Эмоциональный
интеллект (EI) — это понятие, которое характеризует способность человека
осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать
мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять
ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и
интеллектуальному росту. Понятие эмоционального коэффициента ввели Питер
Саловей и Джек Майер в 1990 году.
Критика
Эмоциональный интеллект часто преподносится как абсолютный
ключ к успеху во всех сферах жизни: в школе, на работе, во взаимоотношениях.
Однако, по мнению Дж. Мейера, EI, возможно, является причиной всего лишь
1-10 % (согласно другим данным — 2-25 %) важнейших жизненных
паттернов и результатов. Единственная позиция, по которой популярная и научная
концепции эмоционального интеллекта пришли к согласию, заключается в том, что
эмоциональный интеллект расширяет представления о том, что означает быть умным.
Модель эмоционального
интеллекта Бар-Она
Модель Рувена Бар-Она была представлена в 1996
году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто (Канада). Модель
состоит из 5 общих областей и 15 подразделов (шкал).
2. СФЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Способность
взаимодействовать с людьми на уровне искусства общения.
Эмпатия — это умение понимать
чувства других и способность дать им понять, что вам известны их чувства.
Социальная ответственность —
способность к взаимовыгодному сотрудничеству, включающая в себя совесть,
нравственность и заботу о ближнем.
Межличностные отношения — навыки
конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации,
способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения,
основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя
свободно и комфортно в социальных контактах.
3. СФЕРА АДАПТИВНОСТИ
Способность быть
гибким, реалистичным, адекватно вести себя в любой ситуации и решать проблемы
по мере их возникновения.
Решение проблем — способность
выявлять и формулировать проблемы, а также вырабатывать и превращать в
жизнь потенциально эффективные пути их решения.
Оценка действительности —
способность верно определять соотношение между своим опытом и тем, что
объективно существует (видеть мир таким, какой он есть). Акцент ставится
на прагматизм, объективность, адекватность восприятия. Включает
способность концентрироваться и сосредотачиваться.
Гибкость — способность
согласовывать свои чувства, мысли и действия с меняющимися
обстоятельствами; умение адаптироваться к незнакомым, непредсказуемым и
быстро меняющимся обстоятельствам.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.