Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поговорим сегодня об иллюзиях. Это не совсем то, о чем Вы могли подумать.


Здравствуйте друзья! Я Алексей Будников, и я снова с Вами.

Поговорим сегодня об иллюзиях. Это не совсем то, о чем Вы могли подумать. В фотографии это не философский вопрос, а чисто технический.

Знаете, в чем основная, принципиальная разница между восприятием своего окружения человеком и любым техническим устройством, например фотоаппаратом? Конечно! Это полное отсутствие у фотоаппарата такого чисто человеческого чувства – воображения!

Современные производители фотокамер пытаются как-то компенсировать отсутствие воображения у своих аппаратов установкой разных интеллектуальных штучек, типа распознавания лица и т.п. Иногда это бывает полезно. Но это, мягко говоря,  немного не то, о чём мы сейчас будем говорить.

Оглянитесь вокруг, и посмотрите, что Вы видите? Опишите это, (можно устно). Теперь посмотрите вокруг ещё раз, и снова опишите. Даже если прошло немного времени, всё равно Ваше описание своего окружения будет каждый раз немного разным, хотя ничего почти не поменялось! Это даже можно назвать небольшим упражнением.

А если Вы попросите какого-нибудь своего товарища сделать в этом же месте такое же описание, то удивитесь, что у него отсутствуют многие замеченные Вами объекты окружения, зато появились новые, на которые Вы не обратили особого внимания.

Кстати, это полезное для фотографа упражнение. Но и это ещё не всё. Ваш товарищ может по-другому описать даже увиденные Вами предметы. Например, стоящий автомобиль он может назвать «небольшим», а Вы будете настаивать, что это здоровый «Джип». Ну и так далее.

Но вы оба можете даже не упомянуть, что на улице уже темно. И дело вовсе не в том, что ВСЁ описать просто невозможно. Дело в том, что Вы выбираете именно то, что является важным именно для Вас, а остальное будет второстепенным, и «недостойным внимания». Здесь вмешивается наше воображение или что-то ещё, свойственное человеку. Это можно назвать и по-другому, но суть не меняется. Человек, в большинстве случаев, додумывает видимое. И его виденье часто не соответствует действительности.

Фотоаппарат так не умеет. Он просто фиксирует свет, проходящий через объектив. А на готовом снимке додумывать уже не из чего.  И по этому, чтобы получать более приятные снимки, надо хоть немного «встать на сторону фотоаппарата», влезть в его шкуру, так сказать. Не буквально, конечно! J

Во-первых, фотокамера по сравнению с глазом имеет гораздо меньший угол обзора, даже с широкоугольным объективом. Если Вы руками прикроете с боков свои глаза, уменьшив свой угол обзора, то Вы увидите гораздо больше! В том смысле, что Вы заметите больше деталей и мелких объектов, особенности фона, освещение, все то, что видит фотокамера. Вас не будут отвлекать второстепенные вещи в окружении.

Некоторые фотографы без фотоаппарата, ходят на месте съёмки и руками «кадрируют» будущее изображение. Возможно, Вы и наблюдали такую картину. В этом есть некоторый смысл, т.к. дисплей фотокамеры слишком маленький, и на нём многого не видно. Существуют даже определённые приёмы -  точное положение кистей рук (сложенных как рамка), каждое из которых примерно соответствует фокусному расстоянию разных объективов.

Этот прием поможет Вам уменьшить процент последующего кадрирования фотографий на компьютере, и соответственно увеличить качество снимков. Но есть ещё несколько особенностей восприятия.

У человека два глаза. А у Вашей камеры всего один (зато какой большой! J). Другими словами, Вы видите объёмное (стерео) изображение. Вы, конечно, бывали на прогулке в летнем лесу, и наверняка фотографировали понравившиеся виды. А потом, на компьютере (или фотографии), Вы обнаруживали не живописный лес, а сплошное переплетение веток, в которых понять что-либо трудно. Зато, если долго смотреть на экран, то от этой ряби начинают болеть глаза.

Здесь, в первую очередь такой эффект даёт именно отсутствие объемного зрения фотокамеры. В какой-то степени, можно побороть эту неприятность, сильно уменьшив глубину резкости (ГРИП), чтобы разделить основной и задний планы. Но у наших «мыльниц», особенно в яркий день, ГРИП очень большой (все веточки резкими получаются). Старайтесь в летнем пёстром лесу (и в подобных ситуациях) уменьшать ГРИП, фокусируя камеру на близкие объекты, и с применением ZOOM.

Ещё фотокамере не хватает воображения, когда стоят некоторые особенные задачи. Вы наблюдали, например, звёздное небо? Особенно в августе, млечный путь, да ещё вдали от города – красота! Но это видите Вы. А если сфотографировать обычным способом такое небо простой фотокамерой – Вас ждёт разочарование. Фотоаппарат увидит просто много белых точек на чёрном фоне.

Поэтому, такие снимки делают хорошей камерой (матрица – объектив), и в обязательном порядке обрабатывают в Фотошопе. Там добавляются такие эффекты, которые привыкли видеть Вы, и которых не видит фотоаппарат. Практически, «рисуют» небо заново таким, каким мы ожидаем его увидеть. Ну а простой «мыльницей» можно попробовать фотографировать небо на фоне земных объектов (вернее небо - как фон), но тоже с последующей обработкой в редакторах.

Также наше воображение вмешивается при съёмке в тумане, без резких, контрастных объектов, пустынного моря и тому подобного. В большинстве случаев Вас ждет разочарование, а в лучшем случае серьёзная доработка изображения в Фотошопе. Практически, в Фотошопе Вы просто искусственно добавляете или изменяете то, что «додумывали» при съёмке, и чего сейчас не хватает на изображении. Ведь тогда это казалось таким красивым!

И есть особенность восприятия цветов. Но это отдельная тема для разговора. Самым трудно воспроизводимым цветом можно назвать красный. Обычно он получается пересвеченным и слишком ярким, хотя в природе этого особенно незаметно. А вот желтые листья осени на фотографиях часто получаются какими-то серыми. Это потому, что так оно и есть на самом деле. Просто мы хотим в жизни их видеть ярко желтыми, золотыми – вот и воплощаем это в своём взоре! Но с этим легко можно справиться в фото-редакторе.

На зеркальных фотоаппаратах во многом помогают разные светофильтры, ну а нам остаются только фоторедакторы, и практический опыт подобных съёмок.

Вот она, иллюзия красоты! J А никто и не говорил, что фотография должна отображать всю действительность, какая она есть на самом деле! Это не значит, что фотки врут. Это значит только то, что фотография – это изобразительное искусство. И возможность не только увидеть самому, но и показать это другим.

Всё это просто надо учитывать при съёмке, и дорабатывать в редакторах. Покажите другим то, что Вы видите сами! J

Вот такая статья получилась, немного с философским уклоном. Но это практическая статья, пользуйтесь этими данными. И, конечно, добро пожаловать на мой блог, с фото-примерами!  http://budnikov.com/2009/10/chto-vidit-fotoapparat/

До скорой встречи! С уважением, Алексей.


Кто ещё не успел приобрести книгу «Народный фото-класс», то спешите – 3 ноября акция заканчивается, и цена будет увеличена!

http://budnikovsar.budnikov.e-autopay.com/

 Там же можно вступить и в мою партнёрскую программу.

А для тех, кто хочет обрабатывать свои фотографии в «Фотошопе» и расширить свои знания на более высоком уровне, рекомендую отличные курсы профессионального фотографа Вячеслава Слободчука:

"Основы фотокомпозиции"  http://www.fotoscope.ru/composition_aff2.html
"Такой простой фотошоп"    http://www.fotoscope.ru/photoshop_aff2.html
"Точный курс обработки фото" 
http://www.fotoscope.ru/exact_aff2.html


Вы всегда можете посмотреть архив рассылки, и написать мне письмо!

Книга по фотоделу  "Народный фото-класс!": http://budnikovsar.budnikov.e-autopay.com/

E-mail:   fotokazdomu@budnikov.com

Блог:     http://budnikov.com

Skype:  aleksey-sar

 


В избранное