Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология для всех

  Все выпуски  

Психология для всех


Ребенок не слушается родителей в 7 лет: причины, что делать?

Мальчик в кепке

Ранее детство осталось позади. Малыш становится самостоятельнее и любознательнее, требуя все больше внимания к своей личности со стороны родителей. С поступлением в школу жизнь маленького человечка претерпевает изменения: в классе учащиеся активно социализируются, получают знания, узнают новые правила взаимодействия в незнакомом коллективе. Родителям детей семилетнего возраста доводится видеть, как внезапно меняется характер вчерашнего покладистого дошколенка. Возражения и споры со старшими, задиристость, отказ от помощи взрослых, неприятие критики. Не стоит впадать в панику, если с вашим семилетним ребенком такое приключилось. Это естественный процесс развития. Но ждать у моря погоды тоже не стоит, ведь от родителей зависит, насколько быстро будет преодолен кризисный период жизни первоклассника. Более того, чем быстрее будет решена проблема, тем лучше выстроится контакт с учителем, следовательно, тем эффективнее будет происходить процесс обучения в школе.

«Симптомы» кризиса 7 лет

Непослушание детей в 7 лет способно затянуться на длительный период. Оно имеет ряд характерных признаков:

 

  • Детская непосредственность исчезает. К 7 годам ребенок уже редко действует, поддаваясь минутному порыву и перепаду настроения. Поступки обдумываются заранее.
  • Чрезмерно балованные дети с возрастом становятся все более капризными, нервозными, переставая слышать родителей, их требовательность непрерывно растет, трансформируясь в неуправляемость.
  • Подражание взрослым, проявляющееся как манерность. Дети могут говорить или нарочито пискляво, подчеркнуто «по-детски», или же постоянно умничать, влезать со своим мнением и советами в разговоры родителей.
  • Ребенок становится скрытен. Он научился прятать эмоции, его страхи и внутренние переживания невидимы для родительского глаза.
  • Непослушание проявляется как «бунт на корабле»: игнорируются слова взрослых, поступки совершаются вопреки словам старших. Конфликты возникают в тех сферах, где раньше все было легко и просто.

Почему ребенок не слушается?

Физиологические причины. Для организма семилетки стрессом становится вступление в стадию активного роста и смены зубов. Интенсивно развиваются эндокринная, сердечно-сосудистая, нервная системы, опорно-двигательный аппарат. Дети в этом возрасте очень подвижны, но легко утомляются, склонны к эмоциональному перенапряжению. Занятия в школе требуют от ребенка концентрации на учебных предметах, длительного неподвижного состояния. Игра, прежде являвшаяся способом познания мира, преобразуется в другой тип получения знаний. Способ запоминания у семилетних детей носит непроизвольный характер, им трудно удерживать свое внимание подолгу.

Изменение социального статуса. Кругозор ребенка с началом обучения в школе начинает расширяться. Вместо привычного уклада, игр, беготни и веселья появляются обязанности и ответственность. Непослушание 7-летнего ребенка может быть вызвано новыми обязанностями. Малыш уже вынужден вместо игры сидеть на уроках, делать то, что требуют от него учителя и родители – часто вопреки его желаниям. Фактором плохого поведения может стать необходимость соответствовать родительскому напутствию быть хорошим учеником. Переступая впервые порог школы большинство детей хотят учиться, получать исключительно отличные оценки. Проходит время, начинает накапливаться дисбаланс между желаемым и действительным, нагрузка на психику ребенка возрастает. Когда у ребенка присутствует чрезмерное желание получить похвалу от родителей или учителей, тогда весь процесс жизни оказывается подчинен учебе. Любая оценка ниже «пятёрки» воспринимается как катастрофа, приводя к нервному истощению – и срыву.

Неудачное сравнение. Малыши к семи годам начинают трепетно относиться к своей личности. Сравнение с теми, кто лучше учится или более талантлив в какой-либо области, иногда имеет обратный эффект. Если у ребенка не получается быть отличником «как Маша/Петя», он может начать протестовать. Форма протеста оборачивается неприятием всего, что связано с учебой, послушанием, родительскими наставлениями.

Самостоятельность. Первый учебный год заставляет ребенка пересмотреть свои ценности и поведение. Это так приятно – ощущать себя взрослым, занятым важными делами. В этом состоянии часто происходит самостоятельный отказ от детских игр, начинается игнорирование просьб старших, отрицается помощь со стороны. Я – сам, я – взрослый! Ребенку хочется, чтобы родители советовались с ним и принимали его помощь. При этом он часто забывает, что взрослость подразумевает ответственность. Напоминание родителей об этом может обернуться неудовольствием и обидами.

Ребенок собирает пазл

Гиперопека. Стремление взрослых оберечь и защитить вступает в конфликт с желанием семилетнего ребенка быть самостоятельным.

Родительский авторитет. В возрасте семи лет появляются новые школьные приятели. На фоне общения первоклашек происходит обесценивание отношений родителей и детей. Школьные приятели начинают «обмениваться опытом». Наблюдая, как складываются взаимоотношения в разных семьях, дети начинают перенимать какие-то слова, манеры, жесты, способы добиваться от старших чего-либо, оценивая механизмы поощрений и наказания в семьях друзей. Все это привносится в свой семейный круг и пробуется на взрослых родственниках, проверяя их на прочность.

Усталость. Может проявляться у ребенка в виде невнимательности, низкой активности, агрессии, апатии, дневного сна. Следует исключить факторы вирусного заболевания и анемии. Чаще всего усталость вызывается недосыпом или переутомлением. Родителям следует обратить внимание на режим дня, убрать из пользования гаджеты перед сном, заменив их живым общением с ребенком. Не стоит излишне перегружать малыша многочисленными кружками и секциями, лишая его отдыха. Все хорошо в меру.

Психофизиологические расстройства. Связаны с врожденными особенностями ребенка и характеризуются непроизвольными чрезмерными движениями из-за нарушения процессов обмена в нейромедиаторах. В этом случае проблема решается посещением врача.

Что делать, если ребенок не слушается?

Разговаривайте и договаривайтесь с детьми. Семь лет – возраст перемен. Ребенок в этот период требует едва ли не большего внимания чем раньше. Он достаточно осознан в своих действиях и словах, помнит свои и чужие обещания. Если какие-то договоренности срываются, родители должны озвучивать причины, по которым что-то не складывается, не давая ребенку даже намека на то, что обещание позволено нарушать. В этот период дети уже учатся слышать собеседника. Слова для них имеют смысл и цену. Разговор с ребенком должен происходить на равных.

Давайте возможность быть самостоятельным. У каждого в семье есть свои обязанности, и ребенок – не исключение. Семилетнему человеку под силу уход за домашним питомцем (покормить хомячка, налить воды собаке, убрать лоток за котом). Договоритесь с ребенком что и когда он может и должен делать: подмести пол, протереть пыль, помочь с готовкой. Пусть обязанность будет необременительной, но обязательной для исполнения. Важно при этом периодически напоминать ребенку, что родители – главные, заменить их никто не сможет, но помощь они с удовольствием примут.

Запрет манипуляций. Родители, которые идут на поводу у своих детей, быстро теряют авторитет.

Право на смену настроения. У каждого живого существа бывают хорошие и плохие дни, когда все получается или, наоборот, все выходит из рук вон плохо. Проявлять эмоции вовсе не зазорно. Объясняйте своему семилетнему ребенку, что у мамы и папы такое тоже случается, и у каждого состояния есть объяснение. Иногда плохое настроение зависит от дождливой погоды, а иногда – от обидного слова, брошенного одноклассником.

Не давите! Авторитарный подход в воспитании иногда необходим, если надо показать границы дозволенного. Ребенок в семь лет не всегда может понять, что правильно, а что неверно, — за него это делают родители. Накладывая запреты или ограничения будьте спокойны и не повышайте голос. Ситуация скорее разрешится, если ребенок захочет понять, что именно он сделал не так.

Посмейтесь вместе. Привлечь и переключить внимание ребенка, когда он не слушается, можно при помощи юмора. Забавная история, рассказанная вовремя, работает лучше окриков и понуканий.

Отец играет с дочерью

Запрет наказаний. Психологическое давление и физическое наказание не имеет воспитательной ценности. Семилетний ребенок не сможет сопротивляться или адекватно ответить взрослому. Зато запомнит, что физическая сила ломает сопротивление и решает проблемы по принципу «кто сильнее, тот и прав».

Выплеск агрессии. Длительное напряжение требует разрядки. Для одного ребенка эта возможность реализуется в активных играх, крике, другой копит все внутри себя. В таком случае боксерская груша в доме или порванная и скомканная бумага могут стать безвредным для окружающих выходом агрессии.

Отдых друг от друга. Случается так, что родители и ребенок доводят ситуацию до предела, когда уже никто никого не хочет видеть. В этой ситуации можно устроить выходной день друг от друга. Не мешать друг другу и позволить каждому заниматься своими делами. Пусть ребенок сам поймет, насколько он нуждается в маме и папе.

Чего делать нельзя категорически

  • Кричать
  • Давить авторитетом
  • Не держать данное слово
  • Излишне опекать
  • Пускать воспитание на самотек

В любом возрасте при общении с ребенком, родителям желательно соблюдать золотую середину между тотальным контролем и доверием, безграничной слепой любовью и трезвой оценкой. Не надо подавлять инициативу ребенка, не следует делать многие, уже доступные ему дела и совершать выбор за него. Помогайте и советуйте в тех сферах, где ребенок действительно нуждается в вашей помощи. Стать своему ребенку другом, обрести общие секреты, вместе проводить время и уметь не мешать – вот рецепт отличных отношений взрослых и детей!

 

Источник: https://psychology4all.ru/psihologiya/povedenie/rebenok-ne-slushaetsya-roditelej-v-7-let-prichiny-chto-delat/ 


В избранное