о такой склонности, поскольку он сам вырос в Гаудиа-матхе и всех членов Гаудиа-матха он знал лучше, чем мы с вами. Хотя он уважал своих духовных братьев, он всегда опасался, что они неправильным образом воспользуются его успехом. Эту историю большинство преданных в России даже не знает. Прабхупада опасался, что его духовные братья неправильным образом воспользуются его успехом. Поэтому он с самого начала сказал нам: «Не нужно неуважительно относиться к моим духовным братьям. Не совершайте оскорблений, не выражая почтения. Но держитесь на расстоянии». В английском языке есть такое выражение: «По обе стороны высокого забора живут хорошие соседи». Поэтому ни в коем случае нельзя непочтительно относиться, особенно к старшим, членам Гаудиа-матха. Но нам не следует близко общаться с ними. Это означает, что не нужно жить с ними, слушать их, принимать их наставления. Мы не должны общаться с ними близко. Кто-то может быть сомневается, что Прабхупада на самом деле говорил эти вещи. Но я расскажу вам маленькую историю, из которой я знаю, что Прабхупада говорил это. Однажды, во время Майяпурского фестиваля, санньяси повели нас на парикраму. Мы прошлись по разным местам игр Господа Чайтаньи. И на обратном пути главный из санньяси, Ачьютананда Свами, завел нас в один из храмов Гаудиа-матха Шридары Свами. Там был Шридара Свами. Он вместе с другими преданными Гаудиа-матха хорошо нас принял и после этого он начал разговаривать с нами. В своей беседе он очень тонко критиковал Шрилу Прабхупаду. Он говорил, что Шрила Прабхупада отправился на запад, но все мы могли бы сделать тоже самое. Поэтому нужно уважать всех одинаково, и членов Гаудиа-матха и Шрилу Прабхупаду. Шридара Махарадж был одним из самым значительны лидеров Гаудиа-матха. Сейчас он оставил этот мир. Я не сомневаюсь в том, что он вернулся к Богу. Но всё-таки присутствовала некоторая зависть. Когда мы вернулись в наш ИСККОНовский храм Майяпур-Чандродая мандир и до Шрилы Прабхупады дошло, что мы ходили в храм Гаудиа-матха, он просто пришел в ярость. Он так разгневался, что мы были в храме Гаудиа-матха. Он позвал всех преданных с парикрамы в свою комнату и отругал этих санньяси на глазах у всех преданных. «Много раз я говорил вам, что следует выражать почтение моим духовным братьям, но не следует общаться с ними близко». Так что если кто-то захочет узнать откуда такая информация, что Шрила Прабхупада запрещал близко общаться с представителями Гаудиа-матха, то я отвечу, что это часть его даршана, на котором я пристуствовал. Можно привести другой пример. В 1971 году Шрила Прабхупада сильно заболел и он захотел отправиться в Индию. Один из учеников сказал ему: «Шрила Прабхупада, если вы уедете в Индию и не вернетесь, то может быть вы пришлете кого-то из своих духовных братьев, чтобы помочь нам дальше развиваться?» Вы знаете что сделал Прабхупада? Он заплакал. Он спросил: «Неужели вы думаете, что меня кто-то может заменить? Кроме всего прочего, если они приедут и хоть что-то скажут иначе, то это создаст полный хаос». Обладая должным почтением, следует понимать, что все духовные братья Прабхупады – это великие души, но Прабхупада – особая личность, махатма. Он был наделен особой силой для распространения сознания Кришны по всему миру. И это правда, потому что он достиг успеха. Следует знать, что в Гаудиа-матхе существует много разногласий и много мнений относительно разных моментов из шастр. Если кто-то из членов Гаудиа-матха придет и скажет что-то не так, как это говорил Шрила Прабхупада, то это подорвет авторитет Шрилы Прабхупады. Все начнут сомневаться, чье мнение считать правильным. Прабхупада это шакти-авеша –аватара, махабхагавата, он не просто духовный учитель, он – ачарья. Если члены Гаудиа-матха станут говорить что-то иначе, то кому же нам верить? Шриле Прабхупаде. И они на самом деле говорят разные вещи. Например, его святейшество Нараяна Махарадж. Он стал очень знаменитой личностью. Он очень привлекательный, интересный. Он говорит, что является самым близким спутником Шрилы Прабхупады, поскольку Прабхупада писал ему письма. Нет сомнения, это очень продвинутая личность. Но он говорит кое-что иначе, кое-что объясняет иначе. Для нас, для начинающих преданных, он подчеркивает важность расика бхакти. Он не так много уделяет внимания проповеди. Он говорит, что джива исходит не из духовного мира, а из некоего промежуточного состояния между духовным и материальным миром. Это явные отличия от учения Шрилы Прабхупады, отклонения. И кому же нам нужно верить? Поскольку он является привлекательной личностью, в его движении не так много проблем, так как это совсем молодое движение. И что, если кто-то разочарован в ИСККОН, то ему сразу следует кинуться к Нараяне Махараджу? Или к другим представителям Гаудия-матха? К Пури Махараджу… Нет. Следует остаться в ИСККОН, следует сохранить верность Шриле Прабхупаде. Даже если эти личности не говорят ничего, что бы отличалось от представлений ИСККОН, если они не говорят ничего дурного о Шриле Прабхупаде, об ИСККОН, всё равно, нам нужно сохранять верность по отношению к Шриле Прабхупаде. Я пребываю в шоке от того, сколько писем приходит от преданных, даже от моих учеников, по поводу того, что они хотят присоединиться к Гаудиа-матху, хотят принять шикшу другого гуру или уходят из ИСККОН и получают реинициацию. Это вообще полная безосновательная выдумка. Нельзя принять реинициацию. Нельзя отказаться от духовного учителя, который пребывает в нормальном состоянии и принять другого, который вам кажется лучше. Я не хочу сказать, что не существует духовных учителей, более продвинутых, чем я. Много таких духовных учителей в ИСККОН и за его пределами. Я этого не отрицаю. Но если я нахожусь на более низкой ступени самосознания, то это не означает, что мои ученики не смогут вернуться к Богу. Я как почтальон, беру послание от своего духовного учителя, Шрилы Прабхупады, и передаю его ученикам. Послание совершенно. Если вы прочитаете письмо, если вы будете следовать тому, что сказано в письме, описывающем чистый метод преданного служения, то вы обретете связь с гуру-парампарой и сможете вернуться к Богу. В Упадешамрите говорится, что духовный учитель не способен поднять ученика выше своего уровня. У каждого ученика в нашем движении есть два духовных учителя: дикша-гуру, учитель непосредственно дающий посвящение, и шикша-гуру, Шрила Прабхупада. Может быть я смогу поднять своих учеников вот на столько (показывает), но я связываю учеников со Шрилой Прабхупадой, а он способен всех нас вернуть обратно к Богу. Кроме того, по мере моего прогресса, прогрессируют и мои ученики. Очень редко в этом мире встречаются такие чистые преданные Господа как Шрила Прабхупада. Поэтому у нас нет повода выходить за пределы ИСККОН. Преданные уходят из ИСККОН потому что им хочется чего-то глубокого, но существует другая сторона вопроса – достойны ли они погрузиться в это глубокое или не достойны. Но утверждаю, что в ИСККОН можно найти всё. Вы говорите, в ИСККОН много проблем, но их полно и в Гаудиа-матхе. Не следует вести себя как проститутки, бегать от одного мужчины к другому. Мы все получили посвящение в авторитетной, по настоящему духовной организации. Конечно, не нужно не уважительно относиться к другим духовным организациям. Не нужно стараться сразу стать всеведущим, знать всё обо всём. Не нужно скитаться по всем этим организациям, не принадлежа ни к одной из них. Это одна из нападок на ИСККОН. Я совершенно не возражаю, чтобы члены Гаудиа-матха путешествовали по миру и привлекали в свои ряды новых преданных. Я не возражаю против этого. В Гаудиа-матхе много очень возвышенных душ. Но мне не нравится, когда кто-то из членов Гаудиа-матха крутится вокруг ИСККОН, ждет, пока какой-нибудь преданный свалится на землю, хватает такого преданного как свой обед и уносит подальше. Не нужно говорить, что я оскорбительно отношусь к Гаудиа-матху, к его членам, это не так. Но я человек ИССКОН, и Прабхупада говорил нам: «Не общайтесь, держитесь на расстоянии». По обе стороны высокого забора живут хорошие соседи. Поэтому я даю своим ученика наставления не ходить в Гаудиа-матх. Даже не думайте об этом, не любопытствуйте, что это вообще такое. Любопытство сгубило кошку. Если вы хотите что-то узнать про Гаудиа-матх, я вам всё рассказываю. Что можно еще сказать по этому поводу? Не нужно становиться такими завороженными, да это что-то еще, но это не относится к нам. К этой категории Гаудиа-матха относится группа преданных Нараяны Махараджа. Это тоже часть Гаудиа-матха. Многие из вас не знают, кто такой Нараяна Махарадж, многие из вас не знают, что такое Гаудиа-матх, но я хочу добраться до вас, прежде чем они доберутся до вас. Потому что они знают, что в ИСККОН есть серьезные проблемы, и некоторые личности пытаются воспользоваться ситуацией. Так давайте же завершим, совершив полный дандават всем членам Гаудиа-матха. Я лично знаю многих старших гуру из Гаудиа-матха, они на много миллионов жизней опередили меня в духовном прогрессе. Но давайте не будем относиться наивно к тому, что они говорят и принимать мотивы их деятельности. И даже по отношению к преданным ИСККОН Шрила Прабхупада давал такие наставления: «Следует дружить с теми преданными, которые находятся на одном уровне духовного развития с вами. Следует смиренно относиться к тем, кто занимает более возвышенное положение. Следует проявлять милость к преданным более низкого уровня». Шрила Прабхупада говорил, учитывая, что мы занимаем не такое возвышенное положение, следует выражать почтение членам Гаудиа-матха в уме и не общаться с ними непосредственно. Вайшнав - это тот, кто верит в то, что Кришна – Бог. Но ведь такой вайшнав может быть привязан к деньгами или к сексу. То есть можно уважать такого вайшнава, оказывать ему почтение в уме, но это не значит, что вы хотите общаться с такой личностью. Это одна сторона нападок на ИСККОН. Если кто-то совершает нападение, то он причиняет боль. И я говорю, что Гаудиа-матх нападает на ИСККОН потому, что они забирают преданных ИСККОН, сбивают их с толку. Мы не нападаем на них. Мы направляемся в Майяпур, Навадвипу не для того, чтобы описывать красоты ИСККОН и вербовать преданных Гаудиа-матха. Но поскольку они нападают, мне приходится так резко говорить. Сейчас мы перейдем к другому аспекту нападок на ИСККОН. Другая сторона проблемы – это ритвики. Кто из вас знает, что такое движение ритвиков? Лишь некоторые из вас знают. Об этом вообще можно говорить многие часы. Но в общем можно сказать следующее: по всему миру сейчас развивается большое и сильное движение ритвиков. Ритвики утверждают, что Шрила Прабхупада-единственный инициирующий гуру ИСККОН, и он должен оставаться единственным до тех пор, пока не появится новая столь же великая, блестящая личность. С одной стороны они обосновывают свои утверждения, указывая на то, что пали многие гуру ИСККОН, а остальные падут позже. Также они обосновывают свои суждения на основании ухода Прабхупады. Они говорят, что Шрила Прабхупада перед своим уходом говорил, что назначит одиннадцать человек, которые станут ритвиками, то есть будут давать инициации преданным от имени Шрилы Прабхупады. Таковы два основных аргумента ритвиков. Конечно, это очень глубокая тема для обсуждения, но это два основных момента. У них есть записи Шрилы Прабхупады, что он говорил тогда. Давайте немного поговорим об этих двух основных моментах. К тому времени, когда ритвики приедут в Россию, а они конечно же приедут, чтобы вы были подготовлены. Первый аргумент у них такой – многие гуру пали. Но многие не пали. И не падших больше, чем падших. Я могу сказать это о себе и о тех личностях, которые дают посвящения. Мы не чистые преданные Господа. Я не вижу Кришну во Вриндаване, повторяя ХареКришна, я не рыдаю от восторга. Я не нахожусь на уровне Шрилы Прабхупады. Но это не значит, что я должен пасть. Это бы лишило основания всю философию сознания Кришны, т.е. следование методу преданного служения. Но я могу повторить то, что сказал мой духовный учитель Шрила Прабхупада и следуя этому примеру вы тоже сможете прогрессировать в духовной жизни. Существуют разные типы чистых преданных. Ученик может смотреть на своего духовного учителя как на чистого преданного, в том смысле, что учитель посвятил свое тело, ум и речь служению миссии Шрилы Прабхупады, распространению послания Бога. Тот человек, который в состоянии контролировать свои чувства и который занимается миссионерской деятельностью, может принимать учеников по всему миру. Вовсе не говорится, что чтобы стать духовным учителем, нужно постоянно ощущать восемь признаков любви к Богу. Для того, чтобы быть инициирующим духовным учителем, нужно занимать определенное положение в ИСККОН. Но ритвики говорят, что если духовный учитель не достиг полного самосознания, еще не видит во Вриндаване Кришну, то он не должен давать посвящения. Но у нас другая философия. Прабхупада говорил, что даже каништха-адхикари может принимать учеников. Тот факт, что многие гуру пали, не говорит о том, что сам метод не верен. Потому что даже во времена Господа Чайтаньи падали некоторые гуру. Санньяси естественным образом являются духовными учителями общества. Пал младший Харидас, он был санньяси. Спутник Господа Чайтаньи из его непосредственного окружения Кришнадас брахмачари пал, путешествуя по Южной Индии. Нарахари Сарахар Тхакур написал книгу «Кришна-бхаджатмати», в ней говорится, что нужно делать, если ваш гуру падет. Там говорится, что нужно молиться буквально как сумасшедший, чтобы ваш гуру вернулся и продолжил вести вас по этому пути сознания Кришны. Нужно дождаться, чтобы духовный учитель вернулся. Но если он не возвращается, то это уже тема для другой лекции. Но идея в том, что были гуру, которые падали. Но это не касается каждого гуру. Некоторые. В ИСККОН некоторые гуру пали. И в Гаудиа-матхе есть такие примеры. И в Раманужда-ачарья-сампрадайе. Не нужно думать, что ваш гуру тоже падет. Это оскорбительно. Если вы потеряете веру в гуру, то потеряете веру и в Кришну. Ритвики говорят, что в качестве гуру можно принимать только Шрилу Прабхупаду. Но в нашей традиции никто никогда не делал подобных утверждений. Ни в одной сампрадайе такого еще не было. Много раз Прабхупада говорил: « Духовный учитель в состоянии принимать учеников когда он присутствует на этой планете, когда он живет здесь. Но после своего ухода, как он может принимать учеников, как он может их воодушевлять, учить, воспитывать? Нам нужен присутствующий представитель». Прабхупада говорил, что если сейчас вы являетесь учеником, то, если вы достойная личность, в будущем вы станете духовным учителем. Прабхупада много раз говорил, что своих учеников он готовил к тому, чтобы в будущем они стали духовными учителями. Неужели вы думаете, что все ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура начали давать посвящение лишь потому, что достигли полного самосознания? Неужели вы думаете, что каждый гуру с тех времен как приходил Кришна, был личностью достигшей полного самосознания? Иногда да. Но в остальных случаях они просто передавали совершенное послание. Еще один аргумент, который они используют: Прабхупада говорил, что одиннадцать определенных личностей должны стать ритвиками. Мы не будем вдаваться во все подробности того диалога с Прабхупадой, на который они ссылаются, не будем вникать во все тонкости, потому что в этом нет необходимости. Конечно, если кто-то захочет, то это можно будет сделать. Я не хочу сейчас докучать вам всем этим. Прабхупада на самом деле назначил одиннадцать ритвиков. Они должны были проводить инициации, проводить ягьи и всё остальное. Но Прабхупада сделал это, потому что ему было трудно путешествовать, так как он сильно болел. Но это не означало, что после ухода Шрилы Прабхупады они продолжали бы принимать учеников как бы от имени Шрилы Прабхупады. Представители Джи-Би-Си задавали Шриле Прабхупаде этот вопрос: «Что будет, когда вы уйдете?» И Шрила Прабхупада ответил, что такие личности, которые буду принимать посвящение у этих одиннадцати, будут становиться учениками моих учеников. Запомните эти слова- «ученики моих учеников». «Мои ученики станут настоящими гуру». Но эти ритвики всех вводят в заблуждение, они берут одни цитаты, вставляют их в другие: «Прабхупада говорил, что нельзя стать гуру, не достигнув полного самосознания». И так далее.. Они просто играют этими цитатами. Но Прабхупада сказал: «Они будут учениками моих учеников». То есть его праучениками. Благодаря этому утверждению всю философию ритвиков можно просто выбросить из окна. Но эти ритвики очень организованны, у них много бумаг и документов, они пользуются электронной почтой, наверняка они планируют приехать в Россию. Если вы что-то получите по электронной почте, то ответьте, что мой гуру не падший, он проповедует и прогрессирует в сознании Кришны, он связывает меня со Шрилой Прабхупадой. А Шрила Прабхупада – это мой шикша-гуру, у меня в ИСККОН есть и другие шикша-гуру, которые всегда помогают мне, а еще Прабхупада говорил «ученики моих учеников», поэтому все эти письма выбросьте подальше. Неужели можно подумать, что Прабхупада хотел изменить систему, которая существует с незапамятных времен, что квалифицированный ученик сам становится гуру. Неужели Прабхупада собирался что-то изменить? Неужели Прабхупада тайно, конфиденциально кому-то что-то сказал, написал какое-то письмо? Нет, Прабхупада повсюду путешествовал, проповедовал и распространял ту систему, которая была создана многие миллионы лет назад. Это очень обобщенное объяснение ситуации с ритвиками. Это краткое описание проблем. Такое обобщенное описание легче воспринимать. Я хотел бы, чтобы эту лекцию записали в текст и он был направлен в русскую конференцию для моих учеников. Если у кого-то есть более глубокие вопросы по поводу Гаудиа-матха, ритвиков, Нараяны Махаражда, я готов на них ответить. Еще один момент: нам нужно поговорить про Харикешу даса, потому что сейчас он очень критически относится к ИСККОН. В первую очередь, Харикеша дас один из моих близких, дорогих друзей. Давно, когда я еще только начинал свою карьеру в Европе, он уже проповедовал в Европе, больше в Германии, я – больше во Франции. Уже тогда мы встречались и общались, мы писали друг другу письма. Он для меня больше чем друг, я всегда равнялся на него, потому что он являлся одним из самых сильных проповедников ИСККОН. Но что-то случилось. Я не буду говорить, почему происходят такие вещи. Я просто хочу проанализировать его состояние на сегодняшний день. Он критикует ИСККОН, он критически отзывается о Шриле Прабхупаде, он изменяет философию сознания Кришны, не так как всё преподносил Шрила Прабхупада. А некоторые его последователи тоже хотят переманить преданных ИСККОН, чтобы они присоединились к его лагерю. Я люблю его как личность, которую я знаю, но я не соглашаюсь с той философией, которую он преподносит. Я больше всех хочу, чтобы он вернулся, поскольку он не первый из моих духовных братьев, которые отклонились от духовного пути. Если вы долго служите какой-то личности на поле битвы проповеди сознания Кришны, то естественным образом вы будете любить такую личность. Но это не первый наш духовный брат, который пал на этом поле битвы. Оглядываешься и видишь, что эти личности остались позади. Его предшествующие действия не согласуются с тем, что он делает сейчас, не нужно быть сентиментальным. Мы являемся гуру лишь до тех пор, пока без искажений повторяем послание Шрилы Прабхупады и следуем его примеру, но если мы отклоняемся, то теряем право называть себя гуру. Шрила Прабхупада совершенен. Его слова совершенны. Его пример совершенен. Но если мы что-то говорим по-другому, делаем по-другому, то тогда наши действия и слова относятся к несовершенной категории, какими бы привлекательными и интересными мы не были. Я хотел бы, чтобы он вернулся. Но я не в состоянии терпеть то, что он делает – критикует ИСККОН. Но хотя он так много критикует это движение, всё- таки есть и его заслуга в том, что недостатки развились в ИСККОН. Если кто-то и был в состоянии поправить эти вещи, это был он. Многие симпатизирую ему сейчас, потому что не соглашаются с тем, что происходит в ИСККОН. Но это не значит, что все слова, которые он сейчас говорит, правильные. Каждый глупец может видеть, что в ИСККОН много сложностей, но это не значит, что решения, которые предлагает Харикеш являются правильными. Я согласен, что в ИСККОН есть социальные вопросы, с которыми следует разобраться, это серьезные вопросы: дети, как мы относимся к женщинам, как мы относимся к вдовам, как мы обращаемся с деньгами, как некоторые санньяси или гуру ведут себя в ИСККОН. Но кто занимал самое подходящее положение, чтобы решить все эти вопросы? Благодаря его усилиям ИСККОН достиг несравненного успеха, благодаря его заслугам, его блистательному уму. Он должен был быть председателем комитета Джи-Би-Си в течение пяти лет. До этого на этот пост назначали на один год. За год сложно сделать что-либо серьезное. Выражая почтение ему, ему был отпущен срок пять лет. И он замечательным образом решал все эти вопросы. В особенности он помогал гурукуле и многим другим социальным департаментам ИСККОН. Он занимал самое подходящее положение, чтобы совершить все необходимые перемены. Я думаю, что его критика в отношении ИСККОН несправедлива, потому что он занимал положение и имел возможность поправить ИСККОН. Это только отговорки, повод прикрыть свои ошибки, покидая прибежище ИСККОН. Но почему он дошел до такого умонастроения, я не могу этого сказать. Я не буду говорить, что это черная магия или какие-то лекарства, что угодно. Может быть это из-за того, что будучи санньяси, слишком сблизился с женщиной. Может быть, всё сводится к таким простым вещам. Этой женщине позволяли туда приходит, устраивать все эти фокусы-покусы. Эфирные эти проходят через те, потом немножко массажа… Вы знаете, что даже у Брахмы ум отклоняется. Прабхупада говорил, что даже преданный махабхагавата может пасть, слушая философию майявади. Что же говорить о санньяси? Если санньяси начнет слушать какую-то эзотерическую философию, то это начнет влиять на его ум, потом в конце концов с чем окажешься? Можно оказаться сбитым с толку. К несчастью. Это большая катастрофа. Такой дорогой сын Шрилы Прабхупады, такой могущественный проповедник, но небольшая ошибка и - порез. Как осторожно нам нужно следить за собой. Иногда преданные теряют веру и говорят: «Ну если у него возникли проблемы, то что придется делать мне?» Но философия такова – просто не совершайте ошибок. Это ни какая-нибудь загадочная ошибка, всё просто – на дханам на джнанам на сундарим. Я не стремлюсь к богатству, я не стремлюсь к общению с противоположным полом, мне не нужна ни слава, ни последователи. Единственное, чего я желаю, это преданно служить Тебе. Прабхупада говорил, что много замечательных преданных пали жертвой этих соблазнов. Если они пали, то как же мне удастся устоять? Не совершайте ошибок. Поскольку многие обусловленные души, которые находились в очень серьезной ситуации, были грубыми личностями. Они пришли к преданному служению, они достигли совершенства, можно их перечислить: охотник Мригари, Вальмики, Джагай и Мадхай. Не нужно терять веру лишь из-за того, что у великих преданных возникают проблемы. Просто согласитесь с тем, что эти проблемы существуют, что какой-то преданный сбился с пути. Но не нужно выдумывать философию, что происходят какие-то лилы, смотрите на это как на ошибку, но не совершайте тех же ошибок. Что случилось, когда пал младший Харидас? Все преданные в те времена настолько были потрясены этим событием, что даже ночью, в уме во сне не могли подумать про противоположный пол. Отвечает на вопрос: Это отклонение, критика ИСККОН. Как же его ученики в состоянии слушать критику по отношению к ИСККОН, ИСККОН это то движение, которому он сам посвятил тридцать лет своей жизни. Как же можно критиковать движение Прабхупады. Если мы недостойные, неквалифицированные, падшие. Или критика по отношению к Шриле Прабхупаде. В недавнем радиоинтервью он сказал, что Прабхупада совершил ошибку, сделав определенных личностей гуру, не дав им должной подготовки. Или компромиссы с регулирующими принципами. Конечно, вы уже некоторое время обсуждаете эти вещи. Возможно, вам уже скучно от всего этого. Но вы мои ученики и я должен поговорить с вами на эту тему. Потому что эти моменты относятся к теме нашего даршана – нападки на ИСККОН. Кто обладает правом изменять философию основателя-ачарьи и считать, что в состоянии предоставить что-то лучшее? Три регулирующих принципа в жизни грихастх. Конечно, взаимоотношения семейных людей должны быть очень глубокими, должна быть глубокая эмоциональная привязанность, но должно быть служение гуру и Кришне. Моя любовь к Прахладу вовсе не должна проявляться в поцелуях. Может быть мы будем вместе петь киртан, мы будем заниматься Кришна-катхой, вместе можем отправиться во Вриндаван. Благодаря этому эмоциональные взаимоотношения углубляются, привязанность усиливается. Почему тоже самое не может существовать между мужчиной и женщиной? Неужели привязанность можно выражать только сексом. У нас не такая философия. Секс предназначен для зачатия детей, не правда ли? «Я - секс не противоречащий религиозным принципам». Если мы следуем этим принципам, то это благоприятно. Для грихастх. Но если мы совершаем что-то противоречащее общим принципам, то это конечно не благоприятно. Но если секс будет не ограничен, будет столько детей, вы сможете обо всех них позаботиться? Как, например, в католических семьях бывает по 10-15 детей. Как же о детях заботиться, если родители о себе не в состоянии позаботиться? Секс значит три личности, а не две. Имеется в виду личность, которая рождается в результате всего этого. Поэтому нужно относиться очень ответственно. Заботиться и с материальной точки зрения и с духовной. И вот сейчас Харикеш рекламирует противозачаточные средства. Я узнал это из его беседы с Мадхава-пури. Эта беседа была записана и транскрибирована. Он рекомендует аюрведическую контрацепцию. Прабхупада хоть когда-нибудь об этом говорил? Я нигде не читал, чтобы Прабхупада говорил о подобных вещах. Неужели он знает что-то большее, чем Шрила Прабхупада. Принижает значение Шрилы Прабхупады. Я надеюсь, что все эти сумасшедшие идеи уйдут из его ума. Но эти сумасшедшие идеи я никогда не приму. Прабхупада говорил, что контрацепция – это тоже самое, что захлопнуть дверь перед носом. Ведь согласно научной точке зрения всё происходит следующим образом: джива принимает прибежище в семени мужчины, затем в чреве матери оно встречается с яйцеклеткой, происходит зачатие, развитие и рождается живое существо. Прабхупада говорил, что использование противозачаточных средств можно сравнить с захлопнутой перед носом дверью. Сколько раз человек пользовался такими средствами, столько раз он окажется в подобной ситуации. Но как же соблюдать обет воздержания в сознании Кришны? Нужно быть счастливым в сознании Кришны, нужно обрести высший вкус к служению. Секс – это самое сильное наслаждение материального мира. Поэтому это первый враг всех трансценденталистов. Кришна говорит об этом в Бхагават-гите, что если даже человек контролирует свои чувства, всё равно вкус к наслаждению чувств сохраняется. Но, сохраняя высший вкус, человек сохраняет твердость сознания. Какое же средство лучше всего подходит, для того чтобы разделаться с этим врагом? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе Харе. Если мы строго следуем всему, если мы счастливы в сознании Кришны, то не нужно идти ни на какие компромиссы. Вы слушаете много лекций, но я хочу, чтобы вы послушали меня, я не хочу, чтобы на ИСККОН совершались подобные нападки. Потому что ИСККОН – тело Прабхупады. Недопустимо слушать личностей, которые тем или иным образом совершают нападки на ИСККОН, которые выдумывают свою философию. ИССКОН теряет так много своих членов, они уходят в Гаудиа-матх, к Нараяне Махараджу, к ритвикам. Они пополняют категорию тех людей, чьи гуру ушли их ИСККОН. В конечном итоге нужно понимать историю таких вещей, чтобы знать, почему не следует это делать. Точно так же следует понимать философию. Поэтому я провел с вами это время, чтобы в общих чертах описать эти вещи. И прошу вас никогда и ни за что не покидать ИСККОН. Не критикуйте Джи-Би-Си. У ИСККОН есть свои недостатки, может быть и Джи-Би-Си совершали ошибки. Но по милости Шрилы Прабхупады большинство в ИСККОН – это искренние души, представители Джи-Би-Си тоже искренние преданные. Мы не будем совершать эту ошибку, не будем уходить из ИСККОН. Многие люди, которые уходят из движения, говорят, что в ИСККОН полно проблем, они обвиняют его во всех грехах, но в большинстве случаев – это их собственные проблемы, проблемы этих людей. Меня настолько волнуют эти темы, что даже в своем завещании я выразил просьбу к своим ученикам, чтобы они оставались лояльными членами ИСККОН и верными последователями Шрилы Прабхупады. Вот это мои мысли по поводу данной темы. Я пришел в ИСККОН и меня так воспитали, научили мои духовные братья – полностью верить в ИСККОН, верить Шриле Прабхупаде. Хотя на эту тему еще много можно сказать, я думаю, что сказанного достаточно. Я прошу вас усвоить всё это. Если у вас возникают вопросы пишите мне по эл.почте. Я ожидаю, что мои ученики будут верными и лояльными последователями Шрилы Прабхупады, будут поддерживать всесторонне Джи-Би-Си, будут оставаться хорошими учениками. Если проявляются какие-то несовершенства, проблемы, пожалуйста, сохраняйте терпение и помогайте позитивными методами решать эти проблемы. В отношении других организаций, о которых я отзываюсь достаточно резко, не ваше дело их критиковать. Не нужно относиться неуважительно. Но если потребуется резкое высказывание, чтобы защитить ИСККОН, то – говорите. Шрила Прабхупада ки-джай! Санкиртана-ягья ки-джай! Московская ятра ки-джай! Русский ИСККОН ки-джай! Гаура премананде харибол! На этом я закончу. Я знаю, у вас есть вопросы, но сегодня я не очень хорошо себя чувствую, я очень устал, я еще не вкушал прасадам. И я всегда горячо стремлюсь к общению с моими дорогими духовными братьями – Бхати Бринга Говинда Свами Махарадж и Шиварама Свами Махарадж. Я редко получаю возможность общаться с ними. Поэтому я прошу у вас благословений и разрешения, чтобы сейчас отправится к ним и пообщаться с ними. Я надеюсь, что удовлетворены этим даршаном, что вы поняли умонастроение своего духовного учителя. И вы понимаете, что все мы должны принять прибежище у лотосных стоп Шрилы Прабхупады. Я знаю, что вы хотите еще больше общения. Даже если бы у вас не было никаких вопросов, вы бы что-нибудь выдумали бы, чтобы я посидел здесь подольше. Но мы всегда остаемся вместе, следуя миссии Шрилы Прабхупады. Совершенно определенно, что я вернусь в Россию весной. Прошлую зиму я провел в России, поэтому я решил следующий раз приехать весной. Я хочу немножечко отдохнуть и очень серьезно заняться самоподготовкой, изучением книг, потому что на будущее у меня есть планы. И несмотря на то, что мы будем разлучены временем и расстоянием, в мыслях я всегда остаюсь с вами, с каждым из вас. Я стремлюсь к вапу так же сильно как и вы. Я знаю, что вани поддерживает и питает нас, но вапу дает особое вдохновение. Покуда это материальное тело будет позволять мне, я буду стараться приезжать сюда как можно чаще, чтобы общаться со всеми вами. Но я не становлюсь моложе, я становлюсь старше, в этом году на вьяса-пудже мне исполнится 50 лет, пятидесятый день рождения. На Гаура-пурниму в этом году исполняется двадцать лет, с того момента, как я принял санньясу. Я принимал санньясу с Шиварамой Свами махараджем, Прабхавишну Свами махараджем и с некоторыми другими личностями, может быть пару человек, которых с нами уже нет. Двадцать лет назад. Я надеюсь отметить эту дату с Шиварамой Свами махараджем и Прабхавишну Свами махараджем. Я планирую отметить свое пятидесятилетие вместе с вами, в России. Мы отпразднуем эту вьяса-пуджу на побережье Черного моря, около Новороссийска. Я надеюсь, что вы все приедете. Кто сможет приехать? Хорошо, спасибо вам большое. Вьяса-пуджа состоится первого мая. Это хорошо, что будет праздничный день, не нужно будет идти ни в школу, ни на работу. Ученикам будет проще туда приехать. Но я думаю, что настоящий праздник – это день явления Господа Нрисимхи. Постараемся провести этот праздник замечательным образом. Большое вам спасибо, я предлагаю свои поклоны всем вайшнавам, которых я мог задеть или оскорбить в своей речи.Но нам нужно твердо стоять на ногах, чтобы защитить ИСККОН Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада ки-джай! ИСККОН ки-джай! ИСККОН Джи-БИ-Си ки-джай! Гаура премананде харибол! |
В избранное | ||