Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сибирска Вольгота

  Все выпуски  

Сибирска Вольгота. Выпуск первый


СИБИРСКА ВОЛЬГОТА

выпуск первый

Доброго времени суток! Перед вами первый выпуск рассылки "Сибирска Вольгота", в которой будут собираться материалы, имеющие отношение к становлению самостоятельной современной сибирской культуры. Стоит отметить, что в настоящее время еще не совсем понятно, что же такое "сибирская культура" и чем она отличается от русской культуры и прочих ;) Но, надеюсь, в результате выхода рассылки и возможных дискуссий на заявленные здесь темы этот вопрос постепенно начнет проясняться. И все, кто чувствует себя встроенным в сибирский культурный процесс, будут действовать более осознанно.

В рассылке, как и было обещано, станут публиковаться материалы движения "Сибирска Вольгота" и соответствующих дискуссий в Живом Журнале, тексты на сибирском языке; художественные и публицистические произведения, посвященные Сибири; тезисы научных работ по сибирскому краеведению, литературоведению, истории, психологии, социологии и т.д., а также новости сибирских проектов. Участвовать в формировании выпусков рассылки могут все. А именно: если кто-то из вас, читателей, найдет (или сам напишет) интересный и подходящий материал, то он может прислать ссылку на него или сам текст на мой адрес: germes_t@mail.ru. Публикация не замедлит себя ждать :) Разумеется, присланные вами произведения должны быть, в зависимости от жанра, литературно, научно или публицистически грамотными. Можно также присылать ссылки на музыкальные и графические файлы, если они имеют отношение к теме рассылки.

В этом - первом - выпуске представлена часть материалов, которые дают представление о движении "Сибирска Вольгота", его проектах и, так сказать, теоретической базе.

----------

Манифест движения "Сибирска Вольгота"

Исходя из того, что

1. Сибирь является единым североазиатским культурно-экономическим комплексом, формировавшимся на протяжении тысячелетий.

2. В этот комплекс издревле входили народы разных языков и культур, однако всегда имелись общесибирские культурные компоненты.

3. Сибирский регион нуждается в реинтеграции и преодолении колониальной экономической зависимости от других стран.

4. Сибирский регион нуждается в политическом единстве и общесибирских органах власти.

5. Сибирский регион нуждается в создании современной независимой национальной культуры, основанной на культурных и языковых традициях старожильческих народов Сибири, в том числе и старожильческих славянских народов.

6. Любой старожильческий народ Сибири имеет право на самостоятельное этническое развитие в рамках единой Сибирской Нации.

- движение Сибирской Вольготы ставит следующие цели:

1. Формирование сибирской нации как института гражданского общества в Сибири.

2. Развитие самосознания сибирского славянского этноса.

Для достижения данных целей предлагается следующая программа-минимум:

1. Просветительская деятельность по сбору и распространению правдивой информации о Сибири и сибирских народах.

2. Проведение общественных дискуссий о проблемах формирования сибирского регионального сознания и политического единства.

3. Разработка литературного языка на базе восточнославянских диалектов Сибири.

4. Поддержка сибиряков всех старожильческих народов региона во всех их благих начинаниях, направленных на возрождение Сибирской Родины.

(оригинал документа находится здесь: http://volgota.com/lib/manifest1.html )

----------

Михаил Кулехов. Манифест Областничества

Областничество как течение политической мысли сложилось в последней четверти XIX века. У истоков его стояли Николай Ядринцев, Афанасий Щапов, Григорий Потанин. Вкратце смысл Областничества можно свести к нескольким положениям, которые мы попытаемся сейчас здесь изложить. Сибирь не просто набор «регионов», как, к примеру, области Калужская и Рязанская, Смоленская и Тверская. Сибирь – это отдельная страна, отдельная, особая ото всех иных стран и регионов история и культура. Это распространяется не только на «коренных» обитателей страны – столь же справедливо это утверждение и для «русскоязычных» сибиряков. Можно утверждать, что в Сибири сложилась или складывается особая сибирская нация, со своей культурой, родственной, конечно, культуре русской, но и несущей в себе существенные отличия от культуры, скажем, московитов или смолян. Это уже само по себе может быть основанием для рассмотрения вопроса об автономии Сибири в целом или взятой по крупным регионам (Западная – Восточная – Дальний Восток). Сибирь – страна экономически самодостаточная, в отличие, скажем, от Кавказа. На протяжении всего времени нахождения Сибири в составе Российской Империи, Советского Союза, Российской Федерации Сибирь была не просто «одним из..», но основным источником валютных поступлений для Империи (экономика которой всегда существовала за счет экспортных поступлений). Однако всегда складывалось так, что Сибирь была как бы резервуаром, из которого столичные структуры черпали ресурсы, не особо задумываясь о стране и людях, эти ресурсы им дающих. Такое, чисто колониальное отношение на сегодняшний день является категорически устаревшим, нигде более в мире не сохранившимся и совершенно нетерпимым для сибиряков.

Из вышесказанного, в частности, следует со всей очевидностью, что, получая ресурсную подпитку из Сибири, политики и бизнес столицы не в состоянии не только решать, но даже и понять проблемы, стоящие перед сибиряками. Наши национальные интересы вовсе не всегда совпадают с таковыми же для Москвы: сказывается и огромная удаленность (большая, чем, к примеру, удаленность Северной Америки от ее бывшей метрополии Британии – при гораздо более тяжелых, даже и сейчас, путях сообщения), и особые, категорически непонятные для московита условия жизни в нашей стране. Не то что решить, но даже и осознать эти интересы в «центре» никто не способен – хотя бы даже президентом избрали сибиряка: «короля играет свита», и президент никогда не определяет политику единолично, но всегда вынужден проводить политику своего окружения.

Следствием всего вышеперечисленного является только одно: широкая автономия Сибири. Это не означает требования непременной независимости. Сибирь может входить в состав Российской Федерации, но именно «входить в состав» как автономная структура, связанная общей обороной, общими финансами, общими правовыми принципами – и с правом и реальными возможностями решать свои повседневные вопросы самостоятельно.

Наконец, имеется чисто юридическое обоснование автономии Сибири. Дело в том, что все составляющие Российскую Империю страны получили в последующем тот или иной статус: Царство Польское стало Польской Республикой, Финляндской Республикой стало Великое княжество Финляндское, Казанское Царство – это ныне Татарстан, а Бухарский эмират вместе с Хивинским ханством составили Узбекистан. Только Сибирское Царство так и не было переоформлено после взятия власти большевиками: вероятно, они понимали особую опасность именно сибирской автономии для тоталитарного режима.

Именно это составляет смысл позиции Сибирского Областничества.

...

Политик, заинтересованный не в получении комфортабельного жилья в пределах Садового Кольца и московской прописки, но в развитии и процветании своего Отечества – Сибири, не может не оценить, что Сибирское Областничество – естественно, с поправками на «сегодня» - вполне может стать идеологией, пригодной для применения на самом высоком уровне. Схематично позиции современного областника можно сформулировать следующим образом:

* пересмотреть долю финансовых ресурсов, поступающих в виде налогов и иных фискальных сборов, в пользу регионов, с определением ответственности: «центра» - за внешнюю оборону и основы внешней политики, региона – за все вопросы, касающиеся внутренних дел (образование, здравоохранение, правовые вопросы). Непременным условием должно быть положено, что все без исключения коммерческие структуры, действующие на территории региона, платят налоги и сборы только на территории этого региона. Это предусматривает также запрет на деятельность «отделений банков». * провести переговоры и консультации всех Сибирских регионов с целью укрупнения существующих в настоящее время территориальных структур. Необходимо выйти на определенный уровень объединения (в идеале – всей Сибири, но поначалу хотя бы основных частей ее: Сибирь Восточная, Западная, Дальний Восток), с тем, чтобы вновь созданные структуры были достаточно сильны экономически и политически, чтобы успешно противостоять экспансии «центра» и соседей Дальнего Зарубежья. * признать за Сибирскими Областями приоритет в определении их отношений с ближайшими зарубежными соседями. Это не касается основных принципов внешней политики, но экономические и консульские контакты Сибирские Области должны налаживать без оглядки на Москву.

Другого выхода нет. Перед Сибирью стоит небогатый выбор: или окончательно деградировать морально и материально, оставаясь «закромами» для бывших партбоссов, нынешних олигархов – либо добиться права и ответственности решать свои дела самостоятельно.

(прочитать материал целиком можно здесь: http://volgota.com/lib/corsarman.html )

----------

Сибирский язык

Сибирский язык – это проект литературного восточнославянского языка, на базе сибирского старожильческого говора 18-19 вв.

Восточнославянские диалекты на север от Киева и восток от Полоцка были разнообразны издревле. В отношении новгородского диалекта различия зафиксированы уже в 11-12 веках. Формирование литературных языков на их основе во многом зависело от политической конъюнктуры, в случае сохранения независимости Новгорода, например, новгородский язык определенно был бы отличен от московского.

Имеющаяся «ломоносовская» версия русского литературного языка весьма в малой степени учитывает народные диалекты славянского Севера, переполнена старославянскими и западными заимствованиями, впитала дворянско-имперский менталитет Российской империи и советскую ментальность. Все это делает возможным и желательным создание независимых литературных языков на базе реальных народных диалектов. Подобные попытки уже предпринимались в отношении поморского говора, такой же попыткой является и представленный на сайте сибирский литературный язык.

Сибирский старожильческий говор сформировался к концу 17 века на территории Сибири в основном на базе севернорусских и казацких диалектов, и таким образом он не только не связан с ломоносовским вариантом «русского» языка, но гораздо древнее «литературного русского». В Сибири северные говоры впитали лексику сибирских народов, главным образом тюрков и монгол, однако влияние местных языков лишь обогащало диалект, не меняя его древней восточнославянской природы.

В отличие от украинского и белорусского языков в 19 веке не происходит формирования литературного языка Сибири, в связи с культурной неразвитостью края, отсутствием предшествующей средневековой традиции, слабостью областнических национально-сибирских движений.

На протяжении 20 века сибирские диалекты вымирают под давлением официального русского, и в связи с уничтожением крестьянства как основного носителя диалекта. В то же время с середины 20 века начинается их научное изучение, а современные возможности Интернет делают создание и развитие местного литературного языка технически несложным делом.

(оригинал документа находится здесь: http://volgota.com/govor/)

----------

Снеговуха (сказка на сибирском языке)

Были-те дедунько и бабонька безсарынны. Вот прийдала зима. Чужа сарынь бабу из снегу катат. Дедунько лекочет бабоньке-той: Пайдам-ка, скатам себе тожа тосьову бабу. А баба и лекочет: Ну пайдам. Ли бабу-ту ли сарыньку скатам. Пайдали и давай сарыньку катать. Скатали и сробили сарыньке-той вилки и ручки, башку, вухи, рот - всьо чо нать сробили. И как слепили всю сарынь-ту, шкура сарыньки стала поволакиватьса, стала вона башконькой кручеть. Дедунько и бабонька-те умиляютса: Евона бут у нас сарынька, ужо ить шевелитса. Через некоторо времьо стала сарынька-та девкой. Уже хаживала вона и баивала, и дал ей дедунько-от звання: Снеговуха. Жывьот она, вымахиват не по часам, а по духовинам. За петнацать денев ставшы полдевки. И ворова така. Кличет дедуньку дедунькой, а бабоньку бабонькой. Вона им глянетса. И бела вона, как тось. И волосы, и личнось белы, как пар. Суседни девки со Снеговухой позналися, и бегают с ней гулевать, и вона с ними бегат. Вопосля Пасхи, как сонечко высочее был пайдал, тепло изделалося, и Снеговуха-та на сонечке стала подтаевать, стала в студьонки потаиватьса. Дожыла вона до Ивана Купалы. Наплели девки-те венки, наклали вогнишше у берьозы, и докучат Снеговуху у дедуньки и бабоньки кабы жахать через ут. Те йо пушшали. Девоньки-те оболокли йо в венок-то и поташшыли. Зачали изли берьозы-той жахать через ут и певать. - Ну, Снеговуха, жахай-от за нами! Была розшуровалася Снеговуха-та за ними, однако как забежала на вут - токо йо и зырили! Там-от вона и розтопившысь. Прийдали девки-те к дедуньке и бабоньке и лекочут, чо Бог во знат, докудова делася Снеговуха-та. Дедунько и бабонька лекочут: Вона жа из тосю вымахала, так как на вогонь заскочила, так и розтопилася. Еси бы вы, девки-те, не докучали йо у нас, то пожывьот бы, а через вас вона розтопилася. Мы бы умилимса, а таперича через вас йо нету. Так-от дедунько и бабонька-те, как были гольны, так и куличнулися

(другие тексты на сибирском литературном языке находятся здесь. А воспользоваться русско-сибирским онлайн-словарем можно тут: http://kievtattoo.com/sib/dict.php)

---------

О перспективах сибирской самостоятельности

1. Культурная самостоятельность Сибири достигается путем перехода сибирской культурной общественности в своей деятельности от подражания московским и западным образцам (и попыток встроиться таким образом в московскую или западную культурные системы) к личным и групповым проектам, вытекающим непосредственно из местного, сибирского опыта. Внесибирский культурный опыт может осваиваться ради обучения технике и для общего образования, однако, надо понимать, что, опять же, на индивидуальном и групповом уровне вполне возможна выработка самостоятельных техник - во-первых; а во-вторых, нельзя упускать из своего образования того, что происходило, происходит и может происходить в Сибири.

Сибирская культурная общественность по отношению к внешней культуре может занимать как позицию участника диалога, так и ярко выраженную конфликтную позицию. При этом следует учесть, что в Сибири может не существовать развитых культурных школ и тем более - культурных традиций. Поэтому "культурную погоду" в Сибири, скорее всего, делают отдельные личности, небольшие группы и, в конце концов, культурные феномены. Соответственно, методы сибирского культурного действия могут различаться, но объединяющим началом является местный опыт, который позволяет нам друг друга понимать. Это, например, опыт переживания огромного открытого сибирского пространства (свобода, воля, вольгота); невысокой концентрации событий и информации (пустота, гасно); обусловленной особенностями сибирской повседневности возможности медленного глубокого (и даже глубинного, глыбкого) действия; надежды, связанной со смертью (соединение утопического и эсхатологического начала) и т.д. В отдельных своих частях опыт, подобный сибирскому, конечно, может встречаться в других местах, но во всей своей совокупности, полноте и по уровню распространенности он проявляет себя только здесь.

Кроме того, сибирской культурной общественности в своей деятельности надо иметь в виду, что западное стремление к деньгам и популярности именно в сфере культуры в Сибири особых плодов не приносит, поэтому разумнее ориентироваться на нечто другое.

2. Степень экономической самостоятельности Сибири в настоящее время может быть повышена путем создания сибирского фонда развития (куда будет перечисляться часть средств, в настоящее время идущих из Сибири в федеральный бюджет) и качественной разработки проектов, которые способствуют экономическому развитию регионов и под которые из федерального бюджета и внебюджетных источников можно получить деньги. Историю успешных проектов можно изучить на примере Томской области. Распространение этой идеи в средствах массовой информации, интернете, в частности, блогах вполне может способствовать развитию самостоятельного экономического мышления сибиряков, которые, вместо того, чтобы искать лучшей жизни где-то за пределами Сибири, займутся наконец своими проектами здесь. Опять же, на примере Томской области имеет смысл изучить опыт создания бизнес-инкубаторов и взаимодействия предпринимательских ассоциаций с чиновниками.

Что касается сибирского фонда развития, то необходимость его создания обусловлена тем, что, когда деньги на масштабные сибирские проекты выделяются федеральным бюджетом, движение этих денег занимает слишком много времени, и к тому же часть их "теряется" по пути ;)

3. Политическая самостоятельность Сибири в значительной мере реализуется, благодаря удаленности от Москвы; и, соответственно, региональная политическая власть вполне способна либо принимать необходимые решения самостоятельно (договариваясь с федеральными властями потом); либо готовить решение быстрее, чем это сделают федералы (благодаря доступу к местной информации), - в результате чего федеральным властям будет проще воспользоваться уже сформулированным решением, чем вырабатывать свое. В этом плане весьма бывает полезна разработка местных законов по актуальным вопросам, на основе которых потом разработают федеральное законодательство. Таким образом, в теоретической перспективе вся Россия может жить по законам сибирского производства и, естественно, весьма удобным именно для сибиряков ;) Формальное политическое отделение Сибири от России вполне возможно и даже не слишком травматично (благодаря количеству и качеству сибирских ресурсов, а также развитым международным связям Сибири); но проблематично технически, что способно затормозить процесс развития на довольно длительный период.

Сибиряки, не облеченные чиновничьими должностями, могут поучаствовать в политической жизни Сибири путем активного обсуждения будущих законов, как это делается, например, на сайте Томской областной думы.

(оригинал текста находится здесь: http://dzenn.livejournal.com/1783200.html. Также по этой ссылке можно увидеть дискуссию об особенностях сибирского опыта и его отличиях от русского)

----------

We shall overcome (на сибирском языке)

1.
Мы, знамо, вздынемса
Мы, знамо, вздынемса
Мы, знамо, вздынемса, ты знай

АРТЕЛЬЮ: О, глыбко внутрях
Я верю, брат,
Мы, знамо, вздынемса, ты знай

2.
Артельно выддем мы,
Артельно выддем мы
Артельно выддем мы, ты знай

АРТЕЛЬЮ

3.
Вольготны станем мы,
Вольготны станем мы,
Вольготны станем мы, ты знай

АРТЕЛЬЮ

4.
Не напужались мы
Не напужались мы
Не напужались мы, ты знай

АРТЕЛЬЮ

5.
Не водиношны мы
Не водиношны мы
Не водиношны мы, ты знай

АРТЕЛЬЮ

6.
На нас пошол весь свет,
На нас пошол весь свет,
На нас пошол весь свет, ты знай

АРТЕЛЬЮ

7.
Мы, знамо, вздынемса
Мы, знамо, вздынемса
Мы, знамо, вздынемса, ты знай

(послушать, как звучит песня, можно здесь: http://volgota.com/muzika/overcomesib.mp3)

----------

В следующих выпусках рассылки будут размещены подборки материалов по сибирскому областничеству, психологии сибиряка, о так называемом "сибирском тексте", а также результаты исследований интернет-ресурсов сибирских городов с целью поиска проектов, близких по духу "Сибирской Вольготе" или полезных для лучшего понимания нами Сибири.

Новости сибирских проектов будут появляться в рассылке по мере поступления. То же самое - в отношении материалов по теме регионального самоопределения.

Принимаются предложения, идеи, тексты, ссылки, вопросы, мнения и т.д. Кроме того, желающие развить темы, заявленные в текстах, которые опубликованы в этом выпуске, или даже внятно поспорить с ними, могут выразить свою позицию путем отправки письма на germes_t@mail.ru :)

Если вы считаете, что рассылка "Сибирска Вольгота" будет интересна кому-то из ваших знакомых, то перешлите им этот выпуск. Подписаться на рассылку можно здесь: http://subscribe.ru/catalog/culture.people.volgota.

Пообщаться на сибирские темы также можно в Живом Журнале - в блогах создателя сибирского литературного языка Ярослава Золотарева (http://samir74.livejournal.com/ ), ведущей рассылки Джен (http://dzenn.livejournal.com/ ) или автора "Манифеста Областничества" Михаила Кулехова (http://kuula.livejournal.com/).

За сим желаю всем удачи, и - до следующего!

Джен.

В избранное