Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал художественных интерпретаций imageserver.ru: Внутренняя инквизиция


Внутренняя инквизиция

Воскресенье Ноябрь 28, 2010 ∙ Leave a Comment 

Тем, кто в полной мере признаёт бессмертие человеческой души, гибель нашего мира покажется не такой ужасной.
Чарлз Дарвин

Человек состоит из плоти и крови. Внимательно прислушиваясь к движениям совести, он подпускает к себе некие бесплотные сущности и передаёт им полномочия по управлению телом. Кто они, эти внутренние сторожа, судьи, обвинители и палачи? У них нет того, чем они повелевают – ни плоти, ни крови. Тело для них – чужеродно. Но они терзают, когда тебя передёргивает от постыдного воспоминания; доводят, когда мучаешься ожиданием, воображая ужасное; парализуют, когда в падаешь в ступор, не зная, как реагировать; расплющивают, когда терзаешься бессмысленностью жизни. Ведь не сам же ты себя мучишь, в конце концов! Тебе бы, любимому, в райский сад на шезлонг, да с коктейлями, бассейнами, массажами; тебе б, драгоценному, в центр внимания под восхищённые взгляды, тебе, ненаглядному, в любви бы купаться. А тут – сторожат, осуждают, казнят – вопреки естественности, наперекор кровотоку, душат, дышать не дают – да кто они такие?

Когда наши не столь отдалённые предки придумали инквизицию, они наделили её профилактическими, следственными и исправительными функциями – предотвращать, выявлять и возвращать еретиков в лоно церкви. Но никогда инквизиция не казнила – для этого отступников передавали светским судам. Нельзя было, ибо такое противоречило бы провозвещаемым церковью установлениям милосердия. Не казнила – но зато как мучила! В этом инквизиции не было равных в истории. И не потому, что в средневековье человек отличался какими-нибудь слишком уж кровожадными нравами, этого и сейчас довольно. А потому, скорее, что не было у этой инстанции полномочий на кострах испепелять да головы рубить. Кабы были – то обходилось бы и без пыток.

И каждого так: кровь и плоть будоража, подступают изнутри бесплотные инквизиторы с раскалёнными щипцами. Сами того не имея, терзают им чуждое тело, ведомые высшей идеей о бренности бытия. И телу без них никуда: пропадёт без розог назидательных. А с ними-то тошно: ведь думает плоть, что погублена может быть совестью. И в муках о том забывает, что кабы могла быть погублена – не было б пыток.

Внутренняя инквизиция

Внутренняя инквизиция

Внутренняя инквизиция

Их нет: им тебя не сберечь. Но
Из мрака небытия
Ты сам себе будешь навечно
И страж, и палач, и судья.

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: Igor Voloshin
Название изображения: «curiosity of indifferent»
Источник изображения

Муки совести сладостны не потому, что за всяким мучением сокрыто тайное наслаждение, но потому, что наделены привкусом искупления: раз я принимаю на себя терзания, налагаемые внутренними инквизиторами, значит, им есть ещё, за что бороться во мне, значит, они ещё не отвернулись от меня, значит, всё было не напрасно и ещё остаётся надежда переиграть прожитое. От этих мыслей кружится голова и наступает онемение разума: кажется, что они, эти загадочные сущности, и в самом деле есть, и борются за тебя с неведомой чернотою, и битва эта вовне, а не внутри тебя, и значит, есть, ради чего мучиться дальше. И всё как-то утихомиривается и опадает, и робкий вздох облегчения сводит плечи: тебя опять спасли, и поручились за тебя, и приказали жить. И ты живёшь. Но – никогда не заглядываешь к ним под капюшоны. Потому что – хоть и не разрешаешь себе думать об этом, ибо это невыносимо – в глубине души знаешь: под этими капюшонами и плащами – пустота.

Filed Under Мистика, Символизм, Фотография



В избранное