Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поэтические комментарии к лучшим художественным изображениям: Анализ и синтез в стакане с чаем


Анализ и синтез в стакане с чаем

05.06.2009 от Игорь Якушко

Забавно, но если говорить об уже сложившихся традициях таких художественных методов, как сюрреализм, символизм, да и прочие направления развития современной художественной фотографии и живописи, то «классикой жанра» можно смело считать синтез художественной реальности посредством соединения друг с другом независимо существующих предметов. Что делал Дали? Ставил слонов на паучьи ножки, инкрустировал туловище выдвижными ящичками, склеивал фрагменты рук и ног в многосложные узлы. Вслед за ним потянулись потомки – черепахи на колесах, барышни с крылышками, ногти вместо ушей – и стало их много, и повлиял этот синтез на всех остальных. Теперь даже как-то странно стало видеть художественную фотографию, куда хоть что-нибудь, ну хоть собственное отражение не вклеено.

В этом синтезе нет ничего плохого. Интересно бывает наблюдать за фантазией талантливого художника, у которого совершенно развязаны руки, здорово и самому что-нибудь намудрить и что-то этакое зафотошопить. И хорошо, что делать это теперь может каждый, кто заинтересовался – и инструменты доступны, и методы понятны. Эта свобода – лучший способ проявляться талантам, пропавшим бы в более стесненных условиях. Но и недостатки такой доступности налицо: такого невероятного количества художественного шлака, откровенной безвкусицы и непробиваемой бездарности, вырвавшейся на свободу, еще не знала история. И опять ранимым талантам трудно: пробиваться наверх, к людям, из этих эверестов навоза немыслимо трудно. И потерять себя на этом пути ничего не стоит.

Думается, в такой ситуации самое время напомнить юношам бледным со взором горящим, что есть и альтернативные, но не менее интересные художественные методы, чем сращивать кларнет с грибами, то бишь синтезировать. Методов этих много, но сейчас остановимся на одном – противоположном. Для контраста. А противоположность синтезу есть анализ.

Вот, например, обычный стакан с чаем. Художественная задача: воплотить таинство заваривания аналитическим методом. Художник, зацикленный на синтезе, непременно взрастил бы из примуса конечность с чайничком в руке, завернул бы ложечку узлом, а к ломтику лимона приделал бы ножки. Но не таков художник-аналитик! Он вот, напротив, разложил стакан с чаем на компоненты, тщательно распределил их по полотну, продуманно отнесся к источнику света и тем добился движения, изящества и вкуса.

Как приготовить чай

Как приготовить чай

Как приготовить чай

Поверить алгебру гармонией не чая,
Мы просто наливаем чай в стекло,
Чью форму чай послушно принимая,
На волю вырваться отчаянно мечтает,
Осознавая, как ему не повезло.

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: Igor Dvoretskiy
Название изображения: «Как приготовить чай»
Источник изображения

Благодаря методу анализа художник смог заставить зрителя приблизиться к осмыслению природы вещей на качественно ином уровне. Именно так мы учимся замечать детали и осознавать значение предметов, явлений и событий, прежде сокрытое от нас наслоениями рутинного опыта. И чем чаще мы будем так прочищать свое сознание, тем ароматнее будет для нас чай этой жизни. С лимоном.

Рубрики: +Информация |


В избранное