Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поэтические комментарии к лучшим художественным изображениям: Сквозь воду


Сквозь воду

02.10.2009 от Игорь Якушко

Вода, одна из четырёх фундаментальных стихий (наряду с огнём, землёю и воздухом), – пожалуй, самая влиятельная в художественном отношении. Её физическая устойчивость в сочетании с осязательной неуловимостью, её основополагающая для всего живого сущность, её нежность и в то же время неудержимость, питающая сила и стихийная разрушительность, а главное – её непостижимая тайна – привлекательны уже сами по себе: вспомним бесчисленные, словно живые, пейзажи художников-маринистов. Айвазовский болел морем, из-за его любви и таланта теперь болеем морем и мы.

Но вода интересна не только сама по себе: есть целый пласт в искусстве, пользующийся водою как посредником, преломляющим реальность и позволяющим зрителю ступить на путь переосмысления бытия. Ярчайший пример такого художественного подхода – фильмы Андрея Тарковского. Начиная с отражения в колодце («Иваново детство»), этот художник всю жизнь двигался в направлении развития преломляемой водой художественной реальности. Бездонное небо «Андрея Рублёва», глянувшее в душу зрителю из вод тихой и древней Клязьмы. Очищение от грехов озёрным колдовством в «Покаянии». Сюрреалистическая гладь парящего бассейна и колдовство затопленной церкви в «Ностальгии». И, наконец, «Сталкер». Какие водопады фантазии на руинах плотины, какая испепеляющая тяжесть бытия в хлопьях затонной пены, какая неодолимая громада прозрения в покрытом водою кафельном безвозвратном прошлом, какое мертвенное смирение в глазах лежащего в воде Сталкера! И апогеем над этим водным откровением – тягучие колыхания водорослей в начале, и самодостаточное, всё объясняющее величие воды в финале «Соляриса». Что теперь, после Тарковского, может сравниться по масштабу и силе художественного с его водою?

Засыпая

Засыпая

Засыпая

Стихия покоя, ответь мне водою:
Стихами покрою, покровом накрою,
Покоем и тихой спокойной водою
Поверх откровенья с самою собою.

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: Людмила Гошко
Название изображения: «Засыпая»
Источник изображения

Спокойствие – обязательное условие осмысленности. А высшая степень спокойствия – отрешение – условие достижения просветления. Откровение нисходит на тех, кто спокоен. Но истинное спокойствие покрыто водой, и оттого кажется чуждым, пугает, отторгает и низводит посредством преломления ветреные поверхностные порывы всех, кто стремится приобщиться к истине, но ещё так далёк готовности принять её. Всему своё время. Что ж, будем наблюдать движение времени сквозь воду, краем сознания соприкасаясь с её таинственной сущностью.

Рубрики: Коллаж, Символизм, Фотография, Художественная |


В избранное