Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал художественных интерпретаций imageserver.ru: Теория искажений


Теория искажений

Суббота Ноябрь 6, 2010 

Творчество – всегда риск.
Акутагава Рюноскэ

Искусство, как способ воспроизведения и познания мира, невозможно без искажений. Что бы мы ни пытались сделать – нарисовать или сфотографировать, записать или воспроизвести, передать и исполнить, рассказать или станцевать – все эти действия искажают реальность. Более того, искусство построено на искажении, это – ключевой принцип его развития. Любое творчество по большому счёту представляет собой процесс внесения искажений в реальный мир. Искажение – суть, язык и метод искусства. Ну, а задача художника – владеть этим языком как можно свободнее. Ибо язык этот тонок, и его гармония управляет гранью между прекрасным и безобразным.

Взять, например, музыку. Прослушивание живой музыки в концертном зале обогащает слушателя тем интенсивнее, чем меньше для её рождения необходимо электроники. И наоборот: чем более технологична музыка, тем комфортнее внимать ей в записи, на качественной аппаратуре. Поэтому Девятая симфония Бетховена так впечатляет живьём, а дома в колонках совсем не «пробирает». Поэтому Pink Floyd, A-ha или Jean-Michelle Jarre так завораживают своими студийными альбомами, воспроизводимыми на Hi-End, и настолько куце звучат на концертах, что и слушать неловко (мы говорим только о звуке). Это происходит потому, что глубокие исследования звуковых искажений позволили выделить сферу комфорта для человеческого уха (определённый уровень вибраций, частот и прочих характеристик), и сферу дискомфорта, то есть в прямом смысле поверить алгеброй гармонию. В результате воспроизводимая в записи музыка состоит по большей части из комфортных искажений, поскольку искусственно приведена к ним в процессе записи, обработки и воспроизведения, и очень сильно отличается первоначального звучания. Таким образом, звуки, которые никогда не извлекались или извлекались в ограниченной степени из прикосновения губ и пальцев музыканта к реальным музыкальным инструментам, изначально предназначены для воспроизведения в записи; звуки же, рождённые от такого живого контакта – стерпят запись, лишь исказившись. Примерно в этом ключе можно говорить и об остальных видах искусства, с поправкой на технологии и особенности органов чувств, задействованных в них.

Но это – лишь техническая сторона вопроса. Куда более важной остаётся проблема художественного образа, решаемая музыкантом, танцором, поэтом, художником. Ведь те чувства, которые вселяет в слушателя, зрителя и читателя автор, в реальности не существуют! Они рождаются в нас, когда мы воспринимаем произведение искусства. Оно затрагивает определённые струны нашей души, и, как это ни удивительно, автору произведения неведомо, что именно, воспринимая его творение, почувствуем мы. Он представляет себе нашу реакцию в общих чертах, и творит, стремясь согласовать на выходе своего труда собственную страсть к созиданию с тем, чего он ожидает от нас. В результате произведение искусства оказывается интеллектуально-культурным кодом, преломлённым авторским творческим актом и преломляющим зрительское восприятие мира. Мы плачем и смеёмся, любуемся и сопереживаем, вникаем и осознаём, впечатляемся и вдохновляемся не реальностью, а тем, насколько гармонично и созвучно нашему опыту она искажается усилиями автора. И тем ценнее для нас его творение, чем интенсивнее наша духовная работа по проживанию раскрываемых им наших собственных мыслей и эмоций.

Теория искажений

Теория искажений

Теория искажений

Тебя не существует, ты – искажена,
Фантазия художника больного.
Но как же утончённо ты истончена –
Не лик, а поэтическое слово!

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: Дмитрий Станякин
Название изображения: «Самара»
Источник изображения

Благо художнику – осознавать, что результаты его творческого труда – искажения реальности. Беда – пребывать в иллюзии, почитая свои творения самоценными элементами бытия. Поскольку в первом случае в его власти играть этими искажениями, исследуя неведомое и смело провоцируя фантазии зрителя, во втором же он обречён на извечное стремление к недостижимому идеалу. Художник – не Бог, и творить реальность не в его власти. Но зато – как же волнующе он может искажать её! И сила его таланта проявляется не в том, чтобы подражать Творцу, а в том, чтобы в творения его вдыхать вдохновение для других.

Filed Under: Люди, Портрет, Фотография, Художественная

В избранное