[TIFLO] Исаак Калина - о 10 новшествах в столичных школах

Исаак Калина - о 10 новшествах в столичных школах
Любовь Проценко
06.11.2014, 00:23
Уже 4 года правительство Москвы занимается реформированием школы. Не все
новшества находят поддержку у москвичей. Их неприятие порой выливается в
митинги.
Участников в них хоть и немного, но резонанс - громкий. Какова же цель
перемен? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" в "РГ" с руководителем
департамента
образования Москвы Исааком Калиной. Вот некоторые фрагменты беседы.
1. "Долгие годы в Москве было несколько десятков сильных школ с высоким
уровнем образования тех, кто в них попадал. Но дать детям хорошее
образование стремится
большая часть населения столицы. Потому задача города - не просто отобрать
детей, которых легко учить, а помочь выявить способности у каждого ребенка -
неспособных детей нет. А затем развить их, - рассказал Калина. - Но для
этого не жители должны бегать по Москве в поиске качественного образования,
а оно
обязано прийти туда, где люди живут. И наша задача - обеспечить массовую
доступность такого образования. В ситуации, которую мы застали в 2010 году в
Москве,
сделать это было невозможно, потому что при наименьшем нормативе 63 тыс.
рублей на ученика, в городе были школы, которые имели по 50 тыс. на ребенка,
и
школы, получавшие до 400 тыс. Поэтому первое, что решило сделать
правительство Москвы в 2011 году, это выравнять финансирование всех школ.
При условии:
получая деньги на каждого ученика, школа сама и решает, на что их тратить,
независимо от того, большое у нее или маленькое штатное расписание. И когда
первые директора поверили, что все зависит именно от них самих, появилось и
первое предложение о соединении двух школ, прежде разделенных лишь сеткой
рабицей.
Они пришли к выводу: тут директор - там директор, тут завхоз - там завхоз.
Зачем?"
2. "Результаты объединения школ налицо, - считает глава департамента
образования Москвы. - Отличников по ЕГЭ в Москве теперь вдвое больше, чем в
среднем
по стране. Треть победителей и призеров олимпиад в России - это московские
школьники. А главное - готовят их теперь не 70, а 145 школ".
3. "Часто звучит вопрос: нужно ли при объединении школ согласие их
управляющих советов? По действующему положению для реорганизации любых
бюджетных учреждений
- хоть в здравоохранении, хоть в образовании, формально учредитель не должен
спрашивать согласия. Но мы заручаемся согласием управляющих советов школ.
Кроме того, создали межрайонные советы директоров школ, которые оценивают
ситуацию по району. А Палате председателей межрайонных советов делегировали
обязанность
оценивать последствия реорганизации по городу".
4. "Многие москвичи спрашивают: что ждет школы с сильными математическими
традициями? К ним подход индивидуальный, - рассказал Калина. - Например, я
против
расширения лицея "Вторая школа" Владимира Овчинникова. Я настолько дорожу
этим уникальным в системе образования человеком, что грузить его
дополнительными
задачами считаю неправильным. То же касается и гимназии N 1543 Юрия
Завельского. А вот школа N 444 с углубленным изучением информатики и физики
значительно
расширяется. И вообще, математические классы будут в каждом районе".
5. "Сколько в Москве останется школ? Было 1572, стало 750. Основное массовое
соединение школ завершено. Еще раз подчеркну: мы занимались этим не ради
цифровых
результатов. Нам нужно, чтобы в каждом районе и каждом микрорайоне Москвы
была школа, в которой ребенок может реализовать себя, независимо от того,
какие
у него способности - к математике, литературе, физкультуре или музыке. В
национальной доктрине образования эта задача выражена тремя изумительными
словами:
качество, доступность, эффективность. Обеспечить это маленькой школе
невозможно. Школы, которые хотя бы год-полтора живут в соединенном варианте,
это поняли",
- заключил Калина.
6. "Средняя зарплата учителя в Москве - 65 тыс. рублей. Дефицита учителей
нет, на каждое вакантное место - 10-12 кандидатов. Но и "лишних" учителей не
будет. У Москвы другая проблема - своевременной ротации. Зарплаты хорошие и
педагоги не торопятся на пенсию. К тому же очень хорошие учителя сейчас в
близком
мне возрасте, много и молодежи. А вот в середине - провал. Лучше иметь
полную команду из 25-летних, 40- и 60-летних учителей. Надеюсь, со временем
так и будет".
7. "Чтобы привлечь в школу москвичей, приглашаем выпускников
непедагогических вузов в магистратуру в наш педуниверситет, чтобы, скажем,
выпускник мехмата
МГУ, пройдя ее, стал учителем математики. У нас немало выпускников этого
факультета, прекрасно работающих в школах".
8. В ответ на просьбу внести ясность с продленкой - платная она или
бесплатная в Москве, Калина рассказал: "Статья 66 Закона "Об образовании в
РФ" дает право вводить плату за уход и присмотр в группе продленного дня. Но
в связи с тем, что в столице очень высокий норматив финансирования школ, они
могут
сохранять бесплатные группы. Решение, быть группе платной или бесплатной,
принимает школа. У департамента сохраняется право согласовать или не
согласовать
размер родительской платы за присмотр и уход, предлагаемый ею, и проверить,
освобождены ли от этой платы семьи, которые положено освобождать. Но только
15 школ сумели с участием своих управляющих советов убедить окружные
управления образования и получили их разрешения. Нормальная плата за
продленку - до
3-4 тыс. на ребенка".
9. Говорить о сроках введения единых каникул и их сроках глава департамента
отказался: "Не хочу влиять на результаты голосования". Хотя и 70% москвичей
уже проголосовали за новшество, но при этом каждый имел в голове свой
вариант каникул. Их в городе сейчас 3: традиционный - между четвертями,
другой -
большие каникулы между триместрами и третий - пять недель учишься, а шестую
отдыхаешь.
10. Говоря про электронные учебники, Калина отметил, что пока московское
учительство не просто апробирует, а по сути вместе с разработчиками создает
их.
Сказать, сколько времени займет процесс внедрения таких учебников, он не
взялся. Признался: "Честно говоря, я не представляю себе хорошего учителя,
который
руководствовался бы в своей работе только учебником, не важно, бумажный он
или электронный".
Кстати В ответ на критику, что город не создает условий для талантливых
учеников, мэр Собянин в ходе отчета перед депутатами Мосгордумы напомнил,
что выравнивание
происходит не по низкому, а по высокому стандарту, благодаря чему объем
финансирования образования в целом по городу за 4 последних года вырос на
60%.
"У нас не должно быть детей 1-го и 2-го сорта", - заключил он.
http://www.rg.ru/2014/11/06/shkoli.html
Выпуск листа на новом месте: 8378
количество подписчиков: 348
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru
Доброго всем здоровья! Новшества,- это хорошо! Но всякие ли новшества на
пользу детям? Если в объедененных школах увеличивается финансирование,-
растут и расходы. А гегантомания ни к чему хорошему никогда не приводила.
Если школа меньше, и каждый ученик, и каждый учитель в ней более заметен. А
в большой школе все на одно лицо. Было 700 учеников, а стало 2000, было 70
учителей, а стало 150. С наилучшими пожеланиями!
Выпуск листа на новом месте: 8380
количество подписчиков: 348
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru