Известно, что 80% информации человек
получает
через зрение, поэтому этот орган очень хорошо развит. Не будем
вдаваться во внутреннее устройство человеческого глаза, нам лишь
важно, что он (глаз) способен воспринимать излучение в очень
широком
диапазоне волн, называемом видимым светом, при этом различая
огромное количество цветов и оттенков. Когда-то в институте я
писал
курсовую на тему "Теория цвета и её применение в цветном
телевидении" и помню много интересных фактов, но здесь они
будут
лишними. Важно для нас то, что абсолютный слух - то есть
способность
точно определять высоту звука - встречается у людей довольно
часто.
Но абсолютного цветовосприятия среди людей не
наблюдается.
Человек воспринимает цвета только в
сопоставлении друг с другом. Известно большое количество
оптических
иллюзий, связанных с этим - напр., бубновая карта в свете
красного
фонаря или цвета автомобилей под уличными фонарями жёлтого
света.
Освещение, контраст, количественное преобладание какого-то
одного
цвета легко обманывают наше зрение. Кроме того, наше
цветовосприятие
зависит от степени усталости, кровяного давления и температуры
тела,
от инерции зрения итд. Откройте в Фотошопе какую-нибудь картинку
утром и запомните её цвета, а потом сделайте то же вечером -
только
не доставайте никого с вопросом "кто крутил эту картинку и
почему
она не такого цвета". Картинка осталась той же самой -
изменилось
ваше восприятие цвета. Всё это подробно и хорошо описано в любой
советской книге по цветной фотографии - в ближайшей библиотеке
эти
книги наверняка есть. Там же описаны цветовые системы -
аддитивная и
субстрактивная, в нашем случае - RGB и CMYK.
Цвет на экране монитора получается за
счёт
свечения люминофоров трёх цветов - красного, зелёного и синего,
собранных точками по 3 - в триады. Меняя интенсивность их
свечения,
можно управлять цветами и оттенками на экране. Свечение
люминофоров
происходит под действием потоков электронов - лучей от
электронно-лучевых трубок (ЭЛТ), из-за которых ваш монитор такой
большой. Управление цветом происходит за счёт управления
напряжением
на ЭЛТ. На ЖК-мониторах другой физический принцип, но суть
формирования цвета за счёт триад - та же. Чтобы сделать
изображение
более красным, нужно усилить светимость "красных"
точек (на самом
деле они серые), чтобы убрать пурпурный оттенок - уменьшить
интенсивность "зелёной" трубки, чтобы добавить жёлтого
- убирают
синий.
При инсталляции Фотошопа на ваш
компьютер
устанавливается и средство управления электронно-лучевыми
трубками -
Adobe Gamma. Она и поможет нам в нашем
безнадёжном деле ;)
Для того, чтобы настроить монитор, нам
нужен какой-то образец в двух ипостасях - файл и фотография,
напечатанная на том устройстве, которым вы в дальнейшем будете
пользоваться. Сопоставляя изображения на мониторе и на бумаге,
можно
"обмануть" физиологию и получить объективное
соответствие цветов
этих изображений.
Дело нужно делать днём при естественном
освещении. Предварительно нужно размагнитить монитор и загрузить
его
"родной" цветовой профиль - обычно он есть на CD от
вашего монитора.
Нету? Ну и ладно. Установки цвета в Фотошопе оставьте по
умолчанию.
1. Если добыли тест - открывайте файл в
Фотошопе и берите в руки его фотографию. Если теста нет - хорошо
бы
иметь напечатанную фотографию и её исходный файл на компьютере.
Фотография желательна поцветастее.
2. Открываете Adobe Gamma (живёт в
Панели
управления, Панель управления - под кнопкой Пуск) Оттащите её в
сторонку, так, чтобы она не закрывала фотографию в
ФШ.
3. Кнопками настройки монитора ставите
контраст на максимум, а яркость устанавливаете так, чтобы
поймать
границу видимости квадратиков на чёрной линейке в панели Gamma.
Сделайте несколько попыток: как только начинаете видеть
квадратики -
уменьшаете значение яркости, перестали их различать -
добавляете.
4. Снимите галку View Single Gamma Only
-
нам нужны все 3 регулятора.
5. Значение цветовой температуры
поставьте
6500К, следующее окошко - Same as Hardware, в окнах под красным,
зелёным и синим регуляторами поставьте Windows Default и
2.20
6. Теперь внимательно смОтрите на
фотографию и регуляторами гаммы добиваетесь соответствия цветов
на
мониторе и на фотографии у вас в руках. Главное - не спешить.
Учтите, что на мониторе изображение светится само, тогда как
фотографию вы видите в отражённом свете, поэтому изображение на
мониторе всё равно ярче и цвета более насыщенные. Абсолютного
соответствия добиться нереально, да это, в общем-то, и не
нужно.
Следует особо подчеркнуть, что в данном
случае наша задача - получить не идеальную настройку монитора
"самого по себе", а привести в соответствие параметры
монитора и
"печатной машины". Можно, конечно, и машину
перестроить, но вряд ли
это станут делать специально для вас. Хотя... ;)))
Когда изображение на мониторе станет
почти
таким же, как у вас в руках - нажимайте ОК. Вам предложат
сохранить
полученный результат в файл. Файл лучше разместить не в
системных
папках, а где-то в ваших собственных, чтобы после переустановки
системы и программ можно было просто загрузить этот файл, а не
крутить всё снова.
Через пару дней проделайте это всё ещё
раз
- ваше цветовосприятие изменилось и имеет смысл уточнить
настройки.
Очень хорошо всё проверить по фотографиям, которые сделаете уже
на
этих настройках.
Ещё раз повторю - этот метод не даёт
100%
соответствия, но даёт приемлемый результат - причём практически
сразу и бесплатно. Конечно, сразу вы вряд ли получите результат,
близкий к нормальному. Например, вероятнее всего, яркость
монитора
окажется не такой, как вы привыкли, и если на компьютере
работаете
не только вы, то и яркость, и цвет наверняка перекрутят
по-своему -
а вы сразу можете и не заметить.
Всё это - регулировки гаммы, яркости и
контраста напоминают выступление эквилибриста - приходится
одновременно контролировать сразу несколько параметров. Но
немного
тренировки - и всё получится.
Мы работаем по такому методу несколько
лет,
и ещё никто не предъявил претензий к цвету наших
фотографий.
Буду рад получить от вас замечания,
критику, предложения,
пожелания или просто отзыв.