Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал художественных интерпретаций imageserver.ru: Геронтический мир


Геронтический мир

Воскресенье Сентябрь 26, 2010 

Детское «мы – вместе» и стариковское «мы – пока вместе» музыкально окрашены, в них слышны зов и призывание, плясовая и полонез. У взрослых другая музыка: лирика и марши.
В.В. Костецкий. Как возможно обаяние старости

Ясно, как апельсин: старики никогда не были детьми.
Рэй Брэдбери. Вино из одуванчиков

Каких-то сто лет назад никто в Европе и понятия не имел о том, что такое детство. Дети воспринимались в качестве недоразвитых взрослых, которых необходимо как можно скорее выдрессировать для включения в социум. А все их отличия от уже развившихся взрослых считались пороком, временным недостатком, болезнью, которые следует преодолеть. Поэтому детей били, насиловали, продавали, уничтожали изнурительной работой, и никто не горевал из-за смерти младенца – не только потому, что младенцы мёрли как мухи, но и потому что пользы от них, как от душевнобольных, неполноценных, уродов – обуза, да и только. Открытием мира детства современная цивилизация обязана благородному Жан-Жаку Руссо, указавшему современникам на удивительную для того времени, и совершенно очевидную для дня сегодняшнего штуку: оказывается, ребёнок устроен не так, как взрослый. Он иначе дышит, видит, чувствует, мыслит. В явлениях и предметах окружающего мира он воспринимает нечто иное, совсем но то, что взрослый. Воспринимает, осознаёт, делает выводы и действует – по иным, чуждым взрослому человеку принципам и мотивам.

Всё это удивительно по двум причинам. Во-первых: каким образом все наши предки, неисчислимая громада поколений, за крохотным исключением последнего века, не замечала столь очевидного факта? А во-вторых, почему никто из взрослых, независимо от того, осведомлён ли он об особости детства или нет, не в состоянии взглянуть на мир глазами ребёнка – и это несмотря на то, что каждый из нас имеет личный исчерпывающий опыт такого восприятия? Это удивительно, ибо необъяснимо. Но есть в мире вещи ещё более занимательные. Если с детством все более-менее разобрались, то со старостью – отнюдь. И вряд ли это случится скоро. Просто потому, что никто не имеет представления о том, чем дышит старик, пока не состарится сам. А состарившись, утратит навык восприятия мира, свойственный взрослому. Вот почему испокон веку и до сих пор старость воспринимается всего лишь увядшей зрелостью, но никак не самодостаточным миром, третьей ипостасью жизненного пути, равноценной детству и зрелости. Точно так же как наши предки не ведали детства, мы сами до сих пор не знаем старости. И старость, этот великий и замкнутый геронтический мир, ещё только предстоит открыть и постичь, если нам дорого самопознание и осмысление своего существования.

А пока что старость для нашего мира – великая тайна. Её очарование неведомо, самодостаточность загадочна и просветление непостижимо. Никто не в состоянии объяснить её магического излучения, одолеть её дряхлую силу и объять её необъятную мудрость. Старость стоит перед лицом смерти, прислушиваясь к себе, на мир же оглядываясь через плечо, ибо мир для неё – воспоминания, а не реальность. И мы, не являющиеся пока стариками, склонны наделять старость чертами детства, всего лишь за неимением точных ассоциаций. Не в силах объяснить поступков и слов стариков, мы снисходительно пожимаем плечами и ставим диагноз: впал в детство. И время, слепой поводырь, ускользает из нашего сознания в этот момент, неподвластное меркам мирской суеты, которую мы привыкли принимать за настоящую жизнь. И нам начинает казаться, что наше суждение – истина, и эта беспочвенная убеждённость в своей правоте обезоруживает нас перед внезапностью собственной старости и отнимает способность осознавать прожитое. И мы боимся её, эту непонятную чуждую старость, и всю свою жизнь сторонимся её, молодимся, бодримся, обманываемся, не ведая мира, на пороге которого топчемся так бестолково, не в силах вырвать себя самих у себя для себя же.

Геронтический мир

Геронтический мир

Геронтический мир

Украдкой старик на качели присел
И светлой улыбкой лучится:
Он взглядом невидящим время презрел
Затем, чтобы снова родиться.

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: Ольга Безымянная
Название изображения: «Назад в будущее»
Источник изображения

Герой этой картины светел и одухотворён: фотограф уловил его возвышенное излучение, которое теперь, благодаря профессиональной удаче, каждому видно невооружённым глазом. Не будь меж нами этих непонятых существ, этого умиротворяющего буфера жизни – зрелость ослепла бы перед лицом неминуемой смерти, которая в отсутствие старости всегда была бы за дверью. Ослепла бы и обессилела, не удержалась бы на поверхности жизни, иссякла бы вакуумом духа. Но пока старики украдкой присаживаются на карусели, кормят голубей, балуют внуков, да просто греются на солнышке, молчаливо провожая нас, пробегающих мимо, слезящимся взглядом, пока они есть – на внутренней поверхности сознания каждого из нас отпечатывается та великая мощь утешения, что примиряет с неизбежным и наделяет навыком преодоления страданий.

Filed Under: Город, Люди, Символизм, Факт, Фотография

В избранное