Помню, два года назад довелось познакомиться с налоговым инспектором (к счастью, обстоятельства знакомства не имели отношения
к налоговой инспекции) и в дружеской беседе за обедом он поведал всем тогда присутствующим поучительную историю. И вот как всё было.
В старших классах Джованни (назовём так нашего налогового инспектора) был смышлёным парнём и точные материи схватывал на лету. А по соседству жила девочка, назовём её Франческа, приблизительно его одногодка, которая в математике была настолько плоха, что рисковала остаться на второй год. Сей риск обнаружился как раз перед летними каникулами и Франческе было необходимо
за лето подтянуть математику (в частности, тригонометрию, насколько я помню из рассказа Джованни), чтобы в сентябре сдать дополнительную контрольную работу и при успешном результате перейти в следующий класс.
Вы заметили, что я употребляю в рассказе итальянские имена? Да, дело обстояло в Италии. Даже скажу больше: дело обстояло в южной Италии. Чтоб вы понимали тяжкость положения: южная Италия - это море, огромное количество друзей и родственников, устраивающих разнообразные празднества и пышные посиделки
за ужином с тремя переменами блюд, ночные дискотеки на пляже, концерты известных рок- и поп- певцов бесплатно под открытым воздухом, - в общем, типичный итальянский летний шик во всей красе практически при минимальных денежных затратах. С одной стороны.
А с другой стороны имеем: обязательство по школе с риском остаться на второй класс, что требует значительно увеличить время и концентрацию на изучении математики.
И вот Джованни рассказывает, как Франческа один раз не пришла на репетиторство.
Причина? С мамой ездили на шоппинг. (Я, конечно, поражаюсь: та самая мама, которая сильно настаивала на репетиторстве, увозит дочку на сомнительное мероприятие. Ну, видимо, репетиторство было бесплатно, так отчего ж не наплевать-то на него.) Второй раз не пришла - с подругой валялись на пляжУ. Третий раз не пришла - у кузена была свадьба. После этого Джованни сказал так: "Ну, вот что, Франческа. Ты сейчас иди отдыхай всё лето, ходи на пляж, на свадьбы, на шоппинг... А потом придёт сентябрь, и как-нибудь
свой долг по математике ты уж сдашь."
После этих слов Франческа больше не отвлекалась на прелести летней жизни, по крайней мере в те дни, когда она ходила на репетиторство к Джованни и делала задания под его руководством. И математику она пересдала успешна.
Мораль сей басни такова, имеет смысл время от времени задавать себе вопрос: "С какой целью я это говрю?" и "С какой целью я это делаю?"
В коучинге это приём называется "усугубление ситуации".
Когда вы рассказываете коучу, например, о прокрастинации, о приверженности ко вредным привычкам, о неэффективных моделях поведения, то приготовьтесь к тому, что коуч задаст вам этот вопрос: "С какой целью ты это делаешь?" или "Представь себе, что эта проблема тебя не мучает и ты с лёгкой душой продолжает поступать в таком же ключе. К какому результату тебя приведёт такая стратегия?" Постарайтесь довести этот результат до максимальной точке кипения. Скорее всего, это будет полное фиаско, банкротство,
одиночество, болезни и даже смерть.
После этого имеет смысл задать себе вопрос (или коуч вам обязательно его задаст): "А какие результаты ты хочешь? И как нужно действовать для того, чтобы их получить?" После подробного ответа на эти вопросы у вас обязательно появится воодушевление и мотивация поступить эффективно, чтобы были достигнуты ваши желаемые цели.
Гораздо проще предаваться праздным деяниям и в итоге скатиться на дно, нежели карабкаться всё выше и выше, делая хотя бы крошечный
шажочек каждый раз, когда нужно принять решение, позволить ли себе слабину, или немножко напрячься.
Некоторые гуру говорят, что здесь работает механизм боли и удовольствия, а также механизм ассоциаций. С одной стороны, человек эволюционно запрограммирован так, чтобы избежать боли любой ценой. А с другой стоороны, оценка, будет ли больно или приятно, автоматически делается в зависимости от того, с чем у вас ассоциировано действие, которое необходимо предпринять.
Если ваши ассоциации
недальновидны и ограничиваются сиюмитной оценкой ситуации, то естественно, пойти поваляться на пляже будет казаться удовольствием, а изучени математики - болью. Но в процессе обдумывания ответов на вопросы выше вы уже создаёте нейронные связи, которые ассоциируют мух с котлетами ваши действия с долгострочными исходами - и там уже всё встаёт на свои места.
Подытожим алгоритм того, как вам действовать, когда какая-то ситуация вас не удовлетворяет:
Усугубите ситуацию в мыслях, представив, чем всё закончится, если вы всё пустите на самотёк.
Резко смените картинку, найдя преимущества, которые появятся после изменения ситуации - на жтом шаге у вас появится мотивация.
Сделайте хотя бы один шаг, отличный от привычных - если здесь у вас трудности, то обратитесь к коучу, который поможет
вам определить этот самый шаг.
Помните, ваша судьба начинается с маленьких поступков.