Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал художественных интерпретаций imageserver.ru: Момент сомнения


Момент сомнения

27.11.2009 от Игорь Якушко

Как свидетельствовал Пеон Амафунтский, критская принцесса Ариадна полюбила героя Тесея, когда тот вознамерился спасти Афины от ужасного Минотавра, человека с головой быка, того, что получал от Афин ежегодную страшную жертву о семи юношах и семи невинных девушках. Они пропадали бесследно в каменном лабиринте, где жил Минотавр, и никто из них ещё никогда не возвращался обратно. По наущению Дедала, строителя лабиринта, Ариадна вручила Тесею клубок ниток, чтобы тот не заблудился, возвращаясь с победой. Так и вышло: по нити Ариадны Тесей вернулся, убив Минотавра, и сбежал с Крита, осеменив принцессу и оставив её умирать от родов обесчещенной. Другие авторы (Гомер, Нестор, Стефан Византийский и Нонн Панополитанский), каждый – по-своему, наделяют Ариадну иною судьбой, но всегда – печальным и бесславным концом. Но почему?

В классической живописи образ Ариадны предстаёт исполненным романтики: самоотверженная любовь, изобретательность и возвышающие страдания несправедливо покинутой свойственны ей, независимо от вариантов завершения судьбы. Но почему-то никто из классиков не задумался над тем, что роковой поступок этой женщины, протянувшей клубок ниток Тесею, должен был как-то кольнуть её сердце. И уж тем более никто не вспоминает о том, что страшный Минотравр, продукт бесовского соития царицы Пасифаи с быком, был единоутробным братом Ариадны, и оба эти персонажа вышли из одного чрева. А значит, протянув клубок Тесею, несчастная была уже готова к возмездию судьбы за свою братоубийственную любовь.

Теперь, когда она присела над поверженным чудовищем, над телом мёртвого брата, он для неё – невинная жертва природного своего безобразия, знак близкого конца и вечное проклятие. Поджав под себя ноги, обнимая колени мёртвыми руками, лежит он, посеревший, на ледяном полу, убитый склонившейся над ним родной сестрой – и даже не за то, что родился уродом, а потому лишь, что выбрала она не его. Выразительность такого момента по силам только классицизму.

Ариадна

Ариадна

Ариадна

Брат и сестра, Ариадна и Минотавр, вместе росли, хоть и разными были во всём.
Тайно встречались они в лабиринте на Крите, ночи и дни напролёт проводили вдвоём.
Но красоте и уродству не суждено быть друзьями: красною нитью разлука струится по серым камням.
Тихо прощается с братом своим Ариадна. Скоро Тесей долгожданный её заберёт к облакам.

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: sauco
Название изображения: «Ариадна»
Источник изображения

Конечно, это полотно технически совершенно и выполнено по канонам классицизма, приличествующего случаю. Приметы стиля здесь во всём: от выщерблены на камне до скорбной фигуры на заднем плане. И удивительная по началу безучастность, даже умиротворённость лица Ариадны, медитативное спокойствие её позы и жеста вполне объяснимы: не она – главный персонаж этой картины. Не Ариадна, но поверженный Минотавр, который, умерев, вдруг обнаружил в себе человеческое. И Ариадна, приложив ладонь к его спине, ищет биения сердца, в тайной надежде, что это не смерть избавила брата от животного. Но сердце его молчит, нет биения под тёплой её ладонью. Брат мёртв, и тень сомнения сейчас кольнёт Ариадну. Сейчас, лишь только откроет она глаза и увидит красную нить. Момент сомнения мимолётен, но и его мимолётности достаточно, чтобы миф состоялся и зажил в веках.

Рубрики: Фотография, Художественная, Эротика |


В избранное