Характер, это совокупность психологических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.
Но в каждом человеке есть полный комплект свойств. В этом нетрудно убедиться, читайте двенадцатый выпуск. И следует не свойства изменять, а над поведением поработать.
Поведение зависит от роли играемой человеком. Хотя это может не осознаваться, человек, постоянно играет какую-то роль, и довольно часто их меняет, в зависимости от обстановки. Роль определяет, какие качества характера можно выразить, а какие нельзя.
А роль определяется маской, личиной человека. Если внешний облик изменить сложно, но можно, то личины меняются довольно легко, люди это делают по несколько раз на дню.
Для того чтобы избавиться от лени, нерешительности, раздражительности, надо не избавляться в буквальном смысле, насилуя свою текущую маску. Надо попросту создать личину, в которой эти качества как бы отсутствуют. А присутствуют бодрость, целеустремлённость, мягкость...
...Зачастую чужие проблемы нам кажутся несущественными, а свои не решаемыми. Мы завидуем тому, кто играючи решает свои проблемы. Кажется, что у него их совсем нет. А ключевое слово здесь - играючи. Мы легко находим решение чужих, несущественных для нас проблем, а для кого-то наши собственные не стоят выеденного яйца.
Если относиться к жизни слишком серьёзно, напрягаться, прилагать усилия, то жизнь будет серьёзной, строгой штукой. А если играть, то появление проблемы будет означать, что неверно подобрана маска. Всего лишь.
Самая увлекательная игра, это игра в себя. :)
Предвижу возражения, что жизнь не игрушка. Но посмотрите на существующие способы коррекции характера. Что получается в результате? А в результате, человек начинает играть другую роль. Хотя нет, не играть - влачить. Переписывается текущая маска человека, в неё тренингами и внушениями вносятся новые черты. И бывает, что потом человек с трудом общается со своим прежним окружением.
Примеры? Молодой человек начавший посещать некую религиозную организацию, вдруг резко изменяет своё поведение. Он ведёт себя необычно, становится замкнутым. Жертвует своё время и силы на эту организацию. Уходит из дома с радостью, а возвращается измотанным, будто долго трудился физически. Хотя раньше, заставить его что-то делать было проблемой. Сильно раздражается по пустякам, был же кротким и милым. Перестаёт находить общий язык с родителями. Впечатление, будто его подменили, как будто это
совсем другой человек.
Или ещё пример. Муж, съездив на некий тренинг, возвращается как подменённый. Всё время возбуждённый, всё время недовольный. Уволился с работы, занимается чем-то непонятным. Говорит о непонятных вещах, задаёт странные вопросы. В конце концов, обозвав жену дурой, а родных слабоумными, разрывает отношения с семьёй.
Ну и зачем нужны такие коррекции? Без сомнения они выгодны учителям. А нужны ли они ученикам?
Обратите внимание, в любом случае меняется роль. Впрочем, новая роль, это результат любого обучения. Но если в результате обычного обучения новая роль как бы дописывается, то здесь мы видим перезапись. Человеку внушается, что всё, что он делал ранее - плохо. И объясняется как надо, чтобы было хорошо. В результате человек предаёт себя прежнего, вживается в новую личину, теряя все, что имел раньше.
Такие выверты приходится лечить психологам. Которые пытаются вернуть маску человека в исходное состояние. Вернуть ему старую роль.
При игровом же подходе можно и приобрести новое и сохранить старое. Надо просто научиться переключать маски. Даже не научиться, а попросту осознать этот процесс.
Существует довольно много игровых тренингов, и они довольно популярны. Но одно дело - игра в искусственно созданных условиях, где все участники играют (и не покрутят пальцем у виска), и совсем другое - игра в реальной жизни. Где все очень серьёзны и за плохую игру могут огреть чем-нибудь тяжёлым. Следует учиться играть не на тренингах, а там где мы живём.
Несколько примеров ролей для одного и того же человека.
До свадьбы был красивый и влюблённый, После же, стал неряшливым и чёрствым. Две роли. "Возлюбленный" и "муж", в исполнении одного и того же человека. Две маски, если хотите. Человек один, а поведение (характер) разное.
С дочкой ласков и приветлив, на сына орёт и избивает его. Один и тот же человек. В ролях "доброго" и "злого".
Униженно клянчил деньги, а когда не дала, разорался и обложил матом. "Проситель" и "оскорбитель".
Как создавать нужные роли. Оцените ситуацию. Есть ли в Вашем арсенале нечто подходящее, позволяющее играть? Если нет, подумайте, кто из ваших знакомых справился бы здесь. Вспомнили. Пробуйте ему подражать.
Общаясь с людьми из под игровой маски, не бойтесь, что Вас неправильно поймут. В любой момент можно переключиться на свою обычную маску. А потом снова на игровую. Если Вы будете играть удачно, то окружение включится в Вашу игру. Люди очень любят поиграть. Им просто не с кем. Все слишком заняты.
Продолжается поиск интересующихся личной перепиской. Подробности тут или по почте.
Информация для новых подписчиков
Хочу сразу предупредить, что рассылка будет не совсем такая, как Вы
ожидаете. Темы, которые я излагаю, могут быть не интересны Вам, но это поправимо. :)
Кстати, обращение к тем, кто только подписался, но
не читал предыдущие выпуски. Настоятельно рекомендую это сделать.
Ссылка на архив рассылки - http://subscribe.ru/archive/culture.people.tpo.
Если у Вас ограничен доступ в Интернет, то
предыдущие выпуски можно заказать у робота, и они придут к Вам на
е-мэйл. Нажмите на эту ссылку (subscribe@subscribe.ru)
и отправьте получившееся письмо. (Примечание. В теле письма надо указать строку - "ARCHIVE
culture.people.tpo 2006 04 05 06 07" без кавычек.) Через некоторое время, Вам придёт письмо,
содержащее список архивных выпусков и инструкцию по их
получению.