Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Подводная фотография

  Все выпуски  

Подводная фотография История подводной фотографии. Ч3 (заключительная)


История подводной фотографии.

К концу 40-х годов фотоаппараты для подводной съемки уже были малогабаритными, но одноразовые лампы-вспышки требовали постоянной смены. Важным шагом в дальнейшем развитии подводной фотографии явилось применение электронно-импульсной газоразрядной лампы-вспышки Харольд Эдгертона (Harold Edgerton). Этот компактный с мощным световым потоком прибор впервые использовал для подводной съемки в 1951 году инженер  Дмитрий Ребиков (Rebikoff). Малые габариты, способность к быстрой перезарядке, короткий световой импульс - все это сделало электронно-импульсную вспышку незаменимой для съемок на глубине, в мутной воде и для подсветки быстродвижущихся объектов. Теперь импульсный фотоосветитель (ИФО) - постоянный спутник всех подводных фотографов, снимающих на цветную пленку.

Ребиков объединил фотокамеру, осветители и батареи в один агрегат и придал ему форму торпеды. Агрегат был во­донепроницаем и обладал нулевой плавучестью. Никаких электрокабелей с поверхности уже не требовалось. В дополнение ко всему агрегат был снабжен электромотором и винтом, так что не только не являлся обузой для фотографа, но даже служил ему буксиром. Самодвижущаяся фотокамера могла проникать в очень узкие проходы, и вскоре Ребиков начал фотографировать за­тонувшие суда изнутри. Снимки делались, конечно, цветные, с сохранением всех цветов, включая красный.

Теперь уже ничто не мешало подводному фотографу спускаться на любую глубину, за исключением границы безопасности, существующей для свободных водо­лазов вообще. Глубина, доступная водолазу, доступна и фотокамере, и даже в гораздо большей степени, по­скольку последней не угрожает ни азотный наркоз, ни кессонная болезнь.

Первым после Луи Бутана, кто понял возможности и перспективы автоматической глубоководной фотосъемки, был Г. Хартман из Монако. В 1915 году он разработал и изготовил автоматическую фотоустановку, которая весила 1700 кг, была снабжена мощными источниками света, стабилизирующими двигателями для придания устойчивого положения под водой, и за одно погружение делала до 6000 снимков.

Камера-робот появилась еще до изобретения Ребиковым его электронной торпеды. В 1941 г. доктор Морис Эвинг фотографировал с помощью камеры «pogo-stick» на глубине 16000 футов (около 4800 м). К верху камеры был прикреплен поплавок, а к низу - груз. Балласт придал ей отрицательную плавучесть и тянул вниз. От сильного удара о грунт специальное устройство включало освещение, отпустило затвор камеры и одновременно сбросило балласт. Камера получила положительную плавучесть, и поплавок возвратил ее на поверхность. Недостаток такой камеры состоял в том, что ее трудно было найти в волнах после возвращения на поверхность. Отчасти по этой причине стало считаться, более удобным спускать камеру на кабеле при съемках на глубинах, исключающих нормальную работу фотографа с аквалангом. Применяя нейлоновый кабель (невесомый, поскольку он обладал тем же удельным весом, что и вода) и фотокамеру, способную выдержать давление на самой большой глубине, которая только может встретиться в океане (свыше 35000 футов) Харольд Эдгертон., изобретатель электронно-импульсной вспышки, сфотографировал дно океана на глубине 8500 метров во время экспедиции Ж.-И. Кусто в 1959 голу.

В 1954 году в Институте Океанологии АН СССР было создано автоматическое устройство, с помощью которого удалось сделать снимки на глубинах до 4000 метров. А в 1956 году профессор Н Л. Зенкевич сконструировал прибор, способный фотографировать на любых глубинах океана. Эта установка была смонтирована на раме и состояла из камеры под 35 мм пленку, мощной лампы-вспышки, системы автоматического включения освещения и спуска затвора при касании дна специальным грузом - гайдропом. С помощью этой установки были получены снимки на глубинах в 8150 м и 9960 м на дне желоба Кермадок в Тихом океане.

 Первый подводный фотоаппарат создает любитель, аквалангист и археолог из Бельгии Жан де Вутер (Jean De Wouter). Его камера "Каллипсо-Фот" (1956 г.) становится прототипом целого семейства малоформатных подводных фотоаппаратов "Никонос".

Серийное производство CalypsoPhot началось с 1961 года. А в 1963-м заложенные в камере технические решения наследует Nikonos I — первый представитель подводной линейки Nikon. Для Nikonos производилась собственная линейка водозащищенной оптики: 28, 35, 50 и 80 мм, плюс также уникальный в этом классе сверхширокоугольный 15-миллиметровый объектив с коррекцией искажений (1974). В 1980-м камеры Nikonos обзавелись системой замера экспозиции TTL. Самая совершенная камера линейки Nikonos RS появилась в продаже в 1992 году. Ее главным достоинством являлась способность снимать на глубине до 100 метров. В 1996 году производство камер Nikonos было приостановлено. Но они и сегодня весьма популярны у профессиональных дайверов, хотя сильно сдали свои позиции под натиском более доступных комплектов на основе подводных боксов (для обычных зеркальных и компактных камер).

 

Использованы материалы:

Патрик Прингл. «Приключения под водой», Ленинград, 1963

Фотокинотехника. Энциклопедия. Гл.ред. Е. А. Иофис, М., «Советская Энциклопедия», 1981. Статья «Подводная съёмка», А. В. Нисский

С. Глущенко. История подводной фотографии 1856-1999 г.г. Харьков, 1999 г.

Дмитрий Башков. Подводная фотосъемка.

 

P.S. Оказалось достаточно сложно разобраться во всех премудростях сайтостроения. Тем не менее, приглашаю заглянуть на мой сайт и прочитать всю статью целиком с иллюстрациями и интересными ссылками. http://underwaterfoto.narod.ru/history2.htm

+Добавлена фотогаллерея пионера подводной фотографии Брюса Мозерта.

Спасибо за внимание :) Надеюсь, что теперь дело пойдет быстрее.

С уважением, АК


В избранное