[TIFLO] Навстречу жизни: слепой моряк выходит в одиночную кругосветку

Навстречу жизни: слепой моряк выходит в одиночную кругосветку
12.09.2011
К одиночной кругосветке, обещающей стать одним из самых увлекательных
путешествий в жизни, готовится ветеран <морского передвижения> Деннис
Ховард. При
всех известных опасностях и рисках, которыми чревато любое предприятие
подобного рода (бессонница, бушующие волны и нападение пиратов), имеется в
плавании
шестидесятидвухлетнего американца специфика, которая создает лично ему
особые трудности. Дело в том, что Ховард практически ничего не видит. Он
слепой.
<Для меня совершенно не стоит вопрос о том, могу я сделать это или не могу.
И я со всей ответственностью отдаю себе отчет в том, что мне предстоит быть
на чеку каждую секунду, каждую минуту, каждый час и каждый день, пока я
нахожусь в море>,- говорит он сам. Перенесший тяжелую форму глаукомы,
которая разрушила
зрительные нервы, Ховард потерял правый глаз и практически полностью лишился
зрения на левый. <Врачи говорят, что в левом глазу объем зрения не превышает
пяти процентов>,- рассказывает он. <Чтобы оценить, сколько это, закройте
правый глаз, а левым смотрите через соломинку для коктейля, и вы поймете,
что
это значит>. Я могу прочитать номерные знаки на машине по другую сторону
дороги, но саму машину я не вижу>,- продолжает он.
Как бы то ни было, но сегодня Ховард занят подготовкой к плаванию на
специально сконструированной 20-футовой (6.1 м) лодке <Авало>. Старт из
Сан-Диего (Калифорния)
намечен на конец октября. Путешествие займет полтора-два года и закончится,
по замыслу Ховарда, во Франции. Маршрут не из легких, Ховард этого не
скрывает.
Но, с другой стороны, как еще убедить людей в том, что инвалидность не
помеха для полноценной жизни. <Потеря зрения не вызвала во мне ни депрессии,
ни
отчаянья, ни страха>,- вспоминает он сегодня. <Единственное, чему я сразу
сказал <нет>, так это морским путешествиям>. <С этим уж точно покончено>,-
моментально
пронеслось у меня в голове. <Но чем больше я убеждал себя в этом, тем больше
понимал, что мне просто нужно организовать все иначе. И другим я хочу
сказать:
не отчаивайтесь>. Впрочем, это сегодня Ховард призывает к оптимизму.
Возвращение к прежней жизни было не простым и для него. Одно только
вернуться к моряцкому
делу, уж не говоря о том, чтобы поднять парус и в одиночку выйти в море
вокруг земли - обо всем этом Ховард заговорил только после того, как снова
научился
управлять лодкой. <Я покривлю душой, если скажу, что все осталось так же,
как тогда, когда я был зрячим. Другое дело, что я сказал себе: просто теперь
все приходится делать с большим трудом. К примеру, научился же я спокойно
переходить оживленные улицы и перекрестки, притом, что я делаю это
практически
вслепую. Вот так и с мореплаванием>. <Проблемы-то, как вы понимаете, все те
же: исправность лодки и адекватная экипировка. Только дурак не отдает себе
отчета в том, что все приходит в негодность, ломается, а вы находитесь в
открытом море в тысяче, а то и двух, от ближайшего берега. Но, если вы
человек
разумный, то легко представите себе, как все это в один прекрасный момент
может привести к катастрофическим последствиям. Так что больше года я
работал
над тем, чтобы свести подобные риски к минимуму>.
А это значит, что Ховард не просто переделал двадцатифутовую лодку под новые
обстоятельства, чтобы сделать более комфортным свое плавание, но и
<нашпиговал>
ее специальными устройствами, позволяющими чувствовать себя в безопасности и
ему самому, и другим морякам. В частности, речь идет об электронной
навигационной
и опознавательной системе AIS, которая предупреждает Ховарда о наличии судов
примерно в 50-мильном радиусе. <Вот это вещь, теперь я точно знаю, где
находится
ближайший корабль, каким курсом он следует, с какой скоростью и даже как он
называется>,- восхищается он. Кстати, Ховард не просто технически
переоснастил
<Авало> под новые обстоятельства и нужды, но и сделал свое транспортное
средство максимально комфортным в плане экологии. Так, дизельный двигатель
он заменил
небольших размеров внешним устройством, работающим на солнечных батареях. <Я
постарался свести к минимуму все, что может нанести вред окружающей среде.
Практически все устройства, которые установлены на борту, начиная с рации и
заканчивая навигационными системами, работает от ветра или солнца>,-
поясняет
моряк.
Находясь в плавании, Ховард будет поддерживать постоянную связь с группой
школьников из Огайо, которые также имеют определенные физиологические
ограничения.
<Помимо чисто учебной информации о погоде, науке и географии, которую я
передам этим ребятам, я рассчитываю, своим примером показать тем, кто только
начинает
жизнь и начинает ее с темы или иными ограничениями, что они не должны
считать свои дефекты препятствием на пути к осуществлению своих помыслов>.
На вопрос
о том, чего он боялся больше всего перед выходом в плавание, Ховард
отвечает: <Тут не при чем ни море, ни шторма, ни пираты. Да и слепота тоже
не при чем.
Главная проблема - психика>. <Отчаяние способно завладеть любым человеком.
Представьте себя наедине с открытым морем. И так месяцами, вдали от
цивилизации,
ни с кем не поговоришь, никому не поплачешься в жилетку, и только постоянный
риск нападения со стороны. В таких условиях дашь малейшую слабину - и
депрессия
неминуема>.
Впрочем, по словам самого Ховарда, за удовольствие надо платить, и оно того
стоит. <Если вы еще ни разу не бороздили синих просторов, тет-а-тет с луной
и звездами, не видели, как в ночи светятся подводные глубины, открывая перед
вами жизнь их обитателей, если вы не познали величия океана, тогда
расправьте
парус и вслед за мной отправляйтесь на борьбу за красоту и прелесть жизни!>
Всеволод Кораблев, Лилия Вигдорчик
<ТУРПРОМ.ru>
Выпуск листа на новом месте: 6604
количество подписчиков: 278
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru