Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Подводная фотография

  Все выпуски  

Подводная фотография История подводной фотографии. Часть 1.


 

История подводной фотографии.

 

История человеческого стремления исследовать морские глубины началась с погружений на задержке дыхания. Ныряльщики, без каких либо специальных приспособлений, были всегда. Доказательством этому служит перламутр, украшения из которого найдены при раскопках Фив и Месопотамии. Этим находкам более чем 5000 лет. Китайский император Ю еще в 258 году до н. э. требовал, чтобы ему платили дань устричными раковинами. При раскопках ассирийских городов были обнаружены высеченные из камня рельефы, относящиеся примерно к 885 году до н. э. На них были изображены уходящие под воду люди; в мешках из кишок животных они уносили с собой на глубину воздух для дыхания. Во времена античности, и тем более, позже, "ныряльщик" превратилось в почитаемое ремесло. Пурпур, которым окрашивали королевские мантии, добывали из морских моллюсков. Губки, пропитанные пресной водой, заменяли легионерам фляжки. Знаки различия высших древнекитайских сановников изготавливались из красного коралла. В средневековых соборах раковины гигантских моллюсков служили купелями.

История подводной фотографии началась вскоре после получения первых снимков, сделанных на поверхности. Первые подводные снимки были сделаны уже в 1856 году. Сделал их немецкий изобретатель Вильгельм Бауэр с борта своей подводной лодки "Морской черт" во время испытаний в Кронштадтском порту. В литературе встречаются сообщения об опытах подводных съемок в Великобритании, когда В.Томпсон и Г.Кенион в том же 1856 году получили снимок с глубины 5,5 метра. Однако, их камера в момент съемки была заполнена водой, поэтому на фотопластинке изображение оказалось размытым.

Отцом подводной фотографии считается французский гидробиолог Луи Бутан. В 1892 г. работая в лаборатории Араго в заливе Баньюль-сюр-Мэр Средиземного моря, Луи Бутан сконструировал и построил первую подводную фотокамеру. Основой камеры послужил обычный широко распространенный аппарат "Детектив", приспособленный для работы под водой. Бутан поместил его в большой герметичный медный футляр с тремя застекленными отверстиями: двумя для видоискателя и одним для объектива. Устойчивость против давления достигалось с помощью простого устройства: кожух камеры он соединил шлангом с резиновым баллоном, из которого воздух при повышении давления воды поступал в камеру; таким образом, давление внутри камеры выравнивалось. С наружной стороны футляра находился рычажок, служивший для заводки затвора и замены фотопластинок. Повернешь рычажок в одну сторону - затвор откроется; повернешь в другую - закроется. Одновременно выпадет экспонированная пластинка, освобождая место для следующей. Таким образом, подводный фотограф мог сделать до 6 снимков на стеклянные мокроколлоидные пластинки (9х12) см, не поднимаясь на поверхность для перезарядки. Указанный рычажок был единственным средством управления. В 1893 г. Бутан надел скафандр и сделал первые подводные фотоснимки средиземноморского краба.

Вся специфика подводного фотографирования сводилась к тому, чтобы сделать камеру герметичной и одновременно действующей. Решить проблему Бутан попробовал другим путем, и построил камеру, которая впускала в себя воду, а не изолировалась от нее. Она оказалась гораздо проще аппарата первоначальной конструкции. Подача сжатого воздуха в камеру стала ненужной, надобность в управлении на расстоянии тоже отпала. Следовательно, и наводить на фокус можно было обычным способом. Никаких химических проблем тоже не возникало: Бутан правильно рассудил, что соленая вода очень слабо действует на эмульсию пластинки, но и это воздействие можно полностью устранить, если покрыть эмульсию специальным лаком.

В 1894 г. Бутан испытал свою новую камеру. Правда, камера была тяжеловата, поэтому Бутан подвесил ее к маленьким бочонкам, выполнявшим роль поплавков. Она снимала хорошо, однако изображение получалось безнадежно расплывчатым, так как движение затвора возмущало воду, а оптическая система линз была рассчитана на съемки в атмосфере. Бутан признал себя побежденным и вновь обратился к герметичной камере, хотя и предсказывал, что будущее подводной фотографии принадлежит аппаратам, не изолированным от воды. Пока что его предсказание не оправдалось.

Третья камера Бутана была такой же герметичной, как и первая. Диафрагма стала шире, фокус объектива устанавливался до погружения. Бутан полагал, что наводка на фокус под водой невозможна, поэтому применял постоянное фокусное расстояние 10-12 футов. Но постоянный фокус требовал очень маленькой диафрагмы, что в свою очередь приводило к длительным экспозициям. Например, на глубине двадцати футов при хорошем освещении экспозиция составляла 10 мин. Пришлось начать работу с искусственным освещением. Первая в мире ламповая вспышка для подводной съемки изобретена Луи Бутаном в 1893 году совместно с инженером Шофуром. Магний помещали в герметичную колбу из толстого стекла, наполненную кислородом, и поджигали при помощи платиновой проволоки, соединенной с батареей. На бочонках с привязанными к ним свинцовыми грузами Бутан подвешивал над фотокамерой лампу с рефлектором и фотографировал. Такие одноразовые вспышки были очень ненадежны. Во время съемок банки несколько раз взрывались под водой и Бутана отбрасывало в сторону, однако он не пострадал. К тому же они долго остывали (сразу после использования выкрутить горячую лампу было нельзя).

В 1899 г. одна фирма по производству оптических приборов, заинтересованная в получении подводных фотографий для выставки, предложила ему помощь. По указаниям Бутана были изготовлены две дуговые лампы с угольными электродами, которые однажды темной ночью были спущены на глубину 165 футов. За ними последовала и фотокамера. Ее поместили на одной раме с лампами, расположенными по бокам. Затвор был открыт. Бутан, находившийся на поверхности, включил на десять секунд дуговые лампы. После этого аппаратура была извлечена на поверхность, а пластинка проявлена; получился хороший, контрастный снимок. На проявленной пластинке было четко видно изображение вмонтированной впереди фотоаппарата доски с надписью: "Photographic Sous-Marine ("Подводная фотография"). Эту фотопластинку Бутан выставил для широкого обозрения.

В 1900 году Бутан опубликовал результаты своей работы в книге "Подводные съемки и развитие фотографии", в которой не только описал изобретенную им аппаратуру и методику подводной фотосъемки при естественном и искусственном освещении, но и изложил свои взгляды на значение фотографии для изучения подводной флоры и фауны. Его книга стала первым учебником для подводных фотографов. Умер Бутан в 1934 г. После 1900 г. он больше ни разу не фотографировал. Тогда он писал: "Я открыл новую область. Пусть теперь другие вступают в нее, протаптывают новые тропы, добиваются новых успехов". Эти "другие" не приходили долго. Так долго, что когда наконец пришли, то труды Бутана оказались фактически забытыми.

Продолжение следует

 

 

 

  

В избранное