РАССЫЛКА «ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»
Ведущий рассылки – Денис Рогаткин
Юниорский союз «Дорога»:
http://sos.karelia.ru/doroga/doroga@karelia.ru
--------------------
Добрый день всем!
Почитаем письмо от Евгения Криштафовича.
--------
Привет, Денис!
Прочитал в рассылке твой призыв поделиться опытом в области организации ученического
самоуправления в Эстонии и с удовольствием реагирую. Надеюсь, у российских читателей
вызовет интерес практика их эстонских коллег.
Поскольку тема достаточно широкая, и не так-то просто решить, с чего, собственно,
начинать, позволю себе оттолкнуться от материалов всероссийского конкурса моделей
ученического самоуправления, предложенного объединением "Новая цивилизация".
Просмотрев темы конкурса и более-менее представив направление его вектора, считаю
необходимым обратить внимание на то, что отличием эстонской модели самоуправления
в школе является то, что она не задумывалась, как часть учебно-воспитательного
процесса. То есть воспитание новых "губернаторов и президентов", равно как и
разучивание на примерах отдельных её моделей функций государственного (публичного)
сектора - это есть побочный продукт основного процесса. А процесс этот направлен
на замену советского типа школы западной моделью. Главная проблема здесь заключается
в демократизации внутренних процессов, происходящих в школе: привлечение учеников
к решению всех проблем, связанных со школьной жизнью, и, как следствие, улучшение
учебной среды. Неоспоримым является факт, что наилучшая школа - та, которая отвечает
общественным ожиданиям. Заказчиками, в этом случае, являются сами ученики, а
значит именно их мнение должно являться определяющим, как в вопросах функционирования
отдельного учебно-воспитательного учреждения, так и государственной системы образования
в целом. Задачей модели ученического самоуправления в этом случае является создание
оптимальных условий для прозрачной системы высказывания учениками своего мнения,
а также для участия их в процессах регулирования системы образования, начиная
с самого высшего до минимального уровня (т.е. конкретной школы).
Теперь тоже самое, только на практике: что такое ученическое самоуправление в
Эстонии с точки зрения законодательства? Цитирую Закон ЭР об основной школе и
гимназии: "Ученическое самоуправление - это право учеников в соответствии с законом
самостоятельно решать и управлять вопросами жизни учеников, исходя из интересов,
надобностей, прав и обязанностей учеников". То есть ученическое самоуправление
- это право. Предлагаю это положение запомнить, поскольку оно является одновременно
основной мыслью всей эстонской модели. Самоуправление - это право учеников. А
реализовать своё право ученики могут, избрав ученическое представительство. Оно,
это представительство, не может быть ни республикой "Шкид", ни королевством,
ни племенем, ни "крышей" с "паханом" во главе. Представительство, несмотря на
то, что его форма не закреплена ни одним правовым актом (даже рекомендаций не
издано), остаётся представительством, призванным защищать интересы всех без исключения
учеников данной школы. Моё личное мнение: чем больше там игрушек, тем больше
это напоминает песочницу. Поэтому я отношу себя к противникам всякого рода школьных
конституций с президентами и судебными органами, а также министрами по вопросам
дежурства в левой рекреации. Эти модели не будут работать, если мы принимаем
за основу те идеи, которые я изложил в предыдущем абзаце. Они несовместимы.
Итак, право на самоуправление у учеников есть. Представительство тоже, избранное
по уникальной модели выборов, существующей в каждой школе. Это может быть поимённое
голосование, списки кандидатов (предвыборные блоки) - как угодно. Что дальше?
Виноват, не сказал самого главного: после того, как мы изберём (не отловим в
коридоре пару отличников, а именно изберём) первый состав представительства,
он должен взять на себя составление своего устава. Устав, конечно, можно потом
изменять, однако чем качественнее он будет сделан с самого начала, тем лучше.
С точки зрения практики, скажу, что чем больше положений, списанных с закона,
устав будет содержать - тем лучше. Например, по нашим законам, представитель
учеников имеет право присутствовать на педсовете (на каждом его заседании, независимо
от повестки дня) и должен быть избран в попечительский совет школы, куда также
входят представители педколлектива, родителей и собрания местного самоуправления
(волости, города, в Таллинне - части города). Почему это важно, если и так в
законе прописано? А потому, что пока до наших школ доходят законы, вымереть успеют
не только динозавры. Система государственного надзора и так перегружена, чтобы
успевать следить за пропорциональным представительством учеников в органах управления
школой. Эту роль как раз должны взять на себя некоммерческие организации, занимающиеся
проблематикой ученического самоуправления. Должен признаться: в Эстонии с этим
есть проблемы. Особенно в школах с русским языком обучения. Завуч одной русской
школы в Тарту мне лично доказывала, что ученикам нечего делать на педсовете,
ибо проблемы, обсуждаемые там, "не для их ушей". И трясла перед моим носом "Положением
о педсовете", принятом в этой школе. Тот факт, что это "Положение..." находится
в противоречии с постановлением министра образования и науки, её никак не смущал.
Действительно, вдруг ученики станут свидетелями многих не совсем красивых картин,
происходящих на учительском собрании! Это, конечно, будет очень прискорбно. Однако
закон есть закон, и надо его исполнять.
Каким мы - наша организация - видим выход из создавшегося положения? Мы планируем
издать к 1 сентября рекомендации по составлению устава ученического представительства
в школе с указанием всех правовых актов, регулирующих этот процесс. Болванка,
которую мы тоже, разумеется, напишем, будет содержать все доступные права и возможности
для осуществления ученического самоуправления в каждой школе. Наш опыт показывает,
что там, где мы вмешивались и проводили обучение - самоуправление начинало действовать.
Но даже сотня русских школ по всей Эстонии - наша основная целевая группа - очень
большое количество, с которым не так-то просто справиться. Однако, ставить на
поток эти программы нужно, поскольку, если уделять внимание только нескольким
элитным школам - проблема не решится никогда.
Немного об истории ученического самоуправления в эстонской школе. Когда оно,
как таковое, зародилось - не знает никто. Считать ли политические собрания времён
Освободительной войны (1918-1920), когда старшеклассники in corpore шли защищать
независимость - ученическим самоуправлением, это вопрос риторический. Мне кажется,
отправной точкой существования нынешней модели ученического самоуправления следует
всё таки считать февраль 1999 года, когда Рийгикогу (парламент Эстонской Республики)
принял поправки к Закону об основной школе и гимназии, некоторые из которых я
процитировал выше. Они являются калькой с Закона об университетах, предусматривающего
право студентов на самоуправление. Насколько я знаю, в России сейчас тоже ведутся
очень жаркие дискуссии относительно введения такого института в ВУЗ-ах. Во всяком
случае, в прошлом году в Таллинн приезжала очень представительная делегация Министерства
образования РФ, которая интересовалась нашим опытом в этом вопросе. Да, студенческие
представительства являются примером для ученических и по их модели вводили эту
систему в школах. В высших учебных заведениях представительства действуют очень
активно, и состоять в них - большая честь. Например, в Тартуском Университете,
где я имею честь обучаться, студенческое представительство избирается по спискам.
Так молодёжные объединения и даже политические партии тратят немыслимые, казалось
бы, деньги, чтобы их представители туда попали. Средства уходят на плакаты, газеты,
сувениры, визитки, буклеты. И даже, как ни прискорбно, на подкуп избирателей.
Да-да! Один голос стоит бутылку лучшего эстонского пива - такой была такса этого
года. Возмущённым избирателям о таких вопиющих бесчинствах докладывают студенческие
газеты.
Рано или поздно, такая же борьба будет и за место в ученическом представительстве.
В школе, где я учился, так было. Пивом, правда, голоса не скупали, однако политическая
драка была серьёзная. Интрига - не меньше, чем на выборах в Рийгикогу, клянусь!
Школа месяц жила только разговорами, кто же станет новым председателем ученического
представительства! Всё, как в Америке - там это начальная стадия карьеры. Посмотрите
их фильмы про школу - лидеры совета являются безусловными авторитетами в школьной
среде, потому что имеют реальное влияние. Учитывая объём полномочий, в лидеры
пробиваются только те, кто их "потянет". Разумеется, со дня это сделать невозможно.
Такая ситуация может создаться только при условии авторитета самого представительства.
Вопрос же его становления - совсем не простой. Из личного опыта могу сказать,
что признанием наших стараний в этом сложном деле был большой скандал, устроенный
мне, как председателю совета, одной классной руководительницей, чьих учеников
"обделили" при распределении квот. Дело в том, что они в своё время "проспали"
регистрацию кандидатов и их места с удовольствием заняли представители других
классов. Поначалу это никого не интересовало. Но потом, когда представительство
заявило о себе - Боже мой, какой это был скандал! А уж когда истёк второй срок
правления (я тогда учился в 12 классе и сложил с себя полномочия председателя),
там шла такая драка за кресла, что парень, который по регламенту должен был замещать
меня до момента выборов, сказал, что он уходит, ибо не выдерживает давления.
К власти тогда впервые пришла девушка. Кстати, в моей бывшей гимназии до сих
пор царит матриархат в ученическом представительстве. Сильная половина находится
в меньшинстве.
Третий год я слежу за развитием республиканской программы развития ученического
самоуправления, разработанной нашим объединением, со стороны - уже на правах
теоретика. Уйдя из школы, осознал, что никакой пользы от меня, несмотря на мой
опыт, уже не будет, ибо заниматься становлением самоуправления на бумаге - экологическое
преступление. И так леса всё меньше, поэтому бумагу нужно беречь и не переводить
её на ненужные документы. Этим нужно заниматься либо на практике, либо не заниматься
вообще. Сейчас в сотрудничестве с Министерством образования и науки мы разработали
новую программу, которая позволит изменить систему республиканского союза ученических
самоуправлений и сделать его ещё ближе ученикам, чтобы он больше помогал им в
их собственной деятельности. Те, кто стояли у истоков этого движения - мы все
уже окончили школу и пришли к общему мнению, что "маячить" там не стоит. Поэтому
и разработали новую программу в подарок молодому поколению - чтобы у них была
какая-то база и они не пытались сделать ту работу, которую мы в своё время уже
сделали. А уж развивать это всё дальше должны те молодые люди, которые сейчас
учатся в школе. Мы готовы помогать и консультировать.
Если коротко, то это всё. Готов ответить на дополнительные вопросы, если они
появятся. Более подробно ознакомиться с организацией, которую я представляю,
можно здесь: http://www.or.ee Программа содействия развитию ученического самоуправления - http://www.or.ee/prog/suppsc.shtml.ru Резолюция о жизнеспособности ученического самоуправления - http://www.or.ee/docs/viability-res.shtml
* О деятельности "Открытой Республики" - http://www.or.ee/philosophy.shtml.ru
Желаю всем жаркого лета и буду рад получать дополнительную информацию о конкурсе,
а также сотрудничать в сфере обмена опытом между нашими организациями по развитию
ученического самоуправления!
С уважением,
Евгений Криштафович
Таллинн, Эстония