Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вести родовых поместий

  Все выпуски  

По-моему, гениальная статья Льва Толстого. Так очевидно выразить очевидное, что оно станет ещё очевиднее... Лев Николаевич снова удивил.


     
 
родовые      поселения
 
 
На пути к Родовому Поместью

Деревенские праздники

Лев Толстой

Сначала немного о себе.

Помните у Анастасии совет о сне под своей звездой? Мол, пробуждаются спящие клеточки мозга.

В этом году мне снова удалось не упустить такую уникальную возможность. Любимая уехала учиться к Зеппу Хольцеру в Австрию, экскаватор уехал до следующего года, небо прояснилось...

Вынес мобибный полок к кустам малины и смородины, положил пару матрасов, оделся потеплее и накрылся двумя пуховыми одеялами. Ночью было минус три, но мне было очень тепло. Небо звёздное-звёздное...

В прошлые годы часам к четырём утра замерзал, уставал и уходил досыпать в дом. А в этот раз выспался, рассвело, туман. Думаю: уже скоро 8 наверное – пора ехать (в город с соседом). И потому пошёл в дом. А там только 6 утра.

Пью чай, дописываю этот абзац и пойду в лес чернику с брусникой есть. За окном такое туманище – аж интересно, как это в лесу выглядит.

Кстати, я удвоил полезность ягод! Можно не просто наклоняться, чтобы есть ягоду, а растягиваться. Правда, со стороны выглядит странно: парень чуть ли не в шпагате тянется к самой дальней ягоде :)

Кому интересно, что за «сон под своей звездой» >>

Проснулись у меня клеточки мозга или не проснулись? Я хотел бы, чтобы каждое утро было с такими ощущениями, как сегодняшнее!

***

Далее по теме.

Что может быть ужаснее деревенских праздников?

По-моему, гениальная статья Льва Толстого. Так очевидно выразить очевидное, что оно станет ещё очевиднее... Лев Николаевич снова удивил.

Л.Н. Толстой «Праздник просвещения 12 января»

Что может быть ужаснее деревенских праздников!

Ни в чём с такою очевидностью не выражаются вся дикость и безобразие народной жизни, как на деревенских праздниках.

Живут люди буднями, умеренно питаются здоровою пищей, усердно работают, дружелюбно общаются. Так продолжается недели, иногда месяцы, и вдруг добрая жизнь эта нарушается без всякой видимой причины.

В один определённый день все одновременно перестают работать и с середины дня начинают есть необычные вкусные кушанья, начинают пить заготовленные пиво и водку. Все пьют; старые заставляют пить молодых и даже детей.

Все поздравляют друг друга, целуются, обнимаются, кричат, поют песни, то умиляются, то храбрятся, то обижаются; все говорят, никто не слушает; начинаются крики, ссоры, иногда драки.

К вечеру одни спотыкаются, падают и засыпают, где попало, других уводят те, которые ещё в силах, а третьи валяются и корчатся, наполняя воздух алкогольным зловонием.

На другой день все эти люди просыпаются больными и, понемногу оправившись, опять до следующего такого дня принимаются за работу.

Что это такое? Отчего это? А это — праздник. Храмовой праздник. В одном месте — знамение, в другом — введение, в третьем — казанская. Что значит знамение и казанская, — никто не знает. Знают одно, что престол и надо гулять. И ждут этого гулянья, и после тяжёлой трудовой жизни рады дорваться до него.

Да, это одно из самых резких выражений дикости рабочего народа. Вино и гулянье составляют для него такой соблазн, пред которым он не может устоять. Приходит праздник, и почти каждый из них готов одурманивать себя до потери образа человеческого.

Да, дикий народ. Но вот приходит 12 января, и в газетах печатается следующее объявление: "Товарищеский обед бывших воспитанников императорского Московского университета в день его основания, 12 января, имеет быть в 5 час. дня в ресторане Большой московской гостиницы, с главного подъезда. Билеты на обед по 6 руб. можно получать (следует перечисление мест, где можно получать билеты)".

Но этот обед не один, таких обедов будет ещё десятки и в Москве, и в Петербурге, и в провинции. 12 января есть праздник старейшего русского университета, праздник русского просвещения. Цвет просвещения празднует свой праздник.

Казалось бы, что люди, стоящие на двух крайних пределах просвещения, - дикие мужики и образованнейшие люди России, мужики, празднующие введение или казанскую, и образованные люди, празднующие праздник именно просвещения, - должны бы праздновать свои праздники совершенно различно.

А между тем оказывается, что праздник самых просвещённых людей не отличается ничем, кроме внешней формы, от праздника самых диких людей.

Мужики придираются к знамению или казанской без всякого отношения к значению праздника, чтобы есть и пить; просвещённые придираются ко дню св. Татьяны, чтобы наесться, напиться без всякого отношения к св. Татьяне.

Мужики едят студень и лапшу, просвещённые — омары, сыры, потажи, филеи и т. п.; мужики пьют водку и пиво, просвещённые — напитки разных сортов: и вина, и водки, ликёры, сухие, и крепкие, и слабые, и горькие и сладкие, и белые и красные, и шампанские.

Угощение мужиков обходится от 20 коп. до 1 руб.; угощение просвещённых обходится от 6 до 20 руб. с человека. Мужики говорят о своей любви к кумовьям и поют русские песни; просвещённые говорят о том, что они любят "alma mater" и заплетающимися языками поют бессмысленные латинские песни.

Мужики падают в грязь, а просвещённые — на бархатные диваны. Мужиков разносят и растаскивают по местам жёны и сыновья, а просвещённых — посмеивающиеся трезвые лакеи.

Нет, в самом деле — это ужасно!

Ужасно то, что люди, стоящие по своему мнению на высшей ступени человеческого образования, не умеют ничем иным ознаменовать праздник просвещения, как только тем, чтобы в продолжение нескольких часов сряду есть, пить, курить и кричать всякую бессмыслицу.

Ужасно то, что старые люди, руководители молодых людей, содействуют отравлению их алкоголем, - такому отравлению, которое, подобно отравлению ртутью, никогда не проходит совершенно и оставляет следы на всю жизнь (сотни и сотни молодых людей в первый раз мертвецки напивались и навеки испортились и развратились на этом празднике просвещения, поощряемые своими учителями).

Но ужаснее всего то, что люди, делающие всё это, до такой степени затуманили себя самомнением, что уже не могут различать хорошее от дурного, нравственное от безнравственного. Эти люди так уверили себя в том, что то состояние, в котором они находятся, есть состояние просвещения и образования и что просвещение и образование дают право на потворство всем своим слабостям, — так уверили себя в этом, что не могут уже видеть бревна в своём глазу.

Люди эти, предаваясь тому, что нельзя иначе назвать, как безобразное пьянство, среди этого безобразия радуются на самих себя и соболезнуют о непросвещённом народе.

Всякая мать страдает, не говорю уже при виде пьяного сына, но при одной мысли о такой возможности; всякий хозяин обегает пьяного работника; всякому неиспорченному человеку стыдно за себя, что он был пьян.

Все знают, что пьянство дурно. Но вот пьянствуют образованные, просвещённые люди, и они вполне уверены, что тут не только нет ничего стыдного и дурного, но что это очень мило, и с удовольствием и смехом пересказывают забавные эпизоды своего прошедшего пьянства.

Дошло дело до того, что безобразнейшая оргия, в которой спаиваются юноши стариками, оргия, ежегодно повторяющаяся во имя образования и просвещения, никого не оскорбляет и никому не мешает и во время пьянства, и после пьянства радоваться на свои возвышенные чувства и мысли, смело судить и ценить нравственность других людей и в особенности грубого и невежественного народа.

Мужик всякий считает себя виноватым, если он пьян, и просит у всех прощения за своё пьянство. Несмотря на временное падение, в нём живо сознание хорошего и дурного. В нашем обществе оно начинает утрачиваться.

Ну, хорошо, вы привыкли это делать и не можете отстать; ну, что же, продолжайте, если уж никак не можете удержаться; но знайте только, что и 12, и 15 и 17 января и февраля и всех месяцев это стыдно и гадко, и, зная это, предавайтесь своим порочным наклонностям потихоньку, а не так, как вы теперь делаете, — торжественно, путая и развращая молодёжь и так называемую вами же вашу младшую братию.

...Что сильнее: то ли просвещение, которое распространяется в народе чтением публичных лекций и музеями, или та дикость, которая поддерживается и распространяется в народе зрелищами таких празднеств, как празднество 12 января, празднуемое самыми просвещёнными людьми России?

Я думаю, что если бы прекратились все лекции и музеи и вместе с тем прекратились бы такие празднества и обеды, а кухарки, горничные, извозчики и дворники передавали бы в разговорах друг другу, что все просвещённые люди, которым они служат, никогда не празднуют праздников объедением и пьянством, а умеют веселиться и беседовать без вина, то просвещение ничего не потеряло бы.

Пора понять, что просвещение распространяется не одними туманными и другими картинами, не одним устным и печатным словами, но заразительным пpимером всей жизни людей.

***

Материал прислан газетой «Быть добру», http://gazeta.bytdobru.info

Подписной индекс газеты «Быть добру»: в «Каталоге изданий Украины» – 96421; в каталоге России «Газеты. Журналы» - 21523; в Белорусском каталоге «Издания Российской Федерации, Издания Украины» - 96421.

На случай, если захотите высказать мнение, выложил статью в дневник >>

***

Вадим Карабинский

09.сентября.2011

Архив всех выпусков

***

P.S. Фото-отчёт с Онеги

Мы недавно с друзьями ездили на берег Онежского озера, чтобы видео-ролик о мобильных банях снять. А для этого возили мою Мобибу. Это был её первый выезд – до этого использовал только в поместье на стационаре.

Мы долго собирались по неопытности, но зато ничего не забыли: и веники, и тазики, и топор, и самовар...

Всё прошло «на ура» - мобибность на высоте. Особенно, как я уже говорил, порадовал полок.

Ждите новый видео-ролик, а сейчас Андрей Волковский выложил в свой дневник фото-отчёт >>




 
 
Разместите, пожалуйста, на своём сайте форму подписки на рассылку "На пути к Родовому Поместью"
А в рассылке укажите ссылку на сайт www.rodoposelenia.ru
Спасибо за доверие


Maillist.ru: На пути к Родовому Поместью Рассылка 'На пути к Родовому Поместью' Mail.Ru Родовые поместья, родовые поселения. Статистика'

АРХИВ РАССЫЛКИ
 

В избранное