Малофеев: с "особыми" детьми должны работать только специалисты
01.07.2010
По оценкам Минобрнауки, сегодня в России 450 тысяч детей школьного возраста с
разной степенью отклонений в развитии и здоровье. О том, кто и как с ними
работает, в интервью
РИА Новости
рассказывает директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев.
- Николай Николаевич, насколько коррекционные школы укомплектованы квалифицированными
педагогами?
- Педагогов с соответствующим образованием в таких школах не более 20%. В Москве,
Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, в больших городах, эта цифра
достигает 100%. В отдельных регионах, бывает, на всю школу два-три дипломированных
дефектолога; подобные школы следовало бы нещадно закрывать - работать
с детьми должны специалисты.
Есть всякого рода ускоренные курсы подготовки коррекционных педагогов, но к их
дипломам я отношусь скептически - подчас лучше бы такой специалист вообще
не приходил к детям; кроме его <видения> нужны профессиональные знания.
- Каких специалистов не хватает более всего?
- Высококвалифицированных сурдо- и тифлопедагогов, учителей, умеющих работать
с аутичными детьми. И на этом фоне явный переизбыток логопедов. Увы, и из
них подавляющее большинство способно помочь лишь в относительно простых случаях.
Это мастера <ставить звуки> нормально слышащим дошкольникам. Спектр же
проблем несравнимо шире: работа с безречевыми детьми, заикающимися, с теми, кто
теряет речь в результате тяжелых травм, инсультов и прочее. Таких больных
десятки тысяч, а нужных им логопедов раз-два и обчелся. Положение стало меняться
к лучшему, но крайне медленно.
- Кто идет в эту сферу, и куда уходят подготовленные специалисты, если в школах
их не хватает?
- Педвузы нынче нередко выбирают по принципу <куда легче поступить>. Во время
моей учебы в институте профессия дефектолога была династийной. Часто в нее
шли те, кому знакомы тяготы жизни инвалида на примере близких, ими двигало желание
помочь другим. Кстати, за вторым высшим образованием все чаще идут мамы
детей с ограниченными возможностями, чтобы помочь своему ребенку - многие из
них не удовлетворены качеством помощи профессионалов.
Выпускники же минуют двери ждущих их образовательных учреждений по разным причинам:
одни меняют профессию, другие предпочитают заниматься частной практикой
- нагрузка меньше, оплата выше. Гуманистические идеалы не всегда выдерживают
испытание рыночной экономикой.
- Какая подготовка нужна учителю обычной школы, чтобы работать с <особыми> детьми
при инклюзивном их обучении?
- Я предпочитаю говорить об интегрированном обучении, оно имеет много организационных
форм, моделей. Инклюзия (включение) одна из них. Интеграция, безусловно,
оптимальная форма. Интеграция/инклюзия - идеал, к которому надо стремиться. Но
интегрированное обучение, тем более инклюзия, полезны, увы, далеко не всем.
Вряд ли полезен и неподготовленный ввод ребенка-инвалида в обычную группу детсада,
в класс. Любовь и доброжелательность - обязательные, но не единственные
компоненты интеграции. Воспитатель и учитель обязаны предварительно получить
необходимый минимум специальных знаний. Прежде всего, правила общения с ребенком-инвалидом:
так, недопустимо облокачиваться на поручень коляски - это вторжение в личное
пространство. Особенности общения с родителями интегрированного ученика -
они как никто другой нуждаются в участии и понимании их проблем педагогом.
В Германии есть правило: общаясь с родителями, найдите повод сказать о двух позитивных
моментах и только затем о том, что у ребенка не получается.
Школьник-инвалид - тоже ребенок, и он может шалить, вести себя плохо, но не каждому
можно делать замечание громким голосом или в резкой форме, требовать
на уроке ответа, не дав времени собраться. Следует учитывать психическое и физическое
состояние ученика в данную минуту, дабы не спровоцировать эмоциональный
срыв.
- Как давно ведется у нас подготовка педагогов для системы интегрированного образования?
- По сравнению со странами благоденствия, интеграция/инклюзия начали вводиться
у нас <на опережение>, без предварительной подготовки специалистов. А, допустим,
в Дании уже в начале 1950-х во всех учреждениях, готовящих педагогов, были введены
курсы по выбору - по специальной психологии, специальной педагогике,
студент обязан был прослушать один из них.
В России, думаю, наиболее профессионально вопрос решается в Москве. На базе Московского
института открытого образования 9 лет осуществляется повышение квалификации
педагогов в области интегрированного образования, со следующего учебного года
в желанный процесс повышения квалификации педагогов включатся еще несколько
столичных вузов.
Второе направление - организация региональными институтами развития образования
дистанционного обучения и консультирования воспитателей и учителей общеобразовательных
учреждений. Подобную работу ведет и наш институт. В ближайшие год-два необходимость
получить дополнительные знания почувствуют практически все, кто включен
в систему массового образования.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости
Выпуск листа на новом месте: 5441
количество подписчиков: 230
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru