<Надо сохранить баланс между потребностями здоровой части населения и инвалидов>
16.07.2010
Создание комфортных условий проживания для малобильных граждан не ограничилось
рамками календарного 2009 года, объявленного мэром Москвы Юрием Лужковым
<Годом равных возможностей>, а переросло в стратегию повышения качества жизни
до 2020 года. Насколько эффективно программа будет претворяться в жизнь,
зависит от каждого участника строительного процесса.
О том, как застройщики выполняют все необходимые требования в этой области, мы
беседуем с заместителем начальника Управления по надзору за соответствием
строительных материалов требованиям технической документации Мосгосстройнадзора
Александром Итенбергом.
- Объекты, не приспособленные для нужд инвалидов, сейчас не сдаются в эксплуатацию.
Какие предъявляются требования к проектированию и строительству таких
зданий?
- Нормативная база в этой области была разработана еще в середине 90-х годов.
Основным документом, который регламентирует приспособление объектов для нужд
маломобильных граждан, стал новый Градостроительный кодекс РФ, выпущенный в 2004
году. Там заложено обеспечение беспрепятственного доступа лицам с ограничениями
к объектам социального и иного значения как один из принципов градостроительной
деятельности. С 2001 года действует СНиП 35-01-2001 <Доступность зданий
и сооружений для маломобильных групп населения>, в котором определены все требования
к разработке проектов и возведению подобных зданий.
Несмотря на обилие норм, до 2008 года системный подход к этой проблеме отсутствовал.
Точки над <и> расставило постановление Правительства РФ от 16.02.2008
N 87 <О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию>.
С этого момента раздел проекта, касающийся мероприятий для обеспечения
доступа инвалидов на объекты, стал оформляться отдельным томом, а также содержать
текстовую и графическую часть.
Каждый проект обязательно должен включать подробный перечень мероприятий по обеспечению
доступа инвалидов к объектам, обоснование конструктивно-планировочных
решений, описание благоустройства рабочих мест для граждан с ограниченными физическими
возможностями, схемы планировки земельного участка и поэтажные планы
здания с указанием путей перемещения, а также маршрутов эвакуации.
Основные требования предъявляются к въезду на территорию, передвижению по ней,
входным группам зданий, где должен быть подъемник или пандус, лифтовым кабинам.
Например, если лифтовый холл находится не на одном уровне с землей, а имеет несколько
ступенек и установка пандуса невозможна из-за превышения процента
уклона, необходимо в обязательном порядке оснастить подъезд подъемной платформой.
- И все-таки, до 2008 года существовали комплексные программы, направленные на
создание безбарьерной среды. Однако такие масштабы акция приняла только недавно.
- Верно. Дело в том, что в последней программе <Социальная интеграция инвалидов
и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы на 2007 - 2009
годы> появилось новое условие. Благодаря усилиям столичного Комитета государственного
строительного надзора в перечень обязательных документов, предоставляемых
заказчиком для получения заключения о соответствии объекта установленным градостроительным
требованиям, стала входить справка органов социальной защиты
населения.
Эта, казалось бы, формальная норма, по моему мнению, и дала основной толчок развитию
мероприятий по обеспечению доступности городских социальных и жилых
объектов для инвалидов. Департамент социальной защиты населения города Москвы
фактически раскрутил всю пружину, явился нашим помощником. Вместе с этим
изменилось и качество надзорной деятельности за проведением строительства.
- Всем ли застройщикам сейчас удается соблюдать существующие нормы?
- Конечно нет. Более того, если в проекте что-либо не предусмотрено даже вопреки
СНиПу, то и подрядчик никогда не станет брать инициативу в свои руки, проводя
дополнительные мероприятия. Поэтому Москомэкпертиза досконально проверяет соответствие
проектной документации необходимым требованиям.
Тем не менее многие допускают отступления от существующего проекта при возведении
зданий. Но и это отслеживается очень строго на всех стадиях строительства
совместно с Москомэкспертизой и департаментом соцзащиты. Среди основных нарушений
- отсутствие тактильных плиток на путях движения, беспороговой доступности
на входных группах зданий и квартир. Так, согласно СНиПу высота порога в дверном
проеме не должна превышать 2,5 сантиметра. Однако иногда он бывает и три,
и четыре сантиметра, а для колясочника это уже непреодолимо.
Излишние старания тоже не приводят ни к чему хорошему. Такое случается при занижении
бордюрного камня во дворах. По нормативу его высота относительно проезжей
части не должна превышать четырех сантиметров. Иногда, выводя это соотношение,
казалось бы, <в ноль>, строители, тем не менее, ставят колясочника в затруднительную
ситуацию. Потому что дальше подъем может оказаться очень крутым и без посторонней
помощи на тротуар не въехать. Нормальный же уклон не должен превышать
восьми процентов или пяти градусов. Поэтому переход от проезжей части к тротуару
стоит делать более протяженным. То же самое и с пандусами. Например, если
высота пандуса 1 метр, то он должен быть длиной не менее 12 метров.
Многие управы, отвечающие за укладку тактильной плитки перед пешеходными переходами,
перебарщивают с окраской, заливая желтым цветом огромные площади. А
это не только уродует город, но и не приносит пользы для слабовидящих людей,
которым нужно не большое желтое пятно, а переход по цветовой гамме. Согласно
нормативу, перед дорогой должна быть полоса шириной 30 сантиметров, на расстоянии
60 сантиметров до препятствия.
Управление, в котором я работаю, ежемесячно выдает около 15 предписаний заказчикам
и подрядчикам строительства, нарушающим нормативы по приспособлению зданий
для нужд инвалидов. Стоит сказать, крупных отступлений не было, все предписания
выполняются заказчиками и подрядчиками полностью. Из-за того, что проработка
проектной документации стала более качественной, строители гораздо ответственнее
подходят к делу.
- А какова ситуация с уже утвержденными проектами и переоборудованием старых
домов, не имеющих приспособлений для нужд инвалидов?
- Согласно СНиПу 35-01-2001 перечень объектов, доступных для лиц с ограничениями,
группа мобильности конкретного здания устанавливается заданием на проектирование.
А оно, в свою очередь, утверждается по согласованию с департаментом социальной
защиты населения города Москвы, в котором уже более года действует специальное
подразделение ГБУ <Дирекция по ремонтам и техническому обслуживанию учреждений>.
Туда мы направляем заказчиков для утверждения дополнительного задания
на проектирование в части обеспечения необходимых мероприятий для доступа инвалидов.
Если изменения не связаны с крупным нарушением конструктива здания
(например, сносом несущей стены), повторных согласований с Москомэкспертизой
не требуется.
В прошлом году на Координационном совете по делам инвалидов и других лиц с ограничениями
жизнедеятельности при мэре Москвы было принято решение: здания,
которые возводятся по проектам, утвержденным до 2008 года и не содержащим подробного
раздела по мероприятиям для инвалидов, необходимо приспособить, по
возможности, без нарушения конструктива здания и крупных финансовых затрат.
Что касается переобустройства уже существующих домов, здесь проблема намного
серьезнее. Например, в отличие от современных в жилых зданиях 50 - 70 годов
постройки отсутствуют грузопассажирские лифты с большой шириной дверного проема
кабины, которые жизненно необходимы колясочникам. Решение этой проблемы
связано с расширением не только створок кабины, но и лифтовой шахты, что влечет
за собой большие финансовые затраты. Тем не менее, создание комфортных
условий проживания для лиц с ограниченными физическими возможностями максимально
предусмотрено программой капитального ремонта.
- Некоторые проектировщики озвучивают предложения создавать квартиры для маломобильных
граждан на первых этажах здания. Вы считаете это оправданным?
- Скажу больше: подобные жилые дома уже существуют. В них первые этажи изначально
запроектированы под строительство специализированных квартир для инвалидов.
Зачастую они даже имеют отдельные входы, располагающиеся с обратной стороны здания.
Внутри такие квартиры также приспособлены для перемещения маломобильных
граждан. Расширенные дверные проемы комнат, санузла и безбарьерный выход на балкон
делают проживание колясочников более комфортным и позволяют передвигаться
в помещении без посторонней помощи. Пока они не получили широкого распространения.
В прошлом году было сдано менее 100 специализированных квартир для инвалидов.
В общем, это хороший вариант, но у него есть как положительные, так и отрицательные
стороны. Например, в западных странах строятся отдельные малоэтажные
поселки для маломобильных граждан, где здания, начиная от магазинов и социальных
объектов и заканчивая квартирами, абсолютно приспособлены для их проживания.
Однако у некоторых инвалидов такой подход вызывает отрицательные эмоции, ведь
они считают, что их загоняют в своеобразное гетто.
- Есть ли какая-то положительная тенденция в создании комфортных условий проживания
маломобильных граждан?
- Конечно, особенно по сравнению с 2006 - 2007 годами. Во-первых, существенно
повысилось качество проектирования. В 2007 году редкий проект содержал подробное
описание требований, связанных с приспособлением объекта под нужды инвалидов.
Единственный минус в том, что проектные организации зачастую делают уклон
в сторону обеспечения доступности только для инвалидов-колясочников, забывая
о слепых, глухих и опорниках. Но мы стараемся как можно больше обращать на
это внимание и проверяем, чтобы объекты были комплексно приспособлены для инвалидов.
Но если мы выполним все мероприятия для маломобильных граждан на 100%, то каким
будет выглядеть наш город? Здесь должен использоваться термин <разумное
приспособление>, то есть сохранение баланса между потребностями здоровой части
населения и инвалидов. Поскольку перенасыщение конкретного объекта специальными
устройствами порой выглядит нелепо, неудобно, а иногда даже опасно.
И все-таки пока количественные мероприятия, которые в большом объеме проводятся
в Москве, переходят в качество жизни инвалидов не так быстро. О результатах
нашего труда можно будет судить только тогда, когда мы увидим инвалидов на улицах
города.
Беседовала Ольга Еремина
<
Московская перспектива
>
Выпуск листа на новом месте: 5476
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru