Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поэтические комментарии к лучшим художественным изображениям: Тонкие слюни


Тонкие слюни

09.10.2009 от Игорь Якушко

Должен ли художник или фотограф задаваться вопросом, как назвать свою работу? Или достаточно того, что изображено, и комментария это не требует? Допустимо ли на месте названия оставлять многоточие, «***» или надпись «Без названия»? Не станет ли такое произведение могилой неизвестного солдата? Или напротив, даст волю зрительской фантазии, позволяя домысливать и вступать в отношения сотворчества? А, может быть, наименование художественного изображения – это тоже особого рода искусство? Ведь почему-то не оставляют без имён людей, и в ситуации, когда необходимо наделить именем своего ребёнка, родители испытывают колоссальные творческие муки и глубочайшие сомнения. Но можно ли тогда оставлять без имени картину? Будь то плод кропотливой длительной работы или результат бездумного страстного порыва – называть ли? И если называть – то как?

Искусство переполнено случаями, когда неудачное, безликое название выдвигает на первый план содержимое изображения. Так называли свои работы классицисты: «Натюрморт», «Утренний туман», «Амур и Психея». Кстати, семиотический титан Умберто Эко убеждён, что наименование романа должно быть нейтральным: «Имя розы», «Маятник Фуко», «Баудолино» – вероятно, он солидарен этой позиции. Но и случаи, когда вычурное, громоздкое название успешно комментирует смысл нагромождённого в изображении – не реже: «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» (Сальвадор Дали). С другой стороны, и те, и другие названия способны диссонировать изображению и даже уничтожать его: тут и примеры привести затруднительно, потому что такие картины никогда не становятся известными. Но – оставлять полотно без названия, что это? Боязнь пойти на риск, не угадав зрителя? Творческое бессилие? А может быть, мания величия?

Между картиной и её названием возникают тонкие отношения, контролировать которые невозможно. И если художник решается назвать (или оставить без названия) результат своего творческого поиска, он никогда не делает этого случайно. Бывает, что неназванная картина уже имела разные имена, но ни одно не прижилось. И тогда художник оставляет право наименования зрителю. Так появляются «Портрет незнакомца», который потомки уславливаются считать изображением Шекспира, портреты молодых людей в шляпе и девушек с собачкой, блёклые дожди в Париже или закаты в поле.

Довольно забавно представить себе гурманов на аукционе, пытающихся объяснить друг другу, какой из сотни представленных сегодня шедевров под грифом «Без названия» они предпочли бы приобрести, и почему: «Ну, эта девушка с красным огурцом…», «О, да, работа с коричневой абстракцией», «Нет, я имел в виду ту крысу с арбузными корками в мокром ландо»… Так безымянные картины обретают свои искажающие толкования. Так устанавливаются тонкие отношения между зрителем и картиной посредством уничижительного опредмечивания. Так авторское молоко на губах фантазии обращается прекрасной обывательской слюною.

Тонкие отношения

Тонкие отношения

Тонкие отношения

Влюбленный страстно, ты твердил о ней,
Не называя имени желанной,
Решив, что имя для других людей –
Помеха на пути к фантазии твоей,
Дразнящей, вожделенной, безымянной.

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: mamahuana
Название изображения: «Тонкие отношения»
Источник изображения

В мире искусства не всё подлежит наименованию. Но какое же все-таки блаженство – осознание удачно подобранного имени своему детищу! Вы только сравните, как одну и ту же работу – приведённую сегодня в качестве примера – восхитительно назвал автор и отвратительно проименовал один из зрителей на странице источника: «Тонкие отношения» – «Великолепные слюни». И это при том, что оба они очарованы изображением. Пусть даже так, но вопреки изяществу автора один из зрителей выразил своё восприятие работы доступными ему средствами личного культурного багажа. Было бы чрезвычайно грустно, если бы автор этой работы оставил её без этого изысканного имени, а зрительские «слюни» так и прилепились бы к ней. Не бойтесь называть свои картины. Это убережёт их от чужой слюны.

Рубрики: Ракурс, Символизм, Фотография, Художественная, Эротика |


В избранное