[TIFLO] Безбарьерный специализированный университет мог бы решить проблему образования инвалидов

Вечерний Брест / Общество
8 августа 2014
Лифт к вузовскому диплому Безбарьерный специализированный университет мог бы
решить проблему образования инвалидов
В самый разгар вступительной кампании стоит вспомнить и о тех, кому высшее
образование недоступно по тем или иным причинам. Речь о людях с
ограниченными возможностями. Сегодня в среде инвалидов лишь 10 % имеют
какую-либо специальность и/или высшее образование. Что мешает им получить
заветные <корочки> наравне
с остальными? На эту тему корреспондент <Вечерки> побеседовал с
председателем областного молодежного общественного объединения <Инвалид и
подтвердил: сегодня проблема получения образования и последующего
трудоустройства для инвалидов стоит очень остро.
Наш разговор проходил в новом помещении БОМОО <Инвалид и среда> по адресу
ул. Ленинградская, 39. Именно здесь готов распахнуть свои двери новый
информационный
центр объединения, цель которого - дать людям с ограниченными возможностями
наравне с другими горожанами шанс влиться в обычную жизнь. Центр - это этап
и один из итогов международного сотрудничества Бреста с польскими и
украинскими городами в рамках программы <Преодолевая барьеры - партнерство
Люблина
- Замосци - Влодавы - Бреста для активизации инвалидов в 2012-2013 гг.>. Это
шанс не только пообщаться и посмотреть на жизнь инвалидов в других странах,
но и освоить ремесло, получить возможность работать на дому и приносить
пользу обществу. В рамках программы ребята из ОО <Инвалид и среда> уже
съездили
в Польшу и узнали, как живут тамошние инвалиды. По признанию организаторов,
наиболее содержательным и полезным было посещение варштатов (мастерских)
терапии
в городе Свидник. Молодые брестские инвалиды, работники керамической
мастерской <КерамАРТ>, вместе со своим руководителем Василием Борисовым
смогли познакомиться
со швейным производством, ремеслами пластики и керамики, а также пройти
компьютерные курсы по созданию сайтов и презентаций, обработке фотографий.
<Ребята-инвалиды, как правило, хотят учиться вместе, - говорит Иван Шмыга. -
Им нужно совместное, интегрированное обучение. Наш центр направлен именно на
это. Здесь наша мастерская <КерамАРТ>, тут же будет и компьютерный класс. На
самом деле сфер обучения, доступных инвалидам, много: например,
бухгалтерские курсы, швейное дело, библиотечное, педагогическое
направления>.
Некоторые идеи, почерпнутые у польских коллег, активно продвигаются в
Бресте. Здесь очень важен личный пример: <Если смогли они, то сможем и мы>.
С началом
работы центра таких примеров станет больше благодаря регулярным <телемостам>
между Брестом и Люблином.
Но овладеть специальностью - с помощью вуза или альтернативы, предлагаемой
международным сообществом, - это далеко не все. Трудоустройство инвалида -
задача
тяжелая. Различные госпрограммы предусматривают трудовую реабилитацию на
предприятиях, но на деле не всегда получается так, как написано на бумаге.
Новый
информационный центр должен решить и эту проблему: предполагается собрать
базу вакансий, имеющихся на предприятиях. Конечно, никаких рычагов
воздействия на компании у общественного объединения нет, но иногда само
наличие нужной информации может сделать многое. <Мы просто направим наших
инвалидов в нужное русло, дадим им необходимый толчок и координаты. Можно
зарегистрироваться в качестве ИП и работать на дому. Главное - осознать, что
всё это вполне достижимо>,
- отмечает Иван Шмыга.
Разумеется, в разговоре с Иваном Васильевичем мы не обошли и тему
стандартного вузовского образования. Многим инвалидам дорога в университет
закрыта по объективным причинам - из-за психических особенностей развития. К
этим ребятам нужен индивидуальный подход, которого в вузах и ссузах попросту
нет. <А
вот что касается ребят с чисто физическими особенностями, то они вполне
могли бы учиться наравне со всеми, - отмечает Иван Шмыга. - В брестских
вузах наблюдается положительная тенденция к созданию безбарьерной среды,
руководство всегда старается создать для инвалидов наиболее удобные условия.
В БрГУ им. А.С. Пушкина ситуация чуть получше: там есть удобные лифты. В
БрГТУ этот проект, знаю, тоже рассматривался, но в университете решили пойти
простым путем и создать для
обучения ребят с физическими отклонениями условия на первом этаже>.
На вопрос, что же тогда мешает инвалидам поступать наравне со всеми, мой
собеседник грустно улыбнулся: <Психология. Им не хочется постоянно быть
объектом повышенного внимания, а без него невозможно, ведь даже в самой
безбарьерной среде им нужна помощь. Родителей, братьев, одногруппников. Без
этого не обойтись. Некоторым, наверное, не хватает живого примера, хотя я
знаю многих инвалидов, несмотря на трудности, все-таки окончивших
университет или техникум. А в
остальном эти ребята ничем не отличаются от обычных и по уровню сдачи ЦТ не
уступают другим абитуриентам>.
Кстати, на просторах города до сих пор витает идея создать полностью
безбарьерный специализированный университет, но дальше разговоров дело не
пошло. Быть может, когда-нибудь вместо очередного гипермаркета в Бресте
(возможно, впервые в стране!) появится нечто, в чем часть горожан
действительно нуждается и
без чего не представляет свою жизнь полноценной.
Дмитрий Шиферштейн
Выпуск листа на новом месте: 8288
количество подписчиков: 345
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru