Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поэтические комментарии к лучшим художественным изображениям: Обман зрения


Обман зрения

10.07.2009 от Игорь Якушко

Обман зрения – благодатная тема не только для художественного творчества, но и для научных исследований. В том числе, и философского свойства. Если философию считать областью познания на стыке искусства и науки, то это освободит ее восприятие от изначально заложенного в нее противоречия и позволит непредвзято полюбоваться умопостроениями, отталкивающимися от зрительных эффектов типа обмана зрения. А ведь выводы, которые мыслители делают на их основе, дают благодатную почву для умственных спекуляций. Например, такого рода. Вот очевидный факт… Оказывается, это не то, что вы видите, убедитесь… Значит, зрение не дает объективной картины мира… Следовательно, всё, что мы видим, иллюзия… Значит, и прочие органы чувств оповещают нас о мире под диктовку… А отсюда, сами понимаете, следует всё, что угодно: что Бог есть, что Бога нет, что нас нет, что мы спим, что мы лишь чьё-то воображаемое, что наша жизнь иллюзия, что смерть это не смерть и так далее.

Ошеломив зрителя эффектом обмана зрения, его, тепленького, можно легко убедить в довольно-таки нелогичных вещах, а значит, реализовать над ним акт власти, путь даже и безо всякой практической пользы. Именно эта тяга к иллюзии власти заставляет нас преувеличивать, врать, настаивать на глупостях. И эта самая тяга к власти над зрителем толкает художника искать способов воплощения эффекта обмана зрения в своих работах. Отсюда появляются якобы терапевтические изображения цветных пятен, при должном расслаблении зрительного нерва являющие собой объемные геометрические фигуры, отсюда – заигрывания с негативами, проявляющимися позитивами прямо на сетчатке после внимательного вглядывания, отсюда есть пошла добрая половина художественных экспериментов наподобие экспрессионизма или рисования икон точечками.

Однако ж, на чем зиждется эффект обмана зрения чисто технически? Как его берут на вооружение мастера и за счет чего его достигают? Способов тут несколько. Один из распространенных – ожидаемая перспектива. Например, если мы видим перед собой дорогу (когда мы уверены, что это именно дорога, это очень важно, и эта уверенность достигается намеренным детализированием изображения), то мы (наш мозг, наше зрение) точно знаем, что обочины дороги – это параллельные линии, иного опыта наше восприятие не имело. И вот если такую дорогу нарисовать на земле действительно сужающейся к горизонту, то человек, идущий по ней нам навстречу, будет на наших глазах уменьшаться, и нам не удастся отделаться от впечатления нереальности происходящего. Этого не может быть, потому что не может быть никогда. Вот на такой (или подобной) эксплуатации привычного и построен эффект обманутого зрения.

Как воплотить его в изображении? Например, так (смотреть на черном):

Обман зрения

Обман зрения

Обман зрения

Лента шоссе к горизонту стремится,
Сходятся в точку обочины.
А вертикальные снимка границы
Тенью обманной проглочены.

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: Андрей Колосов
Название изображения: «Супербоулинг или обман зрения. Края фотографии ровные. Проверим линейкой»
Источник изображения
Литературная иллюстрация

Довольно трудно сразу разобраться, почему же этот снимок, будучи помещенным на черный фон, выглядит трапецией со сходящимися книзу боками, оставаясь в действительности прямоугольником. А шутку со зрителем тут играет именно перспектива: наша привычка воспринимать дорожное полотно в качестве лини между двух параллельных прямых вступает в конфликт с их явной непараллельностью, и зрение пытается компенсировать эту странность искажением границ кадра. Эти границы словно тянутся друг к другу, пытаясь привести нашем восприятие параллельных прямых в соответствие нашим представлением о том, как они должны выглядеть.

Обман зрения налицо. Художник завладел нашим воображением и теперь вправе именовать свое творение тяжеловесной конструкцией из трех предложений, только лишь бы ошеломить, обескуражить, выбить из колеи и произвести над личностью зрителя такое невинное, простое и бестолковое насилие. Наверное, в момент, когда он публиковал свою работу и придумывал ей название, от всего этого ему было хорошо.

Рубрики: Пейзаж, Ракурс, Фотография |


В избранное