Существует довольно распространенная модель: насилие во имя добра. Где же находится точка выбора? Мы в каждый момент времени опираемся на свои ценности, на свои ресурсы. И тут право на "НЕ ХОЧУ" играет важную роль.
Насколько свободно вы можете выражать свое "не хочу"? Не на уровне:
хочу не это платье, а другое. А на уровне: "Я не хочу разделять ваши
планы, я не хочу оставаться сейчас с вами, я не хочу разделять ваши
ценности". Причем не так важно, говорите вы именно таким образом, или
просто уверены в том, что вам нужно нечто иное. Главное - присвоено ли у
вас право на "не хочу".
Ваше право на "не хочу"
А теперь вспомните опыт
вашего детского "не хочу". Вы не хотели идти в садик, в школу, надевать
шапку, доедать суп. Вы не хотели ходить в назначенный вам кружок и
здороваться с учителями или соседями. Вы не хотели в музей, на
экскурсию, мыть посуду и пылесосить. Как взрослые обращались с вашим "не
хочу"?
Скорее всего, они не могли его выносить, и быстро показывали вам ваше
место. А место было такое: "Мало ли чего ты не хочешь. Тебя не
спрашивают".
Теперь перенеситесь в настоящее. В вашу нынешнюю жизнь. Как вы сейчас обращаетесь со своим "не хочу"?
Многие из вас напомнят мне про эгоизм. Про то, что если потакать
ребенку, он не научится дисциплине, преодолению, заляжет на диван и
сопьется.
Все, кто так думает, попадает в ловушку невежественного упрощения.
"Не хочу" - это одна из важнейших внутренних опор. С ее помощью вы
отделяете то, что вам не подходит, не нужно, не полезно. То, что для вас
слишком затратно, бессмысленно, не важно.
Пока вы маленький, вы не хотите надевать шапку. Когда вы постарше, вы не хотите жить в насильственной или токсичной среде.
Вот подлинная взаимосвязь. Если вы имеете право на "не хочу", во взрослом возрасте оно трансформируется в "не выбираю".
Помните сцену из "Собачьего сердца"? Пролетарская активистка
предлагает профессору Преображенскому купить журнал в пользу голодающих
детей Германии.
Профессор отказывается.
"Вам что, не жалко голодающих детей?"
"Жалко".
"Почему же вы не покупаете журнал?"
"Не хочу".
Активисты возмущены "бездушием" и "безразличием" профессора.
В действительности, его втягивают в слияние: Ты должен помочь, и именно таким способом. Иначе ты - плохой человек.
Довольно распространенная модель: насилие во имя добра.
Где же находится точка выбора? Мы опираемся на свои ценности, на свои ресурсы, причем в каждый момент времени.
И право на "не хочу" - это одна из важнейших внутренних опор, которая
делает нас людьми, совершающими свободный выбор.