Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Опытно-экспериментальная работав школе-интернате Н 1 им. К.К. Грота

В.В. Бондарева, научный руководитель
эксперимента, к. п. н., доцент института специальной педагогики и психологии
имени Рауля Валленберга
Н.Ю. Кузина, организатор эксперимента, заместитель директора по учебно - воспитательной
работе школы - интерната Н 1 имени К.К. Грота

Опытно-экспериментальная работа

в школе-интернате Н 1 им. К.К. Грота

Напечатана октябре 2006 г. в сборнике материалов конференции

НМЦ Красногвардейского района С-Петербурга

Школа-интернат Н 1 им. К.К.Грота с 2006/07 учебного года начинает экспериментальную
работу по апробации технологических решений проведения единого государственного
экзамена (далее ЕГЭ) для выпускников с глубоким нарушением зрения (слепых и слабовидящих)
на базе школы - интерната Н 1 имени К.К. Грота.

Ежегодно 80% выпускников школы - интерната Н 1 им. К.К. Грота поступают
в ссузы и вузы. С введением единого государственного экзамена перед учащимися
встала проблема поступления, поскольку слепые и слабовидящие выпускники специальной
школы-интерната не могут поступить в большинство вузов, не имея сертификата о
сдаче ЕГЭ.

Решая данную проблему, администрация образовательного учреждения обращалась
в Комитет по образованию Санкт-Петербурга, в структурное подразделение Регионального
центра оценки качества образования при Санкт-Петербургском Центре информационных
технологий и телекоммуникаций, в Комитет по науке и высшей школе и руководителю
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Болотову В.А. В ответ
на обращения председатель Комитета по науке и высшей школе Викторов А.Д. сообщил,
что выпускники - инвалиды по зрению могут сдавать вступительные экзамены в одно
выбранное каждым выпускником заранее высшее учебное заведение в традиционной
форме с учетом льгот, предоставляемых действующим российским законодательством
детям - инвалидам. Это предопределило поиск и обсуждение путей преодоления дискриминации
инвалидов по зрению в системе образования школы - интерната Н 1 Красногвардейского
района.

Результатом ряда дальнейших действий, предпринятых администрацией, стало предложение
специалистов структурного подразделения Регионального центра оценки качества
образования при Санкт-Петербургском Центре информационных технологий и телекоммуникации
об организации пункта проведения экзамена на базе школы-интерната и включении
в состав комиссии тифлопереводчиков педагогов школы-интерната.
Согласно положению об организации и порядке проведения эксперимента по введению
ЕГЭ в Санкт-Петербурге в 2006 году для выпускников с глубоким нарушением зрения
(слепых и слабовидящих) общеобразовательных учреждений, организация проведения
экзамена на базе школы-интерната для слепых и слабовидящих детей требует:
формирования и организации работы комиссии тифлопереводчиков;

описания, внедрения и апробации проекта опытно-экспериментальной работы
(ОЭР) среди педагогического коллектива школы-интерната с целью подготовки выпускников
имеющих тяжелую зрительную патологию к прохождению итоговой аттестации по ряду
предметов в формате ЕГЭ;

организации повышения квалификации педагогических кадров, готовых к ведению
ОЭР;

разработки комплекса учебно-методических материалов для подготовки учащихся
старших классов, имеющих тяжелую зрительную патологию к адаптированному прохождению
итоговой аттестации по ЕГЭ;

разработки методов, средств и технологий ЕГЭ для учащихся 1-10 классов,
имеющих тяжелую зрительную патологию для их поэтапной подготовки к прохождению
итоговой аттестации;

апробации и внедрения инновационных методов, средств и технологий ЕГЭ
в учебном процессе 1-10 классов для детей со зрительной депривацией по ряду
предметов.

В связи с тем, что школа - интернат Н 1 им. К.К. Грота имеет значительный учебно-методический
опыт работы, развивает различные инновационные программы для детей-инвалидов
по зрению в Северо-западном регионе, администрация образовательного учреждения
обратилась в Комитет по образованию Санкт-Петербурга с просьбой рассмотреть
целесообразность перевода школы-интерната в режим опытно-экспериментальной площадки
городского (регионального) уровня сроком на 3 года.

Включение слепых и слабовидящих школьников в эксперимент - прохождение итоговой
аттестации в формате ЕГЭ - дает возможность:

соблюдения прав выпускников специальной коррекционной школы на получение
дальнейшего профессионального образования, свободного выбора образовательного
учреждения высшего и среднего специального профессионального образования;

выявления уровня подготовленности выпускников специальной коррекционной
школы по ряду обязательных общеобразовательных предметов;

расширения опыта интеграции детей-инвалидов по зрению;

корректировки самооценки выпускников.

Подготовка слепых и слабовидящих учащихся к итоговой аттестации, проходящей в
формате ЕГЭ, будет способствовать:

выработке у детей и подростков, имеющих тяжелые нарушения зрения, адекватного
отношения к своему дефекту, адекватной оценки уровня собственных знаний, предметных
и общеучебных умений и навыков;

формированию у детей-инвалидов по зрению единства интеллектуальных и
специальных умений;

целенаправленному овладению школьниками со зрительной депривацией приемами
умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия,
обобщение);

осознанию слепыми и слабовидящими учащимися приоритета самостоятельной
деятельности в усвоении содержания программного материала;

развитию ряда социальных компетенций у детей с тяжелой патологией зрения;

создание для каждого выпускника специальной коррекционной школы условий
максимального эмоционального благополучия в процессе прохождения итоговой аттестации

Реализация проекта ОЭР поможет решить следующие проблемы:

отсутствие учебно-методических материалов для подготовки выпускников
специальной школы-интерната к ЕГЭ, напечатанных крупным плоско-печатным шрифтом
и шрифтом Брайля;

отсутствие у педагогов и слепых и слабовидящих учащихся опыта работы
с тестами по разным общеобразовательным предметам, составленными в соответствии
с требованиями КИМ;

низкий уровень развития самостоятельности слепых и слабовидящих учащихся;

недостаточная степень овладения учащимися специальной школы общеучебными
умениями и навыками

Экспериментальная работа предусматривает несколько этапов:

I. Диагностический этап (2004-05 учебный год):

обращение в Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Федеральную службу
по надзору в сфере образования и науки с инициативой по апробации проведения
единого государственного экзамена на добровольной основе для выпускников с ограниченными
возможностями здоровья, в частности, с нарушениями зрения;

изучение литературы по проблеме психологической и дидактической подготовки
учащихся массовых общеобразовательных школ, методической подготовки учителей
к прохождению выпускниками итоговой аттестации в формате ЕГЭ;

изучение опыта участия нескольких слабовидящих выпускников школы-интерната
в ЕГЭ по русскому языку в 2004 и 2005 годах;

накопление опыта методической работы по подготовке детей, имеющих тяжелую
зрительную патологию, к ЕГЭ по русскому языку путем проведения факультативных
занятий с учащимися классов слабовидящих и путем повышения квалификации учителей
русского языка, работающих в 11-12 классах, на специальных курсах;

печатание нескольких экземпляров вариантов КИМ, предназначенных для подготовки
к ЕГЭ учащихся массовых общеобразовательных школ, шрифтом Брайля и практическая
работа выпускников с материалом;

увеличение ряда вариантов КИМ, предназначенных для подготовки к ЕГЭ учащихся
массовых общеобразовательных школ, до формата А3 и практическая работа выпускников
с материалом.

II. Прогностический этап (2005-06 учебный год):

получение разрешения от Федеральной службы по надзору в сфере образования
и науки на апробацию проведения единого государственного экзамена на добровольной
основе для выпускников с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с
нарушениями зрения;

подготовка школы-интерната к работе в качестве пункта сдачи ЕГЭ для выпускников
общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, имеющих нарушения зрения;

уточнение содержания проблемы, целей и задач экспериментальной работы,
гипотезы.

III. Организационно-подготовительный этап (2005-06 учебный год):

составление комплексно-целевой программы работы над проблемной (экспериментальной)
темой;

проведение ряда мероприятий по согласованию и утверждению эксперимента.

IV. Практический этап (2006-07 - 2008-09 учебные годы):

Проведение диагностики:

1) изучение уровня готовности выпускников 12-х классов к прохождению итоговой
аттестации в формате ЕГЭ (без секретарей);

2) анализ результатов, показанных слепыми и слабовидящими выпускниками 12-х классов
на ЕГЭ;

3) изучение методов и форм работы учителей школы-интерната по подготовке слепых
и слабовидящих учащихся к ЕГЭ;

4) анализ уровня ЗУН слепых и слабовидящих учащихся 5-12 классов по ряду обязательных
общеобразовательных предметов.

Создание и выполнение программы по подготовке слепых и слабовидящих выпускников
школы-интерната к успешному прохождению итоговой аттестации по ряду обязательных
общеобразовательных предметов в формате ЕГЭ.

Психологическое и социальное сопровождение учащихся 11-12 классов.

Научно-методическое и кадровое обеспечение реализации программы.

Обеспечение процесса подготовки к ЕГЭ слепых и слабовидящих учащихся
необходимыми учебно-методическими материалами, выполненными шрифтом Брайля или
плоскопечатным шрифтом на страницах формата А3.

Внедрение программы в практику работы педагогического коллектива:

- проведение целенаправленной работы по подготовке слепых и слабовидящих учащихся
11-12 классов к прохождению итоговой аттестации по ряду обязательных общеобразовательных
предметов в формате ЕГЭ;

- проведение целенаправленной деятельности педагогического коллектива по подготовке
учащихся 2-10 классов к работе по тестам типа КИМ;

- создание банка методических разработок уроков, факультативных занятий, специальных
коррекционных занятий, воспитательских мероприятий, направленных на подготовку
слепых и слабовидящих учащихся 2-12 классов к ЕГЭ;

- создание сборника научно-педагогических материалов по проблемам подготовки
учащихся с тяжелыми нарушениями зрения к ЕГЭ.

V. Обобщающий этап (2008-09 учебный год):

обработка полученных в ходе работы по проблемной (экспериментальной)
теме данных;

анализ данных и получение выводов;

написание отчетных материалов: статистических отчетов, свидетельствующих
об уровне успешности показателей выпускников при прохождении итоговой аттестации
в формате ЕГЭ по ряду обязательных общеобразовательных предметов, подготовка
сборника научно-методических материалов по проблемам подготовки к ЕГЭ учащихся
специальной коррекционной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.

распространение педагогического опыта, полученного в ходе работы над
проблемной (экспериментальной) темой, среди педагогических коллективов специальных
школ для детей, имеющих нарушения зрения;

применение накопленного опыта в педагогической практике.

Результатом ОЭР могут стать:

организация ОЭР подготовительной работы с учащимися 11-12 классов и
вдумчивой пропедевтической работы с учащимися 2-10 классов;

создание материально-технической и научно-методической базы, удовлетворяющей
требованиям эксперимента.

Конечный результат нашей общей работы мы видим в том, что слепые и слабовидящие
выпускники смогут успешно проходить итоговую аттестацию в формате ЕГЭ и демонстрировать
уровень подготовленности по ряду обязательных общеобразовательных предметов,
сравнимый с уровнем выпускников массовых общеобразовательных школ.

Мы предполагаем, что школа-интернат под руководством директора А.В. Мухина сможет
распространять педагогический опыт, полученный в ходе работы над проектом ОЭР,
среди педагогических коллективов специальных школ для детей, имеющих нарушения
зрения.

Выпуск листа на новом месте: 3128

Ответить   Thu, 20 Dec 2007 07:11:07 +0300 (#712164)