[TIFLO] Опытно-экспериментальная работав школе-интернате Н 1 им. К.К. Грота

В.В. Бондарева, научный руководитель
эксперимента, к. п. н., доцент института специальной педагогики и психологии
имени Рауля Валленберга
Н.Ю. Кузина, организатор эксперимента, заместитель директора по учебно - воспитательной
работе школы - интерната Н 1 имени К.К. Грота
Опытно-экспериментальная работа
в школе-интернате Н 1 им. К.К. Грота
Напечатана октябре 2006 г. в сборнике материалов конференции
НМЦ Красногвардейского района С-Петербурга
Школа-интернат Н 1 им. К.К.Грота с 2006/07 учебного года начинает экспериментальную
работу по апробации технологических решений проведения единого государственного
экзамена (далее ЕГЭ) для выпускников с глубоким нарушением зрения (слепых и слабовидящих)
на базе школы - интерната Н 1 имени К.К. Грота.
Ежегодно 80% выпускников школы - интерната Н 1 им. К.К. Грота поступают
в ссузы и вузы. С введением единого государственного экзамена перед учащимися
встала проблема поступления, поскольку слепые и слабовидящие выпускники специальной
школы-интерната не могут поступить в большинство вузов, не имея сертификата о
сдаче ЕГЭ.
Решая данную проблему, администрация образовательного учреждения обращалась
в Комитет по образованию Санкт-Петербурга, в структурное подразделение Регионального
центра оценки качества образования при Санкт-Петербургском Центре информационных
технологий и телекоммуникаций, в Комитет по науке и высшей школе и руководителю
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Болотову В.А. В ответ
на обращения председатель Комитета по науке и высшей школе Викторов А.Д. сообщил,
что выпускники - инвалиды по зрению могут сдавать вступительные экзамены в одно
выбранное каждым выпускником заранее высшее учебное заведение в традиционной
форме с учетом льгот, предоставляемых действующим российским законодательством
детям - инвалидам. Это предопределило поиск и обсуждение путей преодоления дискриминации
инвалидов по зрению в системе образования школы - интерната Н 1 Красногвардейского
района.
Результатом ряда дальнейших действий, предпринятых администрацией, стало предложение
специалистов структурного подразделения Регионального центра оценки качества
образования при Санкт-Петербургском Центре информационных технологий и телекоммуникации
об организации пункта проведения экзамена на базе школы-интерната и включении
в состав комиссии тифлопереводчиков педагогов школы-интерната.
Согласно положению об организации и порядке проведения эксперимента по введению
ЕГЭ в Санкт-Петербурге в 2006 году для выпускников с глубоким нарушением зрения
(слепых и слабовидящих) общеобразовательных учреждений, организация проведения
экзамена на базе школы-интерната для слепых и слабовидящих детей требует:
формирования и организации работы комиссии тифлопереводчиков;
описания, внедрения и апробации проекта опытно-экспериментальной работы
(ОЭР) среди педагогического коллектива школы-интерната с целью подготовки выпускников
имеющих тяжелую зрительную патологию к прохождению итоговой аттестации по ряду
предметов в формате ЕГЭ;
организации повышения квалификации педагогических кадров, готовых к ведению
ОЭР;
разработки комплекса учебно-методических материалов для подготовки учащихся
старших классов, имеющих тяжелую зрительную патологию к адаптированному прохождению
итоговой аттестации по ЕГЭ;
разработки методов, средств и технологий ЕГЭ для учащихся 1-10 классов,
имеющих тяжелую зрительную патологию для их поэтапной подготовки к прохождению
итоговой аттестации;
апробации и внедрения инновационных методов, средств и технологий ЕГЭ
в учебном процессе 1-10 классов для детей со зрительной депривацией по ряду
предметов.
В связи с тем, что школа - интернат Н 1 им. К.К. Грота имеет значительный учебно-методический
опыт работы, развивает различные инновационные программы для детей-инвалидов
по зрению в Северо-западном регионе, администрация образовательного учреждения
обратилась в Комитет по образованию Санкт-Петербурга с просьбой рассмотреть
целесообразность перевода школы-интерната в режим опытно-экспериментальной площадки
городского (регионального) уровня сроком на 3 года.
Включение слепых и слабовидящих школьников в эксперимент - прохождение итоговой
аттестации в формате ЕГЭ - дает возможность:
соблюдения прав выпускников специальной коррекционной школы на получение
дальнейшего профессионального образования, свободного выбора образовательного
учреждения высшего и среднего специального профессионального образования;
выявления уровня подготовленности выпускников специальной коррекционной
школы по ряду обязательных общеобразовательных предметов;
расширения опыта интеграции детей-инвалидов по зрению;
корректировки самооценки выпускников.
Подготовка слепых и слабовидящих учащихся к итоговой аттестации, проходящей в
формате ЕГЭ, будет способствовать:
выработке у детей и подростков, имеющих тяжелые нарушения зрения, адекватного
отношения к своему дефекту, адекватной оценки уровня собственных знаний, предметных
и общеучебных умений и навыков;
формированию у детей-инвалидов по зрению единства интеллектуальных и
специальных умений;
целенаправленному овладению школьниками со зрительной депривацией приемами
умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия,
обобщение);
осознанию слепыми и слабовидящими учащимися приоритета самостоятельной
деятельности в усвоении содержания программного материала;
развитию ряда социальных компетенций у детей с тяжелой патологией зрения;
создание для каждого выпускника специальной коррекционной школы условий
максимального эмоционального благополучия в процессе прохождения итоговой аттестации
Реализация проекта ОЭР поможет решить следующие проблемы:
отсутствие учебно-методических материалов для подготовки выпускников
специальной школы-интерната к ЕГЭ, напечатанных крупным плоско-печатным шрифтом
и шрифтом Брайля;
отсутствие у педагогов и слепых и слабовидящих учащихся опыта работы
с тестами по разным общеобразовательным предметам, составленными в соответствии
с требованиями КИМ;
низкий уровень развития самостоятельности слепых и слабовидящих учащихся;
недостаточная степень овладения учащимися специальной школы общеучебными
умениями и навыками
Экспериментальная работа предусматривает несколько этапов:
I. Диагностический этап (2004-05 учебный год):
обращение в Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Федеральную службу
по надзору в сфере образования и науки с инициативой по апробации проведения
единого государственного экзамена на добровольной основе для выпускников с ограниченными
возможностями здоровья, в частности, с нарушениями зрения;
изучение литературы по проблеме психологической и дидактической подготовки
учащихся массовых общеобразовательных школ, методической подготовки учителей
к прохождению выпускниками итоговой аттестации в формате ЕГЭ;
изучение опыта участия нескольких слабовидящих выпускников школы-интерната
в ЕГЭ по русскому языку в 2004 и 2005 годах;
накопление опыта методической работы по подготовке детей, имеющих тяжелую
зрительную патологию, к ЕГЭ по русскому языку путем проведения факультативных
занятий с учащимися классов слабовидящих и путем повышения квалификации учителей
русского языка, работающих в 11-12 классах, на специальных курсах;
печатание нескольких экземпляров вариантов КИМ, предназначенных для подготовки
к ЕГЭ учащихся массовых общеобразовательных школ, шрифтом Брайля и практическая
работа выпускников с материалом;
увеличение ряда вариантов КИМ, предназначенных для подготовки к ЕГЭ учащихся
массовых общеобразовательных школ, до формата А3 и практическая работа выпускников
с материалом.
II. Прогностический этап (2005-06 учебный год):
получение разрешения от Федеральной службы по надзору в сфере образования
и науки на апробацию проведения единого государственного экзамена на добровольной
основе для выпускников с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с
нарушениями зрения;
подготовка школы-интерната к работе в качестве пункта сдачи ЕГЭ для выпускников
общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, имеющих нарушения зрения;
уточнение содержания проблемы, целей и задач экспериментальной работы,
гипотезы.
III. Организационно-подготовительный этап (2005-06 учебный год):
составление комплексно-целевой программы работы над проблемной (экспериментальной)
темой;
проведение ряда мероприятий по согласованию и утверждению эксперимента.
IV. Практический этап (2006-07 - 2008-09 учебные годы):
Проведение диагностики:
1) изучение уровня готовности выпускников 12-х классов к прохождению итоговой
аттестации в формате ЕГЭ (без секретарей);
2) анализ результатов, показанных слепыми и слабовидящими выпускниками 12-х классов
на ЕГЭ;
3) изучение методов и форм работы учителей школы-интерната по подготовке слепых
и слабовидящих учащихся к ЕГЭ;
4) анализ уровня ЗУН слепых и слабовидящих учащихся 5-12 классов по ряду обязательных
общеобразовательных предметов.
Создание и выполнение программы по подготовке слепых и слабовидящих выпускников
школы-интерната к успешному прохождению итоговой аттестации по ряду обязательных
общеобразовательных предметов в формате ЕГЭ.
Психологическое и социальное сопровождение учащихся 11-12 классов.
Научно-методическое и кадровое обеспечение реализации программы.
Обеспечение процесса подготовки к ЕГЭ слепых и слабовидящих учащихся
необходимыми учебно-методическими материалами, выполненными шрифтом Брайля или
плоскопечатным шрифтом на страницах формата А3.
Внедрение программы в практику работы педагогического коллектива:
- проведение целенаправленной работы по подготовке слепых и слабовидящих учащихся
11-12 классов к прохождению итоговой аттестации по ряду обязательных общеобразовательных
предметов в формате ЕГЭ;
- проведение целенаправленной деятельности педагогического коллектива по подготовке
учащихся 2-10 классов к работе по тестам типа КИМ;
- создание банка методических разработок уроков, факультативных занятий, специальных
коррекционных занятий, воспитательских мероприятий, направленных на подготовку
слепых и слабовидящих учащихся 2-12 классов к ЕГЭ;
- создание сборника научно-педагогических материалов по проблемам подготовки
учащихся с тяжелыми нарушениями зрения к ЕГЭ.
V. Обобщающий этап (2008-09 учебный год):
обработка полученных в ходе работы по проблемной (экспериментальной)
теме данных;
анализ данных и получение выводов;
написание отчетных материалов: статистических отчетов, свидетельствующих
об уровне успешности показателей выпускников при прохождении итоговой аттестации
в формате ЕГЭ по ряду обязательных общеобразовательных предметов, подготовка
сборника научно-методических материалов по проблемам подготовки к ЕГЭ учащихся
специальной коррекционной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.
распространение педагогического опыта, полученного в ходе работы над
проблемной (экспериментальной) темой, среди педагогических коллективов специальных
школ для детей, имеющих нарушения зрения;
применение накопленного опыта в педагогической практике.
Результатом ОЭР могут стать:
организация ОЭР подготовительной работы с учащимися 11-12 классов и
вдумчивой пропедевтической работы с учащимися 2-10 классов;
создание материально-технической и научно-методической базы, удовлетворяющей
требованиям эксперимента.
Конечный результат нашей общей работы мы видим в том, что слепые и слабовидящие
выпускники смогут успешно проходить итоговую аттестацию в формате ЕГЭ и демонстрировать
уровень подготовленности по ряду обязательных общеобразовательных предметов,
сравнимый с уровнем выпускников массовых общеобразовательных школ.
Мы предполагаем, что школа-интернат под руководством директора А.В. Мухина сможет
распространять педагогический опыт, полученный в ходе работы над проектом ОЭР,
среди педагогических коллективов специальных школ для детей, имеющих нарушения
зрения.
Выпуск листа на новом месте: 3128