Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Академия жизни

  Все выпуски  

Академия жизни. На пути к совершенству. Часть 5


Рассмотрим пример  взаимодействия «организационной формы» и человека.  Для простоты понимания сначала рассмотрим простейший вариант – систему, состоящую из двух элементов: например, мамы и ребенка. Как взаимодействуют мама и ребенок? Когда ребенок ведет себя «спокойно» (в рамках некой заданной нормы), то и реагирование мамы будет таким же спокойным. Но при появлении тенденции выхода поведения ребенка за «допустимые рамки», со стороны мамы (опережая действия ребенка) появятся сначала обучающие сигналы (жесты, слова, прикосновения, разъяснения).

Если ребенок не меняет свое поведение, то и действия матери усиливаются (более резкие угрожающие жесты, окрик, одергивание). Затем подключаются новые возможности «регулирования» поведения: шлепок, ограничение (поставлю в угол, не пойдешь гулять, не куплю игрушку и т.п.). При еще больших отклонениях от нормы включаются уже более серьезные «регулирующие» факторы: привлечение медицинских методов воздействия, административных и т.п. Из этических соображений не рассматриваем «уничтожающее» реагирование, хотя в жизни оно имеет место. Достаточно вспомнить литературного героя Тараса Бульбу и убийство им собственного сына. 

Очень важным фактом в этом примере является то, что управляющее воздействие появляется раньше, чем поведение выходит за некие «допустимые рамки». Оно включается на основании прогноза (появления тенденции выхода поведения за определенные рамки). 

По моему мнению, это характерно  и для цивилизации: управляющее воздействие на человека включается на основании прогнозируемого поведения, т.е. еще до того, как человек это поведение продемонстрирует в реальном событии

Используя принцип подобия, мы можем понять методы воздействия на человека «организационной формы». При этом имеет смысл обратить внимание на факт, полученный из первого примера: «управляющее воздействие появляется раньше, чем поведение выходит за некие «допустимые рамки». Вообще-то есть такая наука «Синергетика», наука о самоорганизации сложных систем, которая говорит о том, что состояние любой сложной системы может быть «просчитано» на некоторый будущий временной интервал, до так называемой «точки бифуркации», или проще – точки выбора (раздвоения) траектории. То есть мое предположение вовсе не является «фантастическим». Но тогда из сказанного следует, что классические подходы психологии и психотерапии, и поиски ответа на вопрос «Какое действие человека привело к создавшейся ситуации?» (или «Что я сделал такого, за что меня наказывает?») оказываются несостоятельными 

«Организационная форма» включает управляющие воздействия с опережением, т.е. ещё до выхода поведения особи за пределы нормы.

Последнее утверждение я специально повторил неоднократно, т.к. этот факт имеет принципиальное значение и чаще всего остается непонятым из-за существующих традиционных убеждений.

В этом случае, как и в примере с мамой и ребенком, все воздействия на человека можно разделить на обучающие, ограничивающие и уничтожающие.

Обучающие
воздействия – события, жизненные ситуации, окружение, информация от других людей и т.п.


Ограничивающие воздействия
– ограничение доступа, невозможность попасть куда-то, ограничивающие события, депрессия, болезнь.   


Уничтожающие воздействия
– тяжелые заболевания со смертельным исходом или любые события, влекущие за собой смерть.

Причем, как и в описанном примере, воздействие на человека не может быть сразу максимальным, оно будет нарастать по мере бездействия человека, отсутствия его реакции на управляющее воздействие. Это значит, что любое уничтожающее событие, растянутое во времени, содержит в себе возможность возврата к «нормальному» состоянию, но после прохода «точки выбора», оно становится необратимым. А это значит, во многих случаях жизнь человека находится в его собственных руках. Ключом к «исправлению» ситуации является осознание и изменение поведения.  


В процессе взаимодействия мамы и ребенка, действие мамы всегда сопровождается комментарием (разъяснением причины воздействия), значит и в воздействии со стороны «организационной формы» следует искать данный комментарий (или адрес воздействия). У ряда авторов (например, Луиза Хей, Валерий Синельников и других) приводится взаимосвязь образа мышления, поведения и заболеваний. Это как раз хорошо согласуется с вышесказанным.

Продолжение следует


В избранное