Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поговорим о жанре и композиции.


Здравствуйте друзья! Я Алексей Будников в очередном выпуске рассылки.

Во первых строках письма, хочу сообщить Вам, что у меня сегодня праздник - день рождения!  Да, да, 43 года назад я появился на свет! Если честно, то этот выпуск я специально отложил до 23 часов 59 мин, чтобы было чем похвастаться. J

А ещё я сделал нам общий подарок. К своему дню рождения я «выпустил в интернет» свою книгу для начинающих фотолюбителей! Подробности здесь, заходите!

http://budnikov.com/book/

Ну а сейчас немного о теме этой рассылки, которую я «накопал» в ваших письмах.

Итак, поговорим о жанре и композиции. Взяв в руки фотоаппарат, любой человек, хотя бы в первую секунду задумается: что же сфотографировать? Наверное, есть смысл определиться немного заранее. У начинающих фотолюбителей этот, часто подсознательный, вопрос решается благодаря внешним обстоятельствам.  Т.е. если я нахожусь в квартире, то её и снимаю. Чтож, так оно и есть. Давайте назовём это документально-бытовым жанром – самым распространённым среди начинающих.

Это очень обширный жанр – здесь можно объединить и квартиру, и улицу, и пикник на природе, всё, чем живёт человек. Общим знаменателем здесь будет отсутствие (в большинстве случаев) подготовки к съёмке, неповторяемость  сюжета, малое время на раздумье, и невысокие требования к художественности снимка (хотя надо стараться!).

Только не думайте, что в этом жанре ничего не надо делать, кроме как нажимать кнопку «пуск». Документальная съёмка тоже требует навыков. В первую очередь (то, что наиболее бросается в глаза на готовом снимке) надо выбрать план и ракурс (точка съёмки относительно объекта). На самом деле есть достаточно точные определения размеров плана, и промежуточные решения не всегда смотрятся хорошо. И сегодня мы их рассмотрим это поподробнее.

Общий план.

 Обычно снимается широкоугольным или стандартным  объективом без увеличения (приближения
Zoom). Общий план охватывает большое пространство. Человек в нём не является главным объектом, часто он просто заканчивает сюжетную линию фотографии, подчёркивая присутствие цивилизации J. Шучу. Но даже если разобрать лицо человека на общем виде и можно, то никто из зрителей обычно этого не делает.

Сюда могут войти пейзажи, городские улицы и парки с бабушками на скамеечках, и другие просторы и обширные виды. Не старайтесь поместить в такой снимок много людей (если только это не предусмотрено сюжетом – городская улица, площадь и т.д.). Один-два человека могут улучшить вид общего плана, тогда как «группа туристов» вызовет  только раздражение.

Если Вы снимаете большую группу людей (это тоже общий план), которые должны быть узнаваемы, постарайтесь сгруппировать их как можно теснее друг к другу, и не пытайтесь сфотографировать их на фоне большого пространства. Такую группу можно рассматривать, как один объект крупного плана. Учтите, что на небольшом формате бумажной фотографии, и даже на компьютере, каждый человек будет относительно маленького размера. И даже если у Вас камера огромного разрешения, всё равно лиц тут можно и не разглядеть, если такая группа сфотографирована на фоне всей Красной Площади. Такая ошибка чаще всего бывает у новичков – очень маленькие люди (которых задумано узнавать) на общих планах готового снимка.

 Если на общем плане у Вас появляется довольно крупный объект, например здание, то этот объект становится главным, и его уже надо располагать в кадре в соответствии с законами композиции. Он должен быть либо по центру, либо в «золотых третях», либо уравновешен другими объектами снимка.

И ещё совет: если у вас недорогая камера с низким разрешением, или слабенький мобильник, то не увлекайтесь общими видами. Ничего хорошего не получится. Не расстраивайтесь, а переходите к среднему плану!

Средний план.

Условно можно обозначить так: один-три человека в полный рост. Или здание, целиком поместившееся в кадр. Можно использовать Zoom, или подойти поближе (это не одно и то же!). Тут дам такую рекомендацию. Нельзя немного обрезать главные объекты фотографии. Если Вы снимаете человека, то он должен весь войти в кадр, вместе с башмаками и шляпой. Да ещё должно остаться немного пространства по периметру снимка.

Одним из исключений будет съёмка архитектуры. Тут можно строить кадр, исходя из конкретного размера здания (или монумента), в соответствии с Вашим виденьем сюжета. А большинство других объектов лучше не обрезать. Часто, особенно в условиях города, фотографу не хватает расстояния для того чтобы выполнить эту рекомендацию. Тогда выход один – обрезайте больше (на месте, или хотя бы потом на компьютере). Снимайте крупным планом.

Крупный план.

Это один-три человека, сфотографированные примерно по пояс или один-два человека снятые по плечи. Это конечно условно. В архитектуре это может быть фрагмент здания. Учтите, что я говорю не о расстоянии до объекта, а об относительных размерах!  У кузнечика крупный план - это тоже будет снимок «по пояс», хотя это уже относится к «макро». А общим планом тут можно считать фотографию кузнечика на здоровом цветке, что тоже одновременно причислится, скорее всего, к макро снимкам.

И уж раз мы заговорили о «Макро», то это просто фотография различимых глазом предметов с увеличением. Ну и при макросъёмке можно увидеть эти три варианта планов. Например, кузнечик на цветке; кузнечик «в полный рост»; голова кузнечика с усами.

Старайтесь придерживаться этих правил (или рекомендаций), и Вы улучшите свои снимки!

Ещё один момент. Как строить кадр? Горизонтально или вертикально? Однозначно ответить на этот вопрос не смогу. Всё будет зависеть от условий съёмки и Вашей задумки. Но одно могу сказать сразу. Снимайте сразу так, как потом будет ориентирован готовый снимок. Учитывайте это уже во время съёмки. Некоторые профессиональные фотографы при съёмке в городе делают квадратный формат снимка. Часто это хорошо выглядит. Попробуйте. Но всё равно, это надо учитывать при съёмке.

Если Вас заинтересовала эта тема, или появились вопросы, то пишите мне. Ведь я беру интересующую Вас тематику из Ваших же писем!

Ну и добро пожаловать на мой блог, где Вас ждут иллюстрации с описанием и другие новости!

До встречи! С уважением, Алексей.


Вы всегда можете посмотреть архив рассылки, и написать мне письмо!

Мой проект "Народный фото-класс!"  http://budnikov.com/book/

 

E-mail:   fotokazdomu@budnikov.com

Блог:     http://budnikov.com

Skype:  aleksey-sar


В избранное